Слайд 1
ВЗЯТИЕ РИМА ВАРВАРАМИ
И пришло время собирать камни
Слайд 2
Цель нашего занятия по теме « Взятие Рима варварами» попытаться выяснить
почему фраза:
«И пришло время собирать камни»
Написана в самом начале презентации под темой урока
Слайд 3
К концу IVвека Римская империя достигла пика
своего могущества под властью
Рима
находился почти весь древний «цивилизованный мир». Назовите страны ?
Слайд 4
Испания, Галлия, Британия, на севере римляне соседствовали с германскими и славянскими
племенами, Италия, север Африки, почти вся Азия, Египет.
Слайд 5К тому времени Римское государство переживало глубокий кризис:
Ослабела власть императоров.
Решающей силой
становится армия- римские легионы, в которых служат наемники, в большинстве своем не римляне.
Хозяйство приходит в запустение.
Слайд 6
К IV веку н.э. власть императора ослабела, решающей силой в государстве
становится армия. Легионеры свергали неугодных императоров, приводили к власти того, кто больше заплатил.
Слайд 7
Постоянные войны легионеров и борьба императоров за власть сильно ослабили государство.
Империя начинает распадаться.
Слайд 8Для защиты границ нужно было содержать огромную армию.
Римские императоры увеличивали налоги,
что приводило к разорению жителей сел и особенно городов
Слайд 9Жители городов, где в хорошее римское время процветала торговля, ремесло, строительство
не могут справиться с бременем налогов и римская торговля приходит в
УПАДОК
Слайд 10Горожане спасаясь от голода и налогов бегут в сельскую местность.
Императоры
принимают указы, запрещающие ремесленникам и торговцам уходить из города.
Того кто сбежал ловят и возвращают.
Горожане теряют.
СВОБОДУ
Слайд 11В сельском хозяйстве труд рабов, составляющий основу хозяйственной жизни империи невыгоден.
Рабы
работают плохо, ломают орудия труда, поднимают восстания. Землевладельцы несут убытки.
Наблюдается упадок рабовладельческого хозяйства
Слайд 12Крупные землевладельцы делят свою землю и сдают ее в аренду горожанам
и разорившимся земледельцам. Появляются колоны, которые за это часть урожая отдают владельцу земли.
Слайд 13Императоры вводят новые налоги, труд колонов становится невыгоден
Колоны спасаясь от налогов
переходят под защиту крупных землевладельцев и теряют
СВОБОДУ
Слайд 14Хозяйственное разорение ,утрата римлянами своих свобод ослабили Римское государство
Слайд 15Римляне забыли отеческие нравы: богатые погрязли в пирах и роскоши, а
бедные требуют « хлеба и зрелищ»
Империя переживает духовный кризис: христианство побеждает в борьбе с древним многобожием.
Слайд 16 А тем временем варвары усиливают натиск на границы империи. Десятки
варварских племен – отряды воинов вместе с женами, детьми, скарбом и скотом- неудержимой лавиной двинулись вглубь империи.
Так началось Великое переселение народов
Слайд 17
Мир варваров был совсем не похож на мир античной цивилизации. Они
не знали городов. У них не было государства. Жили варвары небольшими родовыми общинами, объединившимися в племена. Во главе племен стояли вожди. Верили во множество богов и были великолепными воинами. Превыше всего ценили свободу.
И вот с таким врагом придется столкнуться римлянам.
Слайд 18ГУННЫ – АТТИЛА 451-й год
ГОТЫ – АЛАРИХ 410-й год
ВАНДАЛЫ
Слайд 19 После разделения империи Аларих, вождь готов, двинул свои
полчища на «вечный город». На всем пути угнетенный люд поддерживал Алариха.
Готы идут на Италию.
Слайд 20
Командовал имперским войском военачальник Стилихон, германец.Он нанес поражение Алариху. В ту
пору императором на Западе был трусливый Гонорий, который отсиживался на севере Италии в крепости..
Слайд 21
Когда опасность миновала, приближенные настроили императора против полководца. Клеветали, что
будто Стилихон замыслил захват верховной власти, сговорился с Аларихом: ведь они оба германцы!
Слайд 22
Гонорий повелел казнить Стилихона. Его схватили, и обезглавили, началось избиение соратников
Стилихона: германцев, состоявших на римской военной службе, тридцать тысяч легионеров-варваров перебежали к готам, требуя вести их на Рим.
Слайд 23
«Покорён город, которому покорялась земля!»
Аларих решился на осаду Рима..
Готы окружили город
и в 410 году Рим пал под натиском варваров
Слайд 24
Страшное впечатление произвело взятие Рима на жителей империи. «Мой голос пресекся,
когда я услыхал, что покорен город, которому покорялась вся земля! Погас светоч' мира»,— писал современник этого события.
Слайд 25
Падение Западной Римской империи.
Рим уже не мог противостоять варварам. В
середине 5-го века он был захвачен вандалами, разорен.
Вожди варваров управляли западными провинциями и Италией
Слайд 26
В 476 году один из германских военачальников Одоакр лишил власти последнего
римского императора. Звали его, как и основателя города, Ромулом. Знаки императорского достоинства — пурпурный плащ и диадему германцы отослали в Константинополь. Западная Римская империя перестала существовать
Слайд 27476 год
Падение Западной Римской империи
Можно ли было его предотвратить? Вряд ли.
И
варвары были сильны и многочисленны
И, самое главное, Рим был не тот , что во времена Ромула и Цезаря.
Империя погибла – но ее достижения в культуре многих народов, населяющих этот мир
Наступает новая историческая эпоха- Средневековье
Слайд 28
Вернемся к началу урока и ответим на вопрос
ПОЧЕМУ?
«И пришло время собирать
камни»
Слайд 29Вывод.
Причины падения Западной Римской империи:
Экономические, выраженные в запустении хозяйства, неэффективности труда
рабов.
Политические, выраженные в ослаблении власти римских императоров.
Внешнеполитические, выраженные в усиливающемся натиске варваров на границы империи.
Слайд 30
1 вариант: А1-2; А2-4; А3-4;А4-2; В1-4,5
2 вариант: А1- 1; А2- 4;
А3- 4;А4- 1;В1-3,5
Слайд 31
Д/з:
1. СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ПО ПРОЙДЕННОЙ ТЕМЕ (ВЫБОРОЧНО);
2. ЧТЕНИЕ И ПЕРЕСКАЗ
§ 60, С.277-281 (ДЛЯ ВСЕХ);
3. ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ (ДЛЯ ВСЕХ
Слайд 32
интерес,
возбуждение
печальный,
грустный
сердитый,
раздражение
скука
счастливый, удачный
Слайд 33Литература
Intel «Обучение для будущего»: Учеб. Пособие-7-е изд., испр.- М.:
Интернет –Университет Информационных технологий, 2006.-128 с.+СD
Общая редакция: Е. Н. Ястребцевой и Я.С.Быховского.
Колпаков С.В. ,Рогожкин В.А., История Древнего мира. Учебник для 5-го класса основной школы .-М.: Баллас, 2006.- 304 с., илл.
Вигасин А.А.,Годер Г.И., История Древнего мира. Учебник для 5-го класса основной школы.-М.:Просвещение, 2004.-287с.:ил.,карт.