Слайд 1Александр I
Внутренняя и внешняя политика
Слайд 3Интересные факты о биографии:
Полное имя: Александр Павлович I Благословенный;
Современники называли Александра
«Загадочный сфинкс»;
Воспитан сторонником бабки, просветителем, республиканцем Ф.П. Лагарпом;
У него не было детей, кроме незаконнорожденной дочери от М.А. Нарышкиной. Девочка умерла в ранней юности.
Негласный Комитет Александра называли «Шайкой Якобинцев»;
По одной из легенд, Александр не умер в Таганроге, а скрылся в Сибири под именем старца Федора Кузьмича. Умер Федор Кузьмич 20.01.1864г.
Слайд 4Внутренняя политика Александра I. Либеральный этап 1801-1815 гг.
Причины проведения реформ:
Распространение в
России либеральных идей французского просветления, на которых было воспитано новое поколение политической элиты;
Опасения, что в случае отсутствия реформ в России произойдет революционный взрыв, подобный французской революции XVIIIв.
Слайд 5Главные преобразования 1801-1806 гг
Слайд 6Первые реформы.
Ликвидация последствий
правления Павла I
Помилование заключенных: освобождены политические заключенные,
восстановлены в должностях государственные деятели;
Уничтожена тайная канцелярия – важнейший институт политического сыска;
Отмена пыток, смягчение цензуры;
Восстановление Жалованной грамоты дворянству и городам;
Либерализация и развитие системы образования.
Слайд 71801 год. Негласный комитет
Адам Чарторыйский. Мятежный польский аристократ, участвовал в восстании
Костюшко и был интернирован в Россию. Прощен, приближен ко двору.
Виктор Кочубей. Богач и аристократ. В 1792г. вернулся из Франции с твёрдым выводом о закономерности революции.
Павел Строганов. Сын Екатерининского вельможи. С симпатией воспринял первый этап Французской революции.
Николай Новосильцев. Самый старший из всех. Высокообразованный, просвещенный человек.
Слайд 8Что обсуждали в негласном Комитете?
Слайд 9Деятельность негласного комитета:
Обсуждение будущих реформ в России;
Отмена крепостного права;
Введение в России
конституционных форм правления;
Разработка указа, запрещавшего продавать крестьян без земли и др.
Слайд 10Зачем нужен был «Негласный комитет» Александру?
Слайд 11Значение деятельности негласного комитета:
Четыре с лишним года (до осени 1805 года)
проходили тайные встречи негласного комитета. И с каждым месяцем становилось понятно, что ни члены Комитета, ни сам император не были готовы к реформам, о которых они вели речь. Участники совещаний не были готовы идти на риск.
Сам факт существования Комитета, участие в нем видных сановников во главе с императором указывали на то, что у высшей власти созревало понимание необходимости реформ в России, перевода России на новые цивилизационные рельсы.
Слайд 13Меры по крестьянскому вопросу
1801г. – право покупки земли получают купцы, мещане,
государственные и удельные крестьяне.
О чем свидетельствует данная мера? (Указ не посягал на основы дворянского землевладения, сохраняя их монопольное право на землю, но теперь собственниками земли могли стать даже крестьяне (кроме помещичьих))
Запрещение публиковать объявления о продаже крепостных крестьян.
Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках с разделением семьи.
Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь за маловажные проступки.
Указ, по которому помещик был обязан кормить своих крепостных в голодные годы.
Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г.;
Слайд 141803 год. Указ о вольных хлебопашцах
20 февраля 1803 года появился новый
указ о вольных хлебопашцах. Постепенное освобождение крестьян от крепостного права.
Крестьянин должен был уплатить большой откуп за землю, но это уже был большой шаг, так как крестьяне перестали быть безусловно зависимыми и имели шанс обрести свободу.
Этот акт имел в большей степени моральное, нежели практическое значение.
Слайд 151809 год – указ, запрещающий помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь
без суда.
Слайд 178 (20) сентября 1802г.
Учреждение министерств вместо коллегий.
Слайд 188 (20) сентября 1802г.
Учреждение министерств вместо коллегий.
Слайд 20« Не угодно ли Вам, государь, обменять мне этого человека
на
какое-нибудь королевство?»
Наполеон
Слайд 21«Я изучил все существующие в мире конституции и ежедневно встречался с
императором, с которым обсуждал каждую деталь документа»
М. Сперанский
Слайд 22Сперанский разработал проект реформы гос. управления
«Введение к уложению государственных законов».
В нем был принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Госсовет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.
Другими словами, предложил конституционную монархию.
Учреждение Государственного совета в 1810 году было единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского.
Слайд 231 января 1810 года – учреждение по предложению М. Сперанского Государственного
совета (просуществовал до 1917 года).
Государственный совет – законосовещательный орган при императоре.
Слайд 24Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского не предусматривал. Однако М.М.Сперанский выступал за
ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли М.М.Сперанского, не могло быть наказано без суда. Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов М.М.Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев).
Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан — сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.
Слайд 26Серьезное значение придавалось обучению. Реформа образования Александра 1 фактически привела к
созданию государственной системы образования.
Возглавило ее Министерство народного просвещения.
Слайд 2719 (31) октября 1811 г.
Основание первого в России императорского
Александровского
(Царскосельского) лицея
Слайд 28Это интересно:
Ознакомьтесь с цифрами. По данным на 1810г. только 13% чиновников
имели высшее образование, около 22% - низшее и среднее, 31% - домашнее, уровень которого был очень низкий.
Чтобы побудить чиновников учиться, 24 января 1803 г. был издан указ, который предупреждал, что через пять лет лица, не представившие свидетельства об окончании учебного заведения, не будут переводиться в высшую должность. А по указу от 6 августа 1809 г. каждый чиновник, чтобы получить следующий чин, должен сдавать определенный экзамен.