Слайд 1ВИЗАНТИЙСКАЯ
КУЛЬТУРА
Подготовила: учитель истории и обществознания
МКОУ «Быковская СОШ»
Ерофеева Т.И.
Слайд 3Формирование основ
Культура Византии является наследницей культуры Римской империи – ромеи заимствовали
оригинальные концепции и достижения античного мира в области права, изобразительного искусства, музыки и архитектуры.
Но географическое расположение государства, его торговые связи и особенности миграции народов, открыли национальные границы для влияния Востока.
Этот симбиоз исторического прошлого античного периода и варварского окружения послужил основой для формирования совершенно особенного образования.
Слайд 4Периодизация
История Византии напоминает маятник. Расцветы сменялись падениями, провоцируемыми внешним воздействием или
внутренними междоусобицами.
Схематично, можно выделить следующие периоды:
IV — VII вв. — начало формирования собственной идентичности: борьба античного наследия и христианского богословия;
начало VIII — первая половина IX в. - период экономического и культурного спада, вызванного междоусобными конфликтами;
вторая половина IX —Х вв. — восстановление величия, подъем на территории всего царства;
XI — XIIвв. — два века величайшего расцвета – именно в этот момент мозаика и иконопись приобретают свою наиболее завершенную форму;
XIII в. — разграбление Константинополя крестоносцами, спад влияния с периодическими попытками восстановить могущество;
XIV — начало XV в.— кризис и падение. Завоевание османами.
Слайд 5Особенности византийской культуры
Синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций
Сохранение
традиций античной цивилизации, послуживших в последствии основой европейской культуры эпохи Ренессанса
Крепкие государственные устои, способствовавшие сохранению светского художественного творчества
Формирование православия, повлиявшего на философско-богословские воззрения, на систему христианских этических и эстетических ценностей
Слайд 6Византийской культуре были свойственны:
зрелищность и спиритуализм;
эклектизм стилей и направлений;
сакральность и культовость.
Слайд 7Богословские споры о смысле человеческого существования, месте человека во вселенной, о
его возможностях
Антропологический максимализм
(Древняя Русь)
Антропологический минимализм
(Западная Европа)
Слайд 8Предназначение христианского храма от отличие от античного (языческого)
Античный храм
Все праздники проходят снаружи, на площади =>важен наружный вид храма
Христианский храм
Обряд совершается внутри храма =>
важно внутреннее убранство храма
Слайд 9Требования к внутреннему пространству христианской церкви
Должно быть вместительным и удобным для
совершения ритуала
Места для священнослужителей и «паствы» разграничены
Особое место для алтаря
Содержать христианскую символику
Слайд 10
Виды христианских храмов
Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в
длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых
Слайд 11Реконструкция церкви св.Петра
Рим. 400 г.
Слайд 12Церковь Сан-Аполинаре
Равненна, начало 6 в.
Слайд 13Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных
внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.
Слайд 14План-схема крестово-купольного храма
Слайд 16Соборный Баптистерий
Равенна, 5 в.
Слайд 17Монастырь Пантократор
Стамбул. 12 в.
Слайд 18Собор Святой Софии.
Стамбул (Константинополь). 6 в.
Слайд 19Живопись и прикладное искусство
расцвет мозаики (смальта);
высокая одухотворенность образов;
иконопись как основная форма
живописи;
под влияние иконоборцев замена индивидуальных образов орнаментальными мотивами, изображениями природы, животных;
вырабатывается строгий живописный канон в размещении религиозных изображений;
реставрация индивидуализации иконописных изображений
Слайд 20Главные формы византийской живописи
Монументальная ( мозаика)
Станковая (иконопись)
Книжная миниатюра
Слайд 21Византийская мозаика
Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа
или картины.
Главной техникой византийской мозаики преимущественно был прямой мозаичный набор, при котором элементы укладываются обратной стороной на постоянную основу.
Смальтовые композиции отличались большим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности.
Слайд 23Византийская кладка рассчитана на восприятие изображения с большого расстояния — картины отличаются некоторой
неровностью, «бархатистостью» оттенков и фактур, что «оживляет» созданные изображения.
Слайд 25Иконопись Византии
Развитие жанра изобразительного творчества можно разделить на несколько периодов:
доиконоборческая эпоха;
иконоборство;
постиконоборческий
период.
Слайд 26Икона «Архангел Михаил»
Вторая половина XIV века. Византийский музей, Афины
Слайд 27Икона «Лествица»
Конец XII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай
Слайд 28Икона
Владимирской
Богоматери.
Москва.
Третьяковская
галерея
Слайд 29Книжная миниатюра
Книжная миниатюра является важной отраслью византийского искусства. В идейном, стилистическом
и сюжетном плане она прошла те же этапы развития, что и монументальная живопись и иконопись.
Византия унаследовала от античности особую любовь к книге. До IX в. в империи господствовало унциальное письмо с крупными буквами, оно употреблялось для создания роскошных кодексов.
Слайд 30Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. Хлудовская псалтырь. Византия, ориентировочно
850 год
Слайд 31Унциальное и минускульное письмо
В истории византийского книжного письма можно выделить два
периода: ранний, характеризующийся преобладанием унциала, и начинающийся с IX в. «минускульный» .
Унциальное письмо возникло, когда писчий материал, папирус, был дешевым. Оно крупное, четкое, со сравнительно небольшим числом сокращений. Буквы поставлены обособленно и почти все они одинаковой высоты: они словно размещаются между двух мысленных линеек.
В основе каждой из букв (за редким исключением) лежит один из трех элементов: квадрат, круг или равнобедренный треугольник, так что диаметр круга и высота треугольника равняются стороне квадрата. Слова унциального текста не разделены, надстрочные знаки (ударение и так называемое придыхание) отсутствуют.
Слайд 33Минускульное письмо
В минускульном письме буквы мельче и связаны между собой, что,
по- видимому, вызвано переходом к пергамену, более дорогому материалу.
Чтобы экономные формы письма не отразились на ясности, буквы минускула строят более разнообразными способами, чем унциальные: их располагают на мысленной четырехлинейной сетке так, чтобы тело минускульной буквы помещалось между двумя внутренними линейками, а разнообразные «дополнения» — дуги, петли, хвосты — выбрасывались вверх и вниз.
К тому же минускульному письму свойственно применение надстрочных знаков, сокращений и лигатур — устойчивых «связанных» сочетаний двух или нескольких букв.
Слайд 35Св. апостол и евангелист Лука и титул евангелия от Луки