Слайд 1
Урок по теме
«Великая революция 1917 года.
Февраль 1917 года»
Слайд 2Цели урока:
- Образовательная: создать условия для учащихся для выяснения ими причин
падения Российской империи и объяснения того факта, почему начавшаяся в феврале 1917 года революция в России продолжала углубляться, становясь все более и более трагической для русского народа.
-Развивающая: создать для обучающихся условия для формирования умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, таблицу, работать с учебником.
- Воспитательная: создать для обучающихся условия для формирования у них эмоциональных переживаний по поводу трагических событий истории нашей страны в 1917 году.
Слайд 3Планируемые результаты:
-Предметные: Обеспечить для учащихся условия для усвоения ими понятий и
терминов, раскрытия учащимися причин, хода и значения Российской революции 1917 года.
- Личностные: создать для учащихся условия для высказывания собственной оценки событий и поступков людей с моральной точки зрения.
-Метапредметные: создать для учащихся условия для работы с историческим источником, текстом и навыки работы с рабочими (маршрутными листами)
Слайд 4Проблемный вопрос:
Почему пала Российская империя в 1917 году и почему Революция
продолжала углубляться, становясь все более и более трагической для русского народа?
Слайд 5Структура урока
-организационный момент
-актуализация знаний
-постановка проблемы
- открытие новых знаний
-первичное закрепление знаний
-информация
о домашнем задании
-рефлексия.
Слайд 6
Урок начинается с организационного момента и формирования микрогрупп.
Слайд 7Стихотворение В. Брюсова «Революция»
Что такое революция? — Буря, Ураган, вырывающий с
корнем Столетние кедры, Освежающий недра Воздухом горним, — Оживляющий все ураган, Крушащая многое буря!
Музыкальное произведение «Есть у революции начало».
Слайд 8Этап самоопределения учащихся
-Зачем мне нужно изучать данную тему
(зачем нужна была революция?
какое значение она имела для истории страны? революция-это добро или зло?)
- Где мне может эта информация пригодиться?
- Как в дальнейшем я могу использовать усвоенные знания и т.п.
-Чтобы давать оценку событиям, что мне для этого надо сделать?
Слайд 9
Организация групповой деятельности учащихся.
Слайд 10Изучение нового материала:
Каждая микрогруппа получает первое задание:
Определить значение слова «революция»
Слайд 11Определение термина «Революция» в разных источниках.
«ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ: КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ»
«СЛОВАРЬ АНТИЧНОСТИ.
ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО ПРОГРЕСС 1989 Г»
«СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ» «КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО КУРСУ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
«КАЗАЧИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК»
Слайд 12Работа с понятием «революция»:
Выясняем, что общего во всех определениях, что отличает?
Слайд 13Подводим итоги:
Революция – коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
Революция –
поворот, переворот, превращение, радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение
Слайд 14Воспроизвести план – алгоритм изучения революций, войн, восстаний
Слайд 15Памятка-алгоритм к изучению материалов о революции
1.Повод, катализатор ,причины революции
2.Движущие силы (классы,
которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их)
3. Характер революции
4.Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика)
5. Итоги и значение революции
Слайд 16Задание 2 группе учащихся
Используя текст учебника и предложенные учителем тексты, найти
факты и доказательства тому, что в 1917 году в России остро стояли рабочий, крестьянский, национально-религиозный, военный вопросы.
Объяснить высказывания историка Покровского: «Царизм поскользнулся на апельсиновой корке продовольственных затруднений». В конце работы составить кластер.
Слайд 17Задание 3 группе
Работает с текстом учебника и вычленяет 10-15 «ключевых слов»
из текста, и 3 уточняющих основные события революции 1917 года и заполняет таблицу «Основные события Февральской революции».
Слайд 18Четвертая группа учащихся
выясняет итоги и значение революции
Учащиеся работают фрагментом текста
дневника Николая Второго 2 марта1917 года.
1) Кому Николай II передавал русский престол? Почему не своему сыну?
2) С каким чувством воспринимал происходящие события Николай II?
3) По-разному оценивался акт отречения государя. Один из приближенных осуждающе заметил: «Отрекая, как командование эскадроном сдал». А какова ваша точка зрения? Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая II от престола?
Слайд 19Пятая группа учащихся
работает над тестом учебника по вопросу: «Двоевластие. Сущность двоевластия».
Отвечают на вопросы, предложенные учителем. Письменно ответьте на вопрос: «Что значит: Временное Правительство – власть без силы, а Петроградский Совет – сила без власти?»
Слайд 20
В течение 8 минут предполагается выполнение учащимися компетентностно -ориентированного задания (еще
в начале урока учащиеся получают маршрутный (рабочий) лист с заданиями разного уровня сложности; при этом каждый обучающийся в конце урока сам выбирает любое из этих заданий).
Слайд 21
Учащиеся знакомятся с методом Артура Чапмана «Почему умер верблюд Альфонс?». Данный
метод предполагает выявление краткосрочных и долгосрочных причин и повода к какому-либо событию.
Слайд 22Артур Чапман.
История смерти верблюда Альфонса
Слайд 23
Прочитайте историю, и сделайте всесторонний анализ причин смерти Альфонса, используя все
возможные причины его смерти.
Слайд 24
Давным-давно жил верблюд, его звали Альфонс. У верблюда была больная спина.
Многие утверждали, что это причина несчастного случая при рождении. Но это не было концом его несчастья, потому что его эксплуатировал злой хозяин по имени Франк, которого называли «убийцей верблюдов».
Слайд 25
Он использовал труд верблюдов для доставки товаров своим клиентам. Он все
время перегружал верблюдов, и заставлял их преодолевать горные и пустынные местности, хотя в этом не было никакой необходимости. Франк иногда не кормил и не поил верблюдов, поэтому верблюды были истощены и обессилены.
Слайд 26
Клиенты совершенно равнодушно относились, к этим шокирующим, частым и грубым нарушениям
прав верблюдов. Но, однажды в пятницу, Франк начал загружать товары на вверх Альфонса, для еще одной изнурительной и совершенно ненужной поездки туда и обратно вверх и вниз по горам.
Слайд 27Прежде чем выйти в путь, Франк загружал и загружал товары на
его спину. В пути Франк останавливает верблюдов, и делает перерыв. В этот момент Альфонс начинает жевать солому.
Слайд 28
Франк увидев, забирает солому, и загружает солому на его спину. Альфонсу
стало очень больно, и он с отвращением посмотрел на своего хозяина. В этот момент он упал, и умер необратимой и бедственной смертью.
Слайд 29
Что послужило ПРИЧИНОЙ для смерти верблюда, неужели солома, которую положили на
спину верблюда?
Слайд 30
Перечислите 10 краткосрочных и долгосрочных причин , а также назовите
повод
к смерти верблюда
Слайд 31
Ориентируясь на этот метод, часть учащихся сможет выделить только краткосрочные причины
и поводы падения Российской империи.
Другие ребята смогут выявить все причины (как краткосрочные, так и долгосрочные) и повод.
Слайд 32Проблемное задание для творческих учащихся
«На протяжении столетий власти Российской империи
придерживались теории Филофея «Москва – Третий Рим», Россия стала преемницей Рима, была центром православного мира. Почему вышло так, что в 1917 году ничего не осталось от державности, имперства? Проблемное задание – провести параллель между причинами падения Западной Римской империи в 476 году и Российской империи в 1917 году».
Слайд 34Самоанализ и самооценка деятельности учащихся.
-Что было самым важным на уроке?
-Что для
тебя было легко (трудно)?
-Доволен ли ты своей работой?
-За что ты хочешь похвалить себя или тех, кто работал с тобою в группе?
Слайд 35Домашнее задание
Известный философ и публицист В.В. Розанов в период февральских событий
в своем дневнике записал: «Россия слиняла в три дня». Как вы думаете, какое событие и какие три дня имел в виду философ В.В. Розанов? Почему так легко и быстро «слиняла» монархия в России в результате февральских революционных событий? Дайте нравственную оценку февральским событиям 1917 года в России.