Презентация, доклад по истории на тему Столыпинская программа модернизации (11 класс)

1. Аграрная реформа. Если реформы политической системы были вырваны у царизма напором революционных выступлений, то реформирование традиционных социально-экономических структур началось уже после спада революции, что свидетельствовало о том, что власть извлекла из революции определенные уроки и

Слайд 1Столыпинская программа модернизации России.

Столыпинская программа модернизации России.

Слайд 21. Аграрная реформа.
Если реформы политической системы были вырваны у царизма

напором революционных выступлений, то реформирование традиционных социально-экономических структур началось уже после спада революции, что свидетельствовало о том, что власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. Проведенные в стране преобразования связаны с именем председателя Совета министров П. А. Столыпина. Фактически речь шла о целом «пакете реформ», стройно увязанных внутренней логикой в новый политический курс, нацеленный на формирование буржуазной социальной структуры и гражданского общества. Вполне понятно, что реализация этого замысла началась с реорганизации сельского хозяйства.
1. Аграрная реформа. Если реформы политической системы были вырваны у царизма напором революционных выступлений, то реформирование традиционных

Слайд 3 1)Серию аграрных указов открывали законодательные акты от 12 и

27 августа 1906 г. о передаче Крестьянскому банку казенных и удельных земель с целью последующей их продажи крестьянам по цене на 20% ниже рыночной.
2) 5 октября 1906 г. вышел закон, который впервые уравнивал крестьянство в гражданских правах с другими сословиями. Он снимал все ограничения на передвижение крестьян и лишал общину права решать вопрос о получении паспорта для выезда из деревни. Также было отменено право земских земельных начальников по собственному усмотрению арестовывать и штрафовать крестьян.
1)Серию аграрных указов открывали законодательные акты от 12 и 27 августа 1906 г. о передаче

Слайд 43) При этом он мог потребовать объединения разрозненных полосок земли в

единой меже (или получить денежную компенсацию от общины за те полоски, которые нельзя было объединить)., т.е ликвидация черезполосицы.
4) Указом от 15 ноября разрешалось закладывать общинные земли, что открыло новую сферу деятельности для Крестьянского банка, чьи фонды были значительно увеличены, а также повышало размер кредитов, доступных более состоятельным крестьянам.
5) Была создана административная система, направленная на совершенствование общинных и межобщинных переделов земли, землеустройства и особенно на создание хуторов. Такие хозяйства, расположенные на одном большом наделе в стороне от деревни, были официально провозглашены оптимальной формой мелкособственнического сельского хозяйства. Эти хозяйства пользовались льготами на земельных торгах, проводимых государственным Крестьянским банком, при предоставлении государственных кредитов и приватизации общинной земли.
6) В Азиатской России и на Кавказе крестьянам Центральной России были предложены для колонизации государственные земли и колонизация частично финансировалась правительством.
3) При этом он мог потребовать объединения разрозненных полосок земли в единой меже (или получить денежную компенсацию

Слайд 5Все эти законы способствовали появлению в России независимого крестьянства западного типа.

При этом разрушение общины и создание индивидуального крестьянского хозяйства представлялось Столыпину важнейшим средством воспитания гражданского самосознания россиян, привития им уважения к частной собственности и закону. Однако если процесс разрушения общины можно было санкционировать «сверху» и провести в сравнительно короткие сроки, то ломка общинных стереотипов крестьянского сознания требовала достаточно длительного времени и могла произойти лишь на основе усвоения крестьянами новых экономических отношений и этических норм. П. А. Столыпин считал, что на это потребуется не менее 20 лет.
Все эти законы способствовали появлению в России независимого крестьянства западного типа. При этом разрушение общины и создание

Слайд 62. Административная реформа.
Важнейшей составной частью столыпинского проекта должна

была стать административная реформа. Она должна была покончить с исключительным статусом крестьянина и превратить его в полноправную личность. Для этого необходимо было все крестьянские сословные учреждения, такие, как крестьянская волость и волостной суд, заменить общими, т. е. внесословными, органами управления.
Проект административной реформы предусматривал существенную реорганизацию органов управления и судебной власти на местах, предоставление более широких прав земствам и создание их во всех губерниях России. В последующем планировалось реформировать полицию, повысить ее статус, поднять жалованье полицейским, укрепить взаимодействие между полицией и жандармерией.
Одновременно правительство внесло в Думу законопроекты об уравнении в правах старообрядцев и о расширении прав евреев, о государственном страховании и пенсиях для рабочих, а также проект о введении всеобщего начального образования.
Реализация этих законопроектов стала бы важнейшим шагом на пути формирования в России правового государства и гражданского общества. Однако почти все они были отклонены либо Думой, либо Государственным советом. Законопроект о частичном снятии ограничений с торговых прав евреев сумел пройти через обе палаты, но царь просто отказался его подписать.
Правые силы развернули широкую антистолыпинскую кампанию, заявив, что столыпинский проект административных реформ является не только «нецелесообразным», но и «вредным».

2. Административная реформа.  Важнейшей составной частью столыпинского проекта должна была стать административная реформа. Она должна была

Слайд 73. Школьная реформа.
Правительство понимало, что успехи экономического развития страны

зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Еще в начале XX в. под давлением земской общественности Министерство народного просвещения приступило к разработке закона о введении всеобщего начального образования.
Проект закона был представлен в I, а затем во II Думу, но ни та ни другая не успели его рассмотреть. Лишь весной 1909 г. III Дума приступила к обсуждению законопроекта.
Первая статья проекта провозглашала: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность по достижении школьного возраста пройти полный курс обучения в правильно организованной школе». При этом устанавливался 10-летний срок введения всеобщего начального образования. Создание и оснащение необходимого числа школ правительство возложило на учреждения местного самоуправления — земства, городские управы и сельские общества.
Сама по себе идея всеобщего начального образования и способы ее претворения в жизнь не вызывали возражения ни в Думе, ни в Государственном совете. Споры развернулись по вопросам о том, кому должны подчиняться школы, имеет ли смысл объявлять начальное образование обязательным, возможно ли преподавание на национальных языках.
Для Столыпина эти проблемы имели второстепенное значение. Главным было то, что проект отвечал его основному замыслу — дать возможность крестьянам-собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень. Правительство, не дожидаясь принятия закона в Думе, фактически приступило к его осуществлению. Еще в июле 1907 г. Совет министров выделил на нужды народного образования более 2 млн рублей. Из этих денег Министерство народного просвещения начало выдавать земствам и городским управам специальные пособия на цели просвещения. Были разработаны типовые образцы школьных учреждений, составлены необходимые инструкции и т. п.
В последующем Государственная дума и Государственный совет значительно увеличили ассигнования на начальную школу: с 1907 по 1910 г. они выросли с 9 до 35,9 млн рублей. К середине 1910 г. почти все земские управы пожелали воспользоваться министерскими пособиями и более половины, получив их, приступили к осуществлению планов по введению всеобщего начального обучения.
Однако в самом порядке организации всеобщего начального обучения крылись серьезные недостатки. Предусматривалось подчинить начальные школы училищным советам, председателями которых оставались предводители дворянства, хотя едва ли не все земства высказались за выборность этой должности. Фактически произошел отказ и от принципа единства школы, так как церковноприходские школы оставались в ведении Синода.

3. Школьная реформа.  Правительство понимало, что успехи экономического развития страны зависят от уровня просвещения и профессиональной

Слайд 84. Ужесточение национальной политики.
Основной целью своих реформ П.

А. Столыпин считал создание «великой России». Этот программный лозунг подразумевал, помимо всего прочего, сохранение целостности и единства Российской империи при главенстве в ней русской нации. Поэтому правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции.
Особую озабоченность вызывало положение в Финляндии, власти которой проводили курс, ведущий почти к полному ее обособлению «в ущерб Российскому государству». В то же время в связи с появлением общеимперского парламента — Государственной думы — правительство считало необходимым пересмотреть полномочия финляндского сейма. В октябре 1907 г. по инициативе Столыпина было создано Особое совещание по делам Финляндии, которое занялось подготовкой законопроектов, направленных на ликвидацию финляндской автономии.
Весной 1910 г. в Думу был внесен законопроект «О порядке издания законов, касающихся Финляндии». В нем определялось, что общеимперские законы, затрагивающие Финляндию, должны были приниматься только в Государственной думе и Государственном совете, а мнение финляндских сената и сейма могло не учитываться. При этом перечень вопросов, относимых к общеимперскому законодательству, включал все стороны внутренней жизни Финляндии — основные начала ее собственного государственного строя, охрану порядка и суд, школьное дело, законодательство о партиях и печати и т. д. Таким образом, законопроект фактически ликвидировал финляндскую автономию.
17 июня 1910 г. законопроект был утвержден Николаем II. Когда же финская общественность запротестовала против этого закона, царь в октябре 1910 г. досрочно распустил финляндский сейм и назначил новые выборы. Причем депутатов предупредили, что если они не подчинятся роспуску, то император готов прибегнуть к военной силе.

4. Ужесточение национальной политики.   Основной целью своих реформ П. А. Столыпин считал создание «великой России».

Слайд 9 Российские власти усилили и антипольскую направленность своей политики. Избирательный

закон 3 июня 1907 г. резко сократил польское представительство в Думе — с 37 до 14 депутатов, причем 2 из них избирались особо от русского населения Привисленского края.
В 1907—1908 гг. были закрыты все национальные культурно-просветительские общества и учреждения, обвиненные в том, что их деятельность ведет «к усугублению начал национальной обособленности и розни». В 1912 г. Министерство внутренних дел отменило законопроект 1907 г., допускавший открытие новых католических монастырей, ссылаясь на сведения об организации монастырями «недозволенного тайного обучения в духе воинствующего полонизма».
Антипольскую направленность имел и принятый в 1911 г. закон о земстве в западных губерниях. Столыпин предложил ввести земства только в 6 из 9 губерний края, в которых проживало значительное число русского населения. При этом в разрез с общероссийским избирательным законом, предусматривавшим деление избирателей по сословному принципу, этот закон разделил избирателей западных губерний по национальным куриям — польской и русской. Особыми правилами вводились ограничения на представительство поляков-помещиков в земском самоуправлении. Премьер-министр и не скрывал, что главная цель закона — «запечатлеть открыто и нелицемерно, что Западный край есть и будет край русский навсегда, навеки!».

Российские власти усилили и антипольскую направленность своей политики. Избирательный закон 3 июня 1907 г. резко

Слайд 10 Правительство продолжило политику притеснения еврейского населения. Прежде всего были

введены более жесткие ограничения приема евреев в учебные заведения. С августа 1908 г. число студентов-евреев в столичных высших учебных заведениях не должно было превышать 3%, для других городов вне черты оседлости — 5% и в черте — 10%.
Таким образом, политика, проводимая П. А. Столыпиным, усиливала процесс буржуазной трансформации социальной структуры российского общества с перспективой укрепления основ правового государства и гражданского общества. Задуманная им ломка патриархальных установок русского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения требовали значительного времени. Это понимал и сам реформатор. Однако довести до логического конца процесс модернизации страны Россия не успела.

Правительство продолжило политику притеснения еврейского населения. Прежде всего были введены более жесткие ограничения приема евреев

Слайд 11Вопросы:
Каковы были главные цели реформаторской деятельности П. А. Столыпина?
2. Почему

реализацию своих замыслов он начал с разрушения крестьянской общины?
3. Почему именно административные реформы встретили резкое неприятие консервативных сил?
4. Дайте характеристику национальной политики П. А. Столыпина. Соответствовала ли она задачам модернизации?
Вопросы:Каковы были главные цели реформаторской деятельности П. А. Столыпина? 2. Почему реализацию своих замыслов он начал с

Слайд 12Домашнее задание:
п.16, вопросы;
Выучить новые даты и термины.

Домашнее задание:п.16, вопросы;Выучить новые даты и термины.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть