2005 год
4 ноября россияне впервые отметили День народного единства.
Как показал опрос на интернет-сайте "Новых известий", читатели в большинстве своем не понимают или не принимают новый праздник. О том же говорят и данные Аналитического центра Юрия Левады: лишь 8% россиян знают о том, что 4 ноября в стране будет впервые отмечаться День народного единства.
51% респондентов, опрошенных социологами в преддверии праздника, вообще затруднились указать его точное название. Среди называемых вариантов треть респондентов выразили уверенность, что речь идет о Дне согласия и примирения, который чудесным образом перекочевал с 7 на 4 ноября. Также, согласно результатам опроса, две трети россиян (63%) недовольны упразднением празднования 7 ноября, а поддерживают это решение лишь 27% опрошенных.
Слайд 3смутное время - время упущенных возможностей ?
Слайд 4Периоды Смуты:
Смута в высших кругах общества, возникшая в результате прекращения династии
Рюриковичей и борьбы за московский престол.
Полное разрушение государственного порядка, незаконные захваты престола. Смута охватила всё общество. Начало польско-литовской и шведской интервенции.
Борьба с иностранной интервенцией, за восстановление государственного порядка.
Слайд 5«В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. Первый может быть
назван династическим, второй - социальным и третий - национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М. Ф. Романовым во главе».
Слайд 8 Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмёт венец и бармы Мономаха.
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
Слайд 10Если бы в распоряжении Б.Годунова оказалось несколько спокойных лет, Россия более
мирно, чем при Петре, и на 100 лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было. Царь терял авторитет. Возможности, открывавшиеся перед страной, были упущены.
Слайд 11Лжедмитрий I
« Из роду Отрепьевых, галицких боярских детей. Смолоду постригся неведомо
где, жил в Суздале, в Ефимьеском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям, наконец пришел к моей чудотворной братии, а я, видя, что он ещё млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному: и бы он весьма грамотен; читал наши летописи, сочинял каноны святым: но, знать, грамота далася ему не от господа бога…
А.С.Пушкин. «Борис Годунов»
Слайд 12Вполне возможно, что личность Лжедмитрия на царском престоле была хорошим шансом
для страны, так как он был образован в духе русской средневековой культуры и вместе с тем прикоснулся к западноевропейскому кругу, но не поддался попыткам подчинить Россию Речи Посполитой. Но в то же время средства, которыми располагал Лжедмитрий, были неадекватны его целям. В итоге ни один слой внутри страны не имел основания поддерживать Лжедмитрия.
Слайд 13«Вот в чём заключалась истинная причина успеха самозванцев: самозванство служило удобнейшим
выходом из борьбы непримиримых интересов враждебных друг к другу классов»
В.О.Ключевский
Слайд 14 Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в
эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе.
Слайд 15С осени 1606 года в государстве открылась кровавая смута, в которой
приняли участие все сословия московского общества, восстав одно на другое
С.Ф. Платонов
Слайд 16«Когда вторглись в государство польские… полчища, тогда и проснулось чувство национального
и религиозного единства, во имя которого враждовавшие друг с другом классы общества соединились, чтобы вытеснить из пределов государства … ляхов»
В.О. Ключевский.
Слайд 17Третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным
господством до создания национального правительства с М. Ф. Романовым во главе».
Слайд 18«С конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробиваться силы
религиозные и национальные, которые пришли на выручку гибнущей земли. Призывные грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия, расходившиеся из Троицкого монастыря, подняли нижегородцев под руководством их старосты Кузьмы Минина»
В. О. Ключевский
Слайд 194 ноября- день народного единства
16 декабря 2004г Государственная Дума утвердила
новый государственный праздник- День народного единства. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, годовщину освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени (1612 год) была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004г. "4 ноября ополчение Минина и Пожарского, в котором участвовали дети разных народов России (русские, татары, башкиры, мордва, черемисы и другие), заняло Китай-город. Это положило конец польско-литовской интервенции и Смутному времени, в этот день мы празднуем не только победу над оккупантами, но и восстановление единства русского общества»,- заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в интервью РИА "Новости" накануне обсуждения в Госдуме проекта Федерального закона о внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса (о праздничных датах).
Слайд 20 2005 году впервые решено включить 4 ноября - день
победы ополчения Минина и Пожарского над
иноземными захватчиками - в число государственных праздников России и отметить его как День народного единства.