Слайд 1Театр крепостных в России
XIX век
Норильский техникум промышленных технологий и сервиса
Преподаватель истории
и обществознания
Шавлохова Несипхан Казмухаметвна
Слайд 2Сегодня в Москве насчитывается около 150 театров всех видов и жанров
– от классического Большого театра оперы и балеты, до театров оперетты, музыки, танца, многочисленных драматических театров, не говоря уже о кукольных и детских театрах. Откуда же появилось такое разнообразие?
Слайд 4Крепостной театр в России существовал на протяжении примерно столетия ( с
середины 18 в. До середины 19 в.) Крепостной театр был двух типов – усадебный и городской.
Слайд 5Городские театры представляли собой хорошо устроенные помещения с большим репертуаром, с
большой труппой артистов, с детства подготавливаемых к театральной деятельности, оркестром, балетом, хором и солистами
К этому же типу относятся и так называемые «балаганные театры», показывавшие свои спектакли на больших ярмарках…
Слайд 6Ко второму типу относятся усадебные театры, носившие замкнутый характер – для
забавы самих господ и приглашенных гостей
Слайд 8М.С.Щепкин
С.Мочалов
Е.Семенова
«единодержавная царица трагической сцены» А.С.Пушкин
Слайд 9Первые попытки создания русского театра по западноевропейскому образцу предпринимались при дворе
царя Алексея Михайловича в московском Кремле. Устройством и организацией этого театра занимался боярин Артамон Матвеев, глава Посольского приказа. По его приказу пастор немецкой
слободы Иоганн Готфрид Грегори написал пьесу об истории Эсфири и набрал актёров из московских бедняков. Первый спектакль был дан 17 октября 1672 года и продолжался 10 часов. Царь остался очень доволен, но после, вместе со всем двором, сразу отправился в баню, чтобы смыть грех от созерцания небогоугодного зрелища. Этот первый театральный эксперимент прекратился после кончины царя, всего через четыре года.
Слайд 10И всё же, постепенно театр завоёвывает поклонников в среде боярства в
XVII веке и затем – среди придворных Петра I. Мода содержать домашние театры всё больше распространяется в высшем свете, и во второй половине XVIII века появляется феномен крепостных театров, которые устраивались в богатых домах или загородных поместьях знатных вельмож. В конце XVIII в. в одной только Москве существовало около 15 частных домашних театров, со своими оркестрами, певчими,
танцовщиками, актёрами и
актрисами из крепостных.
Из этой среды вышли многие
выдающиеся русские актёры, такие как Михаил Щепкин, имя которого носит Малый Театр в Москве, или актриса графов Шереметьевых Прасковья Ковалёва-Жемчугова, ставшая впоследствии женой графа Николая Петровича Шереметева.
Слайд 11Крепостные актёры, европейски образованные, но, в то же время, оторванные от
крестьянской среды, талантливые, но не свободные, часто становились заложниками собственной судьбы и прихоти своего господина, способного выменять их на «борзые три собаки» (Грибоедов Горе от ума). О трагическом конце многих молодых дарований можно прочесть и у Герцена в Сороке-воровке (1848), и у Лескова в Тупейном художнике (1883).
Слайд 12Указ императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года об учреждении
в столице русского театра (Александринский театр) положил начало структуре Императорских театров России. Под эгидой Императорских театров стали постепенно объединяться уже существовавшие антрепризы, в частности в их состав вошла труппа Волкова, а также создаваться новые театры. Именно с этого времени женские роли на сцене доверили актрисам. Первыми русскими актрисами стали Марья и Ольга Ананьины и Аграфена Мусина-Пушкина, все они вскоре вышли замуж за актёров из Ярославля.
Слайд 15А теперь дамы и господа,
Так как время нашего показа весьма и
весьма затянулось
Перейдем к русскому театру крепостных XIX века
Слайд 16Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие имеют школы, академии,
высокое покровительство, меценатов У русского драматического театра один только я. Я - все: и академия, и меценат, и защита.
А.Н.Островский 1884год
Слайд 17экскурс в историю
Русский театр крепостных
Xix век
Слайд 18Создатель русского национального театра, Островский очень любил актеров, высоко ценил их
душевное благородство и возвышенный образ мыслей.
Комедия «Лес» (1870)
ТЕАТР В ТЕАТРЕ
Слайд 19Произведение это, мы не раз имели возможность прочесть и изучить,
Но все
же, давайте тезисно вспомним основную
Проблематику комедии, а точнее конфликты в ней описанные.
Слайд 20Главные герои пьесы «Лес» — актеры Несчастливцев и Счастливцев, трагик и
комик. Они лицедеи, «комедианты». Но именно им, а точнее, Геннадию Несчастливцеву, свойственны высокие душевные порывы, сострадание, чувство справедливости.
Слайд 21Комедия «Лес» — это показ сложных социальных процессов, происходящих в обществе
в пореформенное время. Разоряются дворянские имения. Помещица Гурмыжская бесхозяйственно распродает лес: недаром её усадьба называется «Пеньки».
Слайд 22Её избранник, более чем вдвое её моложе, конечно, тоже не будет
рачителен. Гурмыжская - деспот и тиран под личиной добропорядочности, об этом в минуту искренности говорит даже преданная ей ключница Улита. Богатая Гурмыжская отказывает в приданом бедной родственнице Аксюше, а Несчастливцев отдает последние деньги и устраивает её судьбу.
Слайд 23Социальный конфликт
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Этому эгоистическому миру в пьесе противопоставлены гуманные, благородные герои-труженики. Их
притесняют богатые и властвующие.
Атмосфера произвола, грубого эгоизма, цинизма заражает и калечит нравственно слабых людей
хищнические свойства буржуазии
"Было бы только земли побольше, да понимать свой интерес, помещичий, а то и без ума можно прожить-с!"
Слайд 24Нравственные принципы
"Счастье дороже денег",
беден, горд, солидарен с себе подобными; с
чувством собственного достоинства; пафосный.
"Люди мешают быть счастливой, люди, которые власть имеют"
"Нужда да неволя уж очень душу сушили. С детства грызёт горе да тоска. Утопиться:"
торжествуют нравственные принципы Несчастливцева, который уходит из мира "леса" на вольный простор театральной жизни, вынося суровый приговор этому миру:
Слайд 25 Трагик Несчастливцев — по рождению дворянин, племянник Раисы Павловны, волею судеб
ставший актером, дает оценку «лесным» нравам: «Как мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».
«Лес» положил начало своеобразной трилогии об артистической среде, куда также вошли пьесы «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые». В 1863 году на юбилее писателя актеры с благодарностью преподнесли Островскому серебряный венок.
Слайд 26А. Н. Островский умеет «заглянуть в самую глубь души человека».
Н.А.ДОБРОЛЮБОВ
Слайд 28Рефлексия
Запишите 10 слов, ассоциирующихся со словом «театр»
Слайд 29Рефлексия
Каково значение следующих слов:
Суфлер
Грация
Интонация
Дебют
Компромисс
Орган
Невежа
Распри
Драма
Идеал
Крепостное право
Крепостной
Крепостник
Слайд 30Рефлексия
Каково значение следующих слов:
Суфлер – работник театра, подсказывающий слова артистам во
время представления
Грация – изящество, красота в движениях
Интонация – повышение и понижение тона припроизношении
Дебют – первое или пробное выступление на сцене
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок
Невежа – грубый, невоспитанный человек
Распри- ссоры, раздоры
Драма – литературное произведение с серьезным сюжетом
Идеал – то, что составляет высшую цель стремлений
Крепостное право – система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца, крестьянина, от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.
Крепостной - тот, кто является собственностью помещика-крепостника
Крепостник – помещик, сторонник крепостного права
Слайд 31Рефлексия
Когда в России появились первые театры?
Какие два типа крепостных театров вам
известны?
С какой целью создавались усадебные театры?
Кто является основателем русского театра?
Почему произведения А.Н.Островского мы называем «театр в театре»?
Какие социальные противоречия рассматривает комедия «Лес»?
Что для вас было необычным в сегодняшнем уроке?
Что вас заинтересовало?