Презентация, доклад по истории на тему Русская культура XVI в.

Содержание

Путеводитель: XVI XVI век-век публицистикиКнигопечатаниеПросвещениеЗодчествоОружейное делоЖивопись

Слайд 1Русская культура
XVI в.

Русская культура XVI в.

Слайд 2Путеводитель:
XVI XVI век-век публицистики
Книгопечатание
Просвещение
Зодчество
Оружейное дело
Живопись


Путеводитель: XVI XVI век-век публицистикиКнигопечатаниеПросвещениеЗодчествоОружейное делоЖивопись

Слайд 3XVI век-век публицистики
Продолжалось формирование русской народности .
Происходило объединение местных культур


Создается культурная и духовная среда для появления памятников общенационального значения.


XVI век-век публицистикиПродолжалось формирование русской народности . Происходило объединение местных культур Создается культурная и духовная среда для

Слайд 4Вассиан Патрикеев
Не был еретиком, но он выступал против казней, доказывал, что

еретиков нужно простить. Осужден церковным собором и уморен в монастыре.
 Русский духовный и политический деятель, публицист XVI века, ученик Нила Сорского, сотрудник и соавтор . Максима Грека. Принадлежал к течению нестяжателей, возглавлял его во времена правления великого князя московского Василия III.


Вассиан ПатрикеевНе был еретиком, но он выступал против казней, доказывал, что еретиков нужно простить. Осужден церковным собором

Слайд 5Максим Грек
Религиозный публицист, писатель и переводчик. Этнический грек. Канонизирован Русской церковью

в лике преподобных.

Максим Грек стал на сторону Нила Сорского. Собор 1525 года обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заточения были очень суровы.


Максим ГрекРелигиозный публицист, писатель и переводчик. Этнический грек. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных.Максим Грек стал на

Слайд 6Иван Пересветов
Ему принадлежит теория создания дворянского государства во главе с самодержавным

царем.

Не испытывал симпатии к боярству, верхам общества.

Свой политический идеал он воплотил в образе грозного, но мудрого самодержавного владыки- Магмет-султана.
Главное произведение «Большай челобитная»


Иван ПересветовЕму принадлежит теория создания дворянского государства во главе с самодержавным царем.Не испытывал симпатии к боярству, верхам

Слайд 7Матвей Башкин

Вольнодумец, принадлежал к верхам столичного дворянства.
Он отрицал церковные обряды и

иконы и даже таинство исповеди.
Осудил холопство, так как в его понимании оно противоречило христианским идеалам.


Матвей БашкинВольнодумец, принадлежал к верхам столичного дворянства.Он отрицал церковные обряды и иконы и даже таинство исповеди.Осудил холопство,

Слайд 8Феодосий Косой

Беглый холоп, постригшийся в монахи.
Христос простой человек. Наставник.не более.
Ненужность церкви.
Отрицал

поклонение кресту.
Стремился разумом понять веру


Феодосий КосойБеглый холоп, постригшийся в монахи.Христос простой человек. Наставник.не более.Ненужность церкви.Отрицал поклонение кресту.Стремился разумом понять веру

Слайд 9Андрей Курбский
1528 — май 1583 —
русский полководец, политик и писатель, ближайший приближённый Ивана Грозного. Происходил

из смоленско-ярославской линии Рюриковичей, той её части, что владела селом Курба. В 1564 г. в разгар Ливонской войны перешёл на сторону противника и поселился в великом княжестве Литовском. Вёл с русским царём знаменитую переписку. Написал «Историю о великом князе московском»-хроника злодеяний Ивана Грозного.


Андрей Курбский1528 — май 1583 — русский полководец, политик и писатель, ближайший приближённый Ивана Грозного. Происходил из смоленско-ярославской линии Рюриковичей, той её части, что владела селом Курба.

Слайд 10Идеи Курбского
Подобно Ивану Грозному, Андрей Курбский трактовал верховную государственную власть как

дар Бога, кроме того он называл Россию «Святорусской империей».
Носители власти не исполняют в действительности предназначенного для них Богом. Вместо того, чтобы вершить праведный суд, они творят произвол. В частности Иван IV не вершит праведный суд и не защищает подданных.
Церковь должна являться препятствием разгулу беззакония и кровавого произвола властителей.
Царская власть должна осуществляться при содействии советников. Причем это должен быть постоянно действующий совещательный орган при царе. Образец такого органа князь видел в Избранной раде — коллегии советников, действовавшей при Иване IV в 50-х годах XVI в.


Идеи КурбскогоПодобно Ивану Грозному, Андрей Курбский трактовал верховную государственную власть как дар Бога, кроме того он называл

Слайд 11Книгопечатание
1564 год - издание Иваном Федоровым «Апостола»

Книгопечатание1564 год - издание Иваном Федоровым «Апостола»

Слайд 12История книгопечатания
В 1552 году Иван IV, посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил начать книгопечатание; для

этой цели начали искать мастеров печатного дела.
В 1563 году по приказу Ивана IV в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны.
Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол» напечатанная в 1564 году. велась, первая точно датированная печатная русская книга.
В 1565 г. выходит вторая книга-«Часословец» («Часовник») Через некоторое время начались нападки на печатников со стороны профессиональных переписчиков, чьим традициям и доходу типография угрожала. После поджога, уничтожившего их мастерскую Фёдоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское.


История книгопечатанияВ 1552 году Иван IV, посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил начать книгопечатание; для этой цели начали искать мастеров печатного

Слайд 13Просвещение
Происходит накопление знаний среди духовенства, дворян и горожан.
Процесс обучения и его

содержание были одинаковы для всех : осилив азбуку , принимались за Часослов, затем следовали Псалтирь и письмо. Заканчивалось обучение пением.
Премудрости математики сводились к овладению счетом, сложением и вычитанием и реже умножением и делением.


ПросвещениеПроисходит накопление знаний среди духовенства, дворян и горожан.Процесс обучения и его содержание были одинаковы для всех :

Слайд 14О том ,как учить детей писалось в «Пчёлах» и «Домострое»
«Пчёлы»
Сборники нравоучительного
содержания.

В них можно
встретить не только мысли о
том, как и чему учить, но и
каким должен быть учитель: «Учитель нравом да покорит ученика, а не словом»


О том ,как учить детей писалось в «Пчёлах» и «Домострое»«Пчёлы»Сборники нравоучительногосодержания. В них можно встретить не только

Слайд 15«Домострой»

«Домострой»

Слайд 16Домострой
Домострой— памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и

наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.


ДомостройДомострой— памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека

Слайд 17«Домострой» состоит из предисловия, 67 глав и «Послания и наказания ото

отца к сыну», сгруппированных по следующим основным направлениям:
о строении духовном («Как веровати»);
о строении мирском («Как царя чтити»);
об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»);
об управлении семейным хозяйством («О строении домовном»);
кулинарная группа;
послание и наказание от отца к сыну («Послание Сильвестра своему сыну Анфиму»).
 


«Домострой» состоит из предисловия, 67 глав и «Послания и наказания ото отца к сыну», сгруппированных по следующим

Слайд 18«Великие четьи Минеи» Макарий
Великие четьи-минеи — сборник XVI века из 12 книг, на каждый

месяц года, начиная с 8 сентября, включающий в себя жития святых на каждый день. Сборник был составлен под руководством Макария всероссийского митрополита. Минеи эти представляют свод почти всех произведений церковно-повествовательного и духовно-учительного характера.
Это были книги для чтения.


«Великие четьи Минеи» МакарийВеликие четьи-минеи — сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, начиная с 8 сентября,

Слайд 19Зодчество
Усиление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества.
Со второй трети XVI

в. в каменное зодчество из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль.
Храмы теперь венчались шатром, который определял композицию постройки.
Церковь теряет кубическую форму и приобретает облик «столпа» с пирамидальной вершиной.

В шатровых постройках XVI-XVII вв. выразилось национальное своеобразие русского зодчества.
Шатровый стиль открывал новый простор для творчества русских зодчих.
Шатровый стиль запрещен церковью в 1652 году как светское влияние.


ЗодчествоУсиление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. Со второй трети XVI в. в каменное зодчество из народной

Слайд 20Церковь Вознесения в селе Коломенском

Первый шатровый храм на Руси, воздвигнутый в

1532 году в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV .


Церковь Вознесения в селе КоломенскомПервый шатровый храм на Руси, воздвигнутый в 1532 году в честь рождения долгожданного

Слайд 21Храм Василия Блаженного
Расположен на Красной площади в Москве.
Завоевав Казань, Иван Грозный

приказал зодчим Барме и Постнику построить церковь.
Построен в 1554-1561 гг.
Девять различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое Русское государство.


Храм Василия БлаженногоРасположен на Красной площади в Москве.Завоевав Казань, Иван Грозный приказал зодчим Барме и Постнику построить

Слайд 22Храм Иоанна Предтечи в с. Дьякове
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в

Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества.


Храм Иоанна Предтечи в  с. ДьяковеЦерковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на

Слайд 23Успенский собор Троице-Сергиева монастыря
В 1559 г. Иваном Грозным был заложен Успенский собор.

Строительство храма растянулось на долгие годы.
Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году, в присутствии нового царя Фёдора Иоанновича. После этого в 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой не было детей.
Это был не единичный случай — дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в моление» о чадородии.


Успенский собор Троице-Сергиева монастыряВ 1559 г. Иваном Грозным был заложен Успенский собор. Строительство храма растянулось на долгие годы.

Слайд 24Оружейное дело
Онагр, Медведь, Свиток, Лев, Аспид
Кузьма Перой, Семён Медведев, Андрей Чохов


- названия тяжелых орудий

- русские оружейные мастера.


Оружейное делоОнагр, Медведь, Свиток, Лев, АспидКузьма Перой, Семён Медведев, Андрей Чохов - названия тяжелых орудий- русские оружейные

Слайд 25Царь-Пушка, 1586г.
Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр
 ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм(35

дюймов),
масса — 39,31 т (2400 пудов).


Царь-Пушка, 1586г.Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм(35 дюймов), масса — 39,31 т (2400 пудов).

Слайд 26Живопись
Дионисий самый известный на протяжении 16 века.

Расписывает Храм Рождества Богородицы Ферапонтова

монастыря.


ЖивописьДионисий самый известный на протяжении 16 века.Расписывает Храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть