Слайд 1«Реймский собор»
Корнильцева М.С.
Учитель истории МАОУ-СОШ №181
Г. Екатеринбург
Слайд 2Содержание
Мировоззрение человека в средневековье
Основная информация о Реймском соборе
История создания
Архитектура и интерьер
Интересные
факты
Слайд 3Мировоззрение человека в средневековье
Средневековье, или Средние века – один из наиболее
значительных этапов человеческой истории. Началом Средних веков традиционно считается V в. н. э. – падение Западной Римской империи, а завершением – ХVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.
Слайд 4 Период средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы И события того
времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран западной Европы.
Слайд 5Основные черты средневекового мировоззрения и науки.
Вся деятельность человека воспринималась в русле
религиозных представлений. . Основное внимание, бесспорно, уделялось познанию подлинной реальности – Бога, но такое познание было возможно только в рамках религии.
Это приводило к тому, что наука в это время носила исключительно служебный характер. Она могла только иллюстрировать и детализировать истины Священного писания.
Слайд 6Реймский собор, церковь Нотр-дам в Реймсе (Франция, регион Шампань — Арденны)
Построенный
в основном в 1211—1311 гг. (возведение башен затянулось вплоть до 1460 года), Собор имеет очень древнюю и очень интересную историю.
В 11 веке на месте обветшалого собора началось возведение нового храма. Однако это святилище полностью уничтожил огромный пожар 1210 года. На третьем этапе строительства был построен величественный собор, дошедший до наших дней в хорошем состоянии. Гордостью Реймсского собора является его архитектурный ансамбль.
С точки зрения исторической значимости, он по праву занимает первенство. Здесь короновали королей Франции, здесь хранился сосуд со священным елеем (миром), которым помазали на царство каждого нового владыку.
Слайд 7 Реймсский собор считается одним из красивейших зданий готического стиля, великолепным образцом
высокой (зрелой) готики. Длина его составляет 138 м., ширина – 30 м., высота свода над центральным нефом – 38 метров. Автор проекта, архитектор Жан д’Орбе, изначально предполагал увенчать величественное здание семью башнями со шпилями высотой 120 метров, однако в итоге построили лишь две 80-метровых башни, украшающие западный, главный фасад. Южная башня служит колокольней. Здесь размещены два колокола, один из которых, «Шарлотта», весит более 10 тонн. За столетия своего существования собор подвергался многочисленным, но незначительным перестройкам и вплоть до ХХ века простоял практически в первозданном виде, за исключением витражей, пострадавших во время великой французской революции.
Слайд 9 Структура интерьера во многом схожа с композицией Шартрского собора. Между продольной
аркадой среднего нефа и верхними окнами расположены трифории в виде узкой галерейки, состоящей из четырёхпролётной аркады. Вдоль подножия трифория интерьер опоясан растительными гирляндами, которым вторят растительные капители аркады центрального нефа. Трифории получают продолжение над средним порталом в виде открытых проёмов. Таким образом, композиция интерьера слагается по вертикали из трёх основных элементов: первый ярус образует продольная аркада, через которую проникает свет из окон бокового нефа; в середине находится узкая и тёмная полоса трифориев; и, наконец, верхний ярус образован полосой разноцветных витражных окон. В западной оконечности эта верхняя зона завершается большой розой, в восточной — сплошными окнами верхнего яруса хора.
Слайд 10Внутренняя сторона западного фасада богато украшена: её поверхность покрыта нишами, в
которых размещены 52 скульптуры. Подобное оформление уникально для готической архитектуры. Считается, что это работа Гоше Реймсского, выполненная около 1260 года.
Слайд 11Подлинным украшением здания собора являются многочисленные витражи. Самые ранние относятся к
времени постройки храма, последний создан в 1981 году.
На витраже большого окна-розы над главным порталом западного фасада изображено успение Богородицы. В центре изображения сама Дева Мария, вокруг неё на 12-ти лепестках представлены ангелы, апостолы, святые.
На витраже большой розы северного фасада рассказано о сотворении мира. В центре композиции – Иисус, его окружают ангелы, Адам и Ева, Каин и Авель, различные звери. Чуть выше – изображение Богоматери с младенцем. Это самые ранние из сохранившихся витражей.
Слайд 12Интересный факт : С 1985 на фасаде Реймсского собора начали практиковаться
световые представления.
В 2011 году, к 800-летию Реймсского собора, компания Skertzo создала 25-минутное светозвуковое шоу под названием «Rêve de couleurs» (дословно «Мечта/сон о красках»). Под музыку на фасад проецировались сменяющие друг друга картины, образно рассказывающие о строительстве собора и ключевых моментах его истории. Кроме того, выполненная с поразительной точностью световая «раскраска» статуй и архитектурных элементов напоминала зрителям об их утраченной полихромии. Наблюдать световое представление можно было бесплатно с площади перед собором. Поскольку шоу пользовалось огромным успехом, оно стало постоянным и ежегодно демонстрировалось на протяжении нескольких месяцев, неизменно собирая большое количество зрителей. Однако в 2018 году было принято решение о создании нового шоу. Его тема пока не разглашается.
Слайд 13В настоящее время Реймсский собор – один из самых известных храмов
католического мира. Это подлинный шедевр готической архитектуры, украшение Северной Франции, родины готического стиля. Ежегодно его посещает до миллиона туристов. В 1991 году Реймсский собор внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.