Слайд 1Муниципальное казенное образовательное учреждение
Бобровского муниципального района
Воронежской области
Урок по истории
Тема «Реформы
П. А. Столыпина»
Подготовил учитель
истории МКОУ
Сухо-Березовская СОШ
Попрыгина Л. А.
с.Сухая Берёзовка
2015 год
Слайд 2Цели урока:
Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории.
Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А. Столыпина.
Сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги.
Познакомить с сущностью и последствиями столыпинской аграрной реформы, ее влиянием на развитие сельского хозяйства в Воронежской области.
Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина П.А. не нашли социальной поддержки в стране.
Сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции в России
Развивать логическое мышление, речь, память, навыки работы с документом.
Формирование специальных умений: устанавливать причинно-следственные
связи между историческими явлениями и давать характеристику государственному
деятелю
Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы.
Воспитывать чувство патриотизма, неравнодушие к истории своей страны, нравственной позиции.
Слайд 3Оборудование
Портрет П.А. Столыпина.
Раздаточный материал (документы, схемы); задания для повторения по
вариантам.
Рабочие тетради.
Термины на доске, эпиграф.
Учебник. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
Слайд 4Эпиграф
Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут;
они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.
П.Столыпин
Слайд 6Проверка домашнего задания
- Какой новый представительный орган появился в России в
ходе первой революции?
Какие гражданские права получило население России?
На какие направления по их видению будущего России делились политические партии?
Слайд 7“Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на
решение аграрного вопроса”.
Большевики - возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм.
Кадеты - не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.
Эсеры - “социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.
Слайд 8С младшим братом Александром
Слайд 11Столыпин с сослуживцами в Гродно второй справа в первом ряду
Слайд 14Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.
Слайд 15Хутор -
участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с
оставлением усадьбы в деревне.
Слайд 16Отруб -
участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением
из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.
Слайд 17Кому выгодно данное мероприятие?
Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести
хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.
Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика
Слайд 18Вывод
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной
напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.
Слайд 19Погребение у трапезной церкви в Киево-Печёрской лавре 9 сентября 1911 год
Слайд 21Итоги аграрной реформы
Положительные
1. Расслоение из общей массы крестьян крепко стоящих на
своих ногах зажиточных крестьян, являющихся основным фактором политической стабильности общества
Отрицательные
1. В результате усилившегося расслоения в деревне резко возросли острейшие противоречия между «сильными» и «слабыми» группами крестьян, порою доходившие до вооружённых столкновений (печальной нормой сельской жизни становятся многочисленные поджоги
Слайд 222. Пополнение рядов рабочего класса
2. Заметно снизился интерес крестьян к
общественным делам в результате растущей изолированности от «мира» (общинной среды) и большей занятости своим хозяйством (у крестьянина не оставалось времени на что-либо иное в условиях жёсткой буржуазной конкуренции на «место под солнцем».
Слайд 233. Рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба
3. Снижение общей религиозности
русского крестьянства (упадок посещаемости церквей по причине занятости на земельном наделе и в силу расселения на хутора)
Слайд 244. Освоение переселенцами более 30 млн. десятин пустующих земель в Сибири
4. Спад в развитии крестьянского образования: многие крестьянские дети не посещали школы
Слайд 255. Зарождение сельскохозяйственной кооперации
6. Предоставление народным банком кредитов для покупки модернизированного
сельхозинвентаря, закупок сельхозмашин.
7. Рационализация производства – переход к четырехполью, экономии рабочего времени в результате ликвидации земельных полосок, внесения удобрений
Слайд 26Противоречивые итоги
25% крестьян вышли из общины, 15% земель закреплены в частную
собственность, на 1/3 вырос экспорт хлеба, посевные площади выросли на 10%, темпы роста промышленного производства составили 8,8% в год.
Но фермерские хозяйства составляли лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств, 17% переселенцев вернулись на прежние места проживания.
Слайд 27Тесты
1. Когда начал проводить реформы П.А.Столыпин?
а) в 1906 г.
б) в 1907 г. в) в 1908 г.
2. Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина?
а) выход крестьян из общины с землей
б) переселение крестьян на новые земли за Урал
в) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей
3. Какие слои крестьян активно выходили из общины?
а) зажиточные
б) бедные
в) бедные и зажиточные
4. Каковы итоги аграрной реформы Столыпина?
а) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне
б) начался процесс социального расслоения крестьянства
в) сгладились главные социальные проблемы в деревне
5. Дайте определение понятию «хутор»
а) участок земли, который мог получить крестьянин
в) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни
Слайд 28Вывод
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной
напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.
Слайд 29«Дайте 20 лет покоя, и вы не узнаете Россию!».