Презентация, доклад по истории на тему: Развитие науки и образования России в 16 веке

Содержание

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться

Слайд 1РАЗВИТИЕ
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ В 16 ВЕКЕ

РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯРОССИИ В 16 ВЕКЕ

Слайд 2Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) широко развивающееся массовое

образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

Стоглав (Титульный лист)

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным

Слайд 3Стоглав (Титульный лист)
В нем немало места было отведено вопросам образования, в

частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.
Стоглав (Титульный лист)В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем

Слайд 4С конца XV - XVI века усиленно росла грамотность населения Руси.


Статистика подсчета надписей на документах начала XVI века определяет число грамотных дворян и бояр - выше 65%, посадских людей - 25 - 40%. Первенство держали священники, поголовно грамотными были дьяки. Образование необходимо было купечеству. Тверской купец Афанасий Никитин в трудную дорогу на Восток захватил с собой книги и в пути вел записи, которые после его возвращения были включены в летопись.
С конца XV - XVI века усиленно росла грамотность населения Руси. Статистика подсчета надписей на документах начала

Слайд 5Значительные возможности для расширения образования открыло создание на Руси книгопечатания. Первые

его попытки относятся к концу XV века. С 1553 г. в течение 10 лет вышло несколько печатных изданий, но всерьез за это дело взялись в 1564 г., когда царская казна выделила средства на открытие типографии в Москве. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец отпечатали первую датированную книгу на русском языке - «Апостол»,
в 1565 г. - «Часослов»,
обе - религиозного содержания.
Значительные возможности для расширения образования открыло создание на Руси книгопечатания. Первые его попытки относятся к концу XV

Слайд 6Позже русские первопечатники переехали на Украину, затем в Литву, а в

Москве их дело продолжили ученики. До конца XVI века было издано около 20 книг, в основном церковно-религиозного характера.

Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

В 1574 году первый русский книгоиздатель Иван Федоров печатал Первый русский букварь. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян.

Позже русские первопечатники переехали на Украину, затем в Литву, а в Москве их дело продолжили ученики. До

Слайд 7Так же в это время были напечтаны
«Степенная книга» -
свод

русской истории.

«Лицевой летописный свод» - своеобразная всемирная история,

Так же в это время были напечтаны «Степенная книга» - свод русской истории.«Лицевой летописный свод» - своеобразная

Слайд 8Среди образовательных книг особой популярностью пользовался «Домострой», составленный на основе отечественных

и переводных хозяйственных и нравоучительных наставлений. В нем защищается патриархальный семейный уклад, даются уроки бережливости, рачительного ведения хозяйства, не забыто и патриотическое воспитание. В «Домострое» содержатся и назидания общего характера: «Копающий яму под ближним своим упадет в нее сам», «Всем угождать — зло», «Уча учи поступкам, а не словам».
Среди образовательных книг особой популярностью пользовался «Домострой», составленный на основе отечественных и переводных хозяйственных и нравоучительных наставлений.

Слайд 9Стали появляться сочинения, посвященные медицине («Вертоград» — перевод с немецкого, дополненный

русскими книжниками), ботанике, географии, создавались подробные карты земли русской. Были составлены руководство «О земном верстании», учебники по математике, без которых не могли обойтись навигация и артиллерия (ок. 2 тысяч пушек разного калибра в XVI в.), в работах «Шестокрыл» и «Космография» содержалось объяснение причин солнечных и лунных затмений», правильно был указан порядок расположения планет, окружающих Землю, верно описан зодиак и периоды обращения планет по нему, правильно отмечалось, что Луна меньше по размерам, чем планеты, и т. п..

«Вертоград»

1550-1595 гг. 5 гравюр из книги Космография

Стали появляться сочинения, посвященные медицине («Вертоград» — перевод с немецкого, дополненный русскими книжниками), ботанике, географии, создавались подробные

Слайд 10Развивались знания и по химии. С конца XV в. в России

освоили изготовление пороха, а вслед за этим для его производства была создана крупная мастерская (пороховой «завод»). Приобретённые навыки в области солеваренного производства были обобщены в специальном руководстве («Росписи»), составленном во второй половине XVI в., которое свидетельствует о знании химических свойств соляных растворов.

В XVI в. устанавливается классификация почв по урожаям ржи. О применении ряда агрономических приёмов свидетельствует «Домострой».
Представление о развитии биологических и медицинских знаний дают имевшие широкое распространение «травники» и «лечебники». Травники давали подробное описание растений, а после этого говорили об их лечебных качествах; в лечебниках сообщалось прежде всего об общих свойствах лекарств, а затем рассказывалось о способах их использования. В XVI в. было сделано несколько переводов на русский язык польских медицинских книг.

Развивались знания и по химии. С конца XV в. в России освоили изготовление пороха, а вслед за

Слайд 11Развитие научно-технических знаний выразилось в увеличении технических механизмов и расширении сферы

их применения. Особенно высокого уровня достигает строительная техника. Примером этому может служить сооружение деревянных и каменных зданий высотою в 50—60 метров или постройка в течение одного месяца во время войны с Казанью в 1551 г. города Свияжска.
Развитие научно-технических знаний выразилось в увеличении технических механизмов и расширении сферы их применения. Особенно высокого уровня достигает

Слайд 12В XVI в. умели делать часы, причём была специальная профессия «часовников».

Значительно совершенствуется водяной двигатель, который использовался не только для мельниц, но и в кузнечном деле для приведения в действие тяжёлого молота. В этот же период получают распространение самопрялка с конным приводом и горизонтальный ткацкий станок.
В XVI в. умели делать часы, причём была специальная профессия «часовников». Значительно совершенствуется водяной двигатель, который использовался

Слайд 13В связи с увеличением применения огнестрельного оружия совершенствуется техника орудийно-оружейного производства.


В Москве, Туле и Новгороде уже с конца XV в. существовали крупные предприятия по изготовлению пушек («Пушечные дворы»). Выдающимся пушечным и колокольным мастером второй половины XVI в. был Андрей Чохов, отливший знаменитую «Царь-пушку» (1586 г.), которая и сейчас хранится в Кремле. Её длина 5 м, вес 2400 пудов, калибр (диаметр канала ствола) — 89 см. В XVI в. начали применяться орудия, заряжаемые не с дула, а с «казённой» части, что создало возможность обеспечить большую скорость и дальность полёта ядра.
В связи с увеличением применения огнестрельного оружия совершенствуется техника орудийно-оружейного производства. В Москве, Туле и Новгороде уже

Слайд 14Быстрое расширение кругозора, рост знаний в различных областях вызвали появление «азбуковников».

Азбуковники, своего рода небольшие энциклопедии, содержали разнообразные сведения, расположенные в алфавитном порядке.
Быстрое расширение кругозора, рост знаний в различных областях вызвали появление «азбуковников». Азбуковники, своего рода небольшие энциклопедии, содержали

Слайд 15СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть