Слайд 1Проект по истории
«XVIII в. в произведениях искусства : портреты Петра
I»
Выполнила:
Лещинская Карина.
Учитель: Кошекина
Инна Александровна.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 32 ИМ. С.А. ЛАВОЧКИНА"
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Слайд 2Этапы проекта:
1.Подготовительный
Просмотр интернет - ресурсов и литературы
(сбор информации).
2. Основной:
2.1.
Создание проекта.
3. Заключительный:
3.1. Готовый продукт.
3.2. Анализ и выводы.
3.3.Презентация проекта.
Слайд 3Цель проекта:
оценка образа Перта I, созданного художниками разных эпох.
Задачи проекта:
Изучить
изображения Петра I XVII-XIX веков;
Проанализировать изображения императора выполненные различными художниками;
Вывести основные закономерности образа Петра I, созданного художниками разных эпох.
Слайд 4 Эпоха Петра I (1682-1725) явилась переломной в истории нашей страны.
Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой.
Слайд 5Царский портрет-символ державной власти, воли, авторитета, своего рода памятник, служащий прославлению
и увековеченью особы и деяний государства. Здесь существовала жесточайшая цензура. Не каждому дозволено было писать императора, а только "освидетельствованным в добром мастерстве живописцам". При этом задача портретиста усложнялась масштабом и многозначностью самой личности царя.
Немецкий живописец Иоганн Готфрид Таннауер (1680-1733) трижды удостоился чести писать изображение Петра I с натуры. Таннауер стал истинным хроникером жизни и деятельности великого реформатора. Он создал самые разнообразные его изображения - парадные и камерные. В них художник сумел передать волю и активность, сильный характер и буйный нрав Петра I - великого государственного деятеля и храброго полководца, отличавшегося гибким умом и личным мужеством.
Слайд 6Иконографические типы Петра I, созданные Караваком, были очень популярны, их неоднократно
копировали и гравировали в течение последующих столетий. Повторял выработанный им иконографический тип и сам Каравак.
На втором портрете редкого для Каравака овального формата Петр I представлен в любимом мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка, но без орденских ленты и звезды. Каравакка интересуют прежде всего человеческая неповторимость, человеческая сущность Петра I. Он создает здесь одно из самых строгих и сдержанных своих решений. Все в портрете предельно просто: нейтральный фон, отсутствуют аксессуары, царь не в латах, а в своем любимом Преображенском мундире и даже без Андреевской ленты, которая обычна в его портретах, Петр держится очень естественно. Мундир дан общим, погруженным в тень пятном, его зеленый цвет погашен, золотое шитье только деликатно обозначено легкими, быстрыми движениями кисти - ничто не должно отвлекать внимания зрителей от лица, освещенного сильным прямым светом.
Слайд 7Луи Каравак написал первый портрет Петра I в 1716 году. Именно
этим годом датирована французская гравюра с портрета подобного типа. Вполне возможно, что гравюра исполнена с портрета, который сейчас хранится в военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Петр I изображен на фоне моря с многочисленными крепостями и выстроившимися кораблями союзного флота – русского, голландского, датского и английского. Российский царь командовал им во время морской кампании осени 1716 года.
Слайд 8 При сравнении работ Каравака и Таннауера можно сделать вывод, что
художники по разному подходили к выполнению задачи. Таннауер изображает Петра I как властелина и повелителя, безусловно, сильную личность. Все решения автора направлены на усиление величественности образа. Работы Каравака наоборот сдержаны и просты, его интересует не столько личность Петра как императора, а скорее человека пережившего тяжелую, сложную жизнь.
Слайд 9Первыми крупными русскими портретистами были Иван Никитич Никитин (1690-1741) и Андрей
Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (1701-1739).
Живопись Ивана Никитина изящна и владеет всеми тайнами западноевропейской техники. И в самом деле, картины Никитина очень живописны: форма подается мягко; фон, как правило, темный, теплый, дающий ощущение реальной глубины; цвет звучный, полнокровный, с преобладанием теплых тонов; характерно сопоставление желтых и кирпично-красных с синим, причем последний звучит в качестве дополнительной цветовой темы; манера письма по характеру положения мазка несколько декоративна.
Слайд 10 Этот небольшой круглый портрет сразу выделяется как своей необычной
композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Живописец ясно выделил основные черты характера Петра: его силу, волю и внутреннее напряженное горение. Император смотрит умно и пристально; его брови привычно нахмурены, усы топорщатся над сжатыми губами, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку. Портрет внешне крайне прост. Значительность Петра показана путем раскрытия внутреннего образа, а не через изображение внешних аксессуаров. Это портрет замечательного человека с волевым характером, на которого трудная историческая миссия наложила отпечаток суровой сосредоточенности. Никитин этим портретом создал одно из лучших и наиболее содержательных изображений Петра.
Слайд 1128 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр
I на смертном ложе").
Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения - сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно - реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником.
Никитин понимал важность возложенной на него задачи - он правдив, объективен, не идеализирует Петра. Лицо мертвого отечно, глубокие скорбные складки залегают около губ и между сведенными, как от боли, бровями, рот искривлен. Лицо несет отпечаток бурно и трудно прожитой жизни. Запрокинутая голова тяжело проминает подушку
Слайд 12 Никитину удалось глубоко и содержательно передать всю сущность императора,
его значимость и натуру, он охарактеризован более проницательно в сравнении с другими многочисленными изображениями Петра. Художник Никитин прежде всего стремился к передачи самой личности Петра, многогранности его характера. Это подтверждается тем, что изображение императора этим мастером выполнялось без лишних деталей и аксессуаров, ничего не должно отвлекать от самого образа этого человека.
Слайд 13Исторические изображения Петра I XIX века
Ге Николай Николаевич (1831
- 1894) пишет картины на сюжеты из русской истории и портреты передовых деятелей русской культуры.
"Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1871, Государственная Третьяковская галерея) - лучшая историческая картина досуриковского периода. Художник стремился к передаче предельной конкретности обстановки. В ней поражает простота композиции, крайняя сдержанность жестов, а главное, выразительность лиц: дышащее гневом и сознанием своей исторической правоты - Петра и безвольное, полное апатии - царевича
Слайд 14 Не менее интересным является произведение "Утро стрелецкой казни" Сурикова.
Василий Иванович Суриков (1848 -1916) мастер масштабных исторических полотен. В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной "Утро стрелецкой казни"(1881г., Государственная Третьяковская галерея).
Он не только понимает истинную правоту дела Петра, но и его самого рассматривает как одно из проявлений того же многоликого народного характера. Столкнулись два мира, обе стороны глубоко убеждены и искренни в своих убеждениях, свободны от своекорыстия, их борьба носит поэтому возвышенный характер.
Суриков дает главное идейное толкование переломной петровской эпохи, показывая ее трагические противоречия.
Слайд 15 Сила Суриковского полотна заключается в том, что элементы в
частном эпизоде показывают трагедию истории. При этом он достигает реалистичность путем такого правдивого показа явлений, в которых истина сама говорит о себе. В картине изображена не сама казнь, а последние страшные минуты перед ее началом. Историческая тема приобретает глубокий психологический и вместе с тем народную трактовку. Борьба двух миров, двух сил олицетворенных в полных вызова и непримиримой ненависти взглядах, которым через всю площадь обмениваются сидящие на телеге стрелец со свечой в руке и Петр на коне. Эта "дуэль взглядов" составляет как бы психологическую ось композицию, и между этими двумя фигурами располагаются другие.
Слайд 16Небольшой видеофрагмент с опросом
Слайд 17 ВЫВОДЫ:
Петровская тема в искусстве, меняясь и преображаясь. Разумеется,
разные эпохи по-разному трактуют в зависимости от господствующего мировосприятия, отношения к истории России и понимания личности Петра. Каждый портрет Петра I - страница истории.
Художники, изображавшие Петра I в первую очередь понимали значимость императора в истории России. Изображение такого темпераментного и своеобразного человека, в котором энергия и разносторонность сочетались с грубостью, весьма не легкая задача. Каждый художник пытался сделать это по-своему.
3. В передаче образа императора кого-то интересовал патриотизм и историческая роль Петра, других же сложность его натуры. Многие художники пытались изобразить его как героя, олицетворяющим собой один из знаменательных периодов отечественной истории.
Слайд 18 4. Последующих художников интересовал образ Петра, как человека, прошедшего тяжелый
жизненный путь, имеющего неповторимую человеческую сущность. При этом не было стремления к идеализации образа, а наоборот придавали наибольшую реалистичность.
5. В XIX веке образ Петра I в исторической живописи приобретает новый смысл, император выступает как исторический деятель, прежде всего преданный своей стране. Художники не осуждают поступки Петра, они понимают истинную правоту дела императора. Однако, и не прославляют действия Петра I, а отражают скорее человеческий характер.
6. Итак, в целом можно сказать, общими чертами в изображении Петра I является передача воли, неукротимого характера, величия и силы.
Слайд 19 Использованная литература:
В.Стасов "Галерея Петра Великого" Спб 1903 г.
Д.Ровинский "Подробный
словарь русских гравированных портретов" т.3 СПб 1888 г.
Д.Ровинский «Материалы для русской иконографии» т.1.
А.Васильчиков "О портретах Петра Великого" М 1872 г.
С.Моисеева "К истории иконографии Петра I" (статья).
Л.Маркина "РОССИКА Петровского времени" (статья)