Слайд 1Тема урока: Политика Н. С. Хрущева: «черное или белое»?
Предметная цель:
Помочь
учащимся целостно представить проект изучения темы;
Организовать деятельность учащимся по планированию совместно с учителем изучению новой темы;
Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний по теме.
Познавательная: обеспечить условия для закрепления знаний: о мероприятиях, проведенных Н. С. Хрущевым в:
а) Экономической сфере: реформе управления промышленностью, реорганизации МТС, укрупнении колхозов, политики животноводства, аграрных реформ.
б) Социальной сфере: реформа школы, повышение заработной платы.
в) Развитии науки: освоение космоса, достижений фундаментальной науки.
г) Политической сфере: ротация кадров, десталинизация, реабилитация.
д) Содействовать пониманию выводов о том , что политика Н. С. Хрущева носит противоречивый характер, в силу того, что он сам являлся продуктом командно – административной системы. И был наделен всеми чертами сформировавшей его эпохи. Его поиски путей реорганизации политической системы не опирались на коллективное мнение партии и общества. Все это и определено трагедию его личности.
Слайд 2Развивающая цель :
■ Цели, связанные с обеспечением развития у школьников
интеллектуальной культуры:
а) Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и пр.).
б) Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.
в) Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, законе).
■ Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:
а) Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
б) Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
■ Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):
а) Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность.
■ Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся:
а) Создать условия для развития у школьников умений структурировать информацию.
Слайд 3Воспитательная цель:
■ Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к
учебному предмету:
а) Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.
б) Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
■ Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
а) Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.
б) Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
■ Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):
а) Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и само коррекцию учебной деятельности.
■ Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
а) Само действовать развитию у детей умений общаться.
б) Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
■ Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
а) Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого.
б) Обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т. е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, смех.
Слайд 4Реформы Н.С. Хрущева:
черное или белое?
Формула работы:
Прочитал
Проанализировал Осмыслил.
Твой ключ к успеху:
Больше читай Больше думай Больше работай.
Слайд 5«Я так и не понял, чего в нем больше белого или
черного?» (Э. Неизвестный)
Слайд 6Политика Н.С. Хрущева
задание урока:
Слайд 7Группа «Аграрии»
«Сельское хозяйство – это моя слабость…»
Н.С. Хрущев
Слайд 9«Целина - это люди»
И.И. Иванов
Знаменитый механизатор. Во время войны
остался без обеих ног. Чудом выжил, но на целину все-таки приехал. Стал трактористом героем социалистического труда.
В.Я. Рагузов
Известно, что на целине погибли некоторые целинники. Как это было?
Во время бурана Василий Рагузов оставил колонну автомашин, везущую сборные дома, и отправился за помощью. В пути он погиб. В кармане его куртки нашли письмо: «Я поехал на целину, чтобы наш народ жил богаче и краше… Самое главное – нужно быть в жизни человеком».
Слайд 10Сельхозоборот в СССР
1954-1960
1954 –
1960 –
Слайд 12Забастовка в Новочеркасске
1962-1963гг.
Слайд 14Животноводство
«Догнать США по производству мяса, молока, масла в течении 4-х лет».
(1957
Слайд 15«Рязанская афера»
…в 1959 – Рязанская область продала государству 100 тысяч тонн
мяса ( вместо 50-ти тысяч тонн по плану)
…в 1960 – область продала 180 – 200 тысяч тонн мяса
Первый секретарь обкома партии А. Ларионов
Слайд 16«Машинно-тракторные станции»
Государственные сельскохозяйственные предприятия, создавшиеся для технологической и организационной помощи колхозам.
1958
– МТС реорганизованы в ремонтно-тракторные станции (РТС)
Слайд 17Агрогорода
«А насаждение декоративных агрогородов?! Ради такой театрализованной жизни, случалось, людей
силком, с милиционером переселяли в казенные многоквартирные дома с общим для всех туалетом под забором. А тем временем покинутые деревеньки объявлялись бесперспективными, дворы зарастали чертополохом, кособочились и падали радиостолбы, осыпались колодцы, и ветер трепетал истлевший флаг, забытый над крышей заколоченной школы».
(Е. Носов «Кострома не Айова»)
Слайд 18Реорганизация колхозов
« Если бы мы так работали как вы,
мы бы
в трубу вылетели.»
Этап укрупнения колхозов.
Хозрасчет – метод планового ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами производственной хозяйственной деятельности, возмещении расходов доходами.
Слайд 19«?» «Интересный вопрос».
Вопросы групп:
1956 год. Целина дает отличный результат. В
столовых хлеб стали подавать бесплатно, но уже в конце 50 - х годов целинные земли истощались. Как вы считаете освоение Целины – экстенсивный или интенсивный путь развития сельского хозяйства?
Ответ аргументируйте.
Почему выбран Н.С. Хрущевым экстенсивный путь?
Ответ аргументируйте.
Суслов заявил что Хрущев проводил не правильную политику ценообразования. Повышение цен на мясо, молочные продукты ударило по материальному положению рабочих.
Вы согласны с тем, что это ошибка Н.С. Хрущева?
«Кукурузная эпопея» дорого обошлась для сельского хозяйства.
Согласны ли вы с тем что необходимо было данную культуру вводить в севооборот?
Слайд 20Дайте определения понятиям.
∙ целина
∙ кукурузная эпопея
∙ рязанская афера
∙ машинно-тракторная станция
∙ хозрасчет
Слайд 21Проверь себя
Маши́нно - тра́кторная ста́нция (МТС) — государственное сельскохозяйственное предприятие, в
СССР и ряде других социалистических государств обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, сельскохозяйственным кооперативам).
Хозрасчёт или хозяйственный расчёт — ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объема производства, улучшению качества продукции, увеличению заработной платы.
Целина - никогда не паханная, а также много лет не подвергавшаяся обработке земля.
Совнархозы – территориальные органы управления промышленностью и сельским хозяйством (т. е. управляли экономикой в пределах области или республики).
Слайд 22Группа «Промышленники»
Производство электроэнергии
Добыча нефти в СССР
Слайд 23Темпы роста промышленности в СССР 1951 – 1965 г.г.
Слайд 24Наука
«Наука должна стать непосредственной производственной силой социалистической экономики»
1957 – синхрофазотрон
1957 -
атомный ледокол «Ленин»
1957 – искусственный спутник Земли
12 апреля 1961 – полет в космос Ю.А. Гагарина.
1963 – полет в космос В. Терешковой.
Слайд 25«Портретная галерея»
А.М. Прохоров Ландау Ю.А. Гагарин
С. П. Королев Н.Г. Басов
Слайд 26Совнархозы
Цель административной реформы : ликвидация отраслевых министерств и создание территориальных органов
управления промышленностью – совнархозов.
Слайд 27«?» «Интересный вопрос.»
∙ В экономике нарастали диспропорции в развитии сельского хозяйства
и промышленности. Прокомментируйте данное положение.
∙ Административная реформа в промышленности дала отрицательный результат, и в этом виноват Н.С. Хрущев на 100 %. Согласны ли вы с нашей точкой зрения?
∙ Стремился ли, по вашему мнению, Н.С. Хрущев исправить положение?
Слайд 28«?»
∙ химизация
∙ диспропорция
∙ совнархозы
Слайд 29Проверь себя
Совнархоз - в СССР в 1957-65 местный орган управления промышленностью
(до 1962 и строительством) в экономических административных районах.
Совнархозы – территориальные органы управления промышленностью и сельским хозяйством (т. е. управляли экономикой в пределах области или республики
ДИСПРОПОРЦИИ — нарушение согласованности, соответствия взаимосвязанных экономических процессов и показателей, характеризующих функционирование и развитие отдельных отраслей и производств, протекание стадий воспроизводственного цикла.
Химизация сельского хозяйства - важнейшее направление интенсификации сельскохозяйственного производства, связанное с применением минеральных удобрений, химических средств защиты растений, кормовых добавок, полимеров и других химических продуктов
Слайд 30Группа «Социологи».
Социальная сфера
«А какой же коммунизм без лепешек и масла?»
Н.С. Хрущев
1956 – установление минимума заработной платы
1956 – закон о пенсионном обеспечении
1956 – закон о сокращении рабочей недели
1965 – пенсионное обеспечение колхозников
Слайд 31Массовое жилищное строительство
По темпам жилищного строительства страна вышла на І-е место
Слайд 32«?» «Интересный вопрос».
∙ Чего больше в реформах Н.С. Хрущева: заботы о
людях или укрепления личной власти?
∙ В своем выступлении вы расхваливали жилищную реформу Н.С. Хрущева. А стоит ли расхваливать малогабаритные квартиры с совмещенными санузлами?
∙ Как вы относитесь к событиям в Новочеркасске? Оцените позицию Н.С. Хрущева.
∙ Освещая тему, вы ни чего не говорили об опасностях, таких как последствия научных изобретений. Как вы прокомментируете тот факт, что в октябре 1960, при взрыве баллистических ракет, перед стартом погибли Неделин, инженеры, рабочие, офицеры?
∙ Значит, по вашему «цель оправдывает средства», а как же авария в городе Челябинске, в результате которой произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей?
Слайд 33«?»
∙ Деноминация
∙ Жилищная реформа
∙ Пенсионная реформа
Слайд 34Проверь себя
ДЕНОМИНАЦИЯ — укрупнение национальной денежной единицы посредством обмена по установленному
соотношению старых денежных знаков на новые в целях упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетов в стране
Пенсионная реформа — совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения.
Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.
Слайд 35Группа «Политики»
∙ 25 февраля 1956 – Большой Кремлевский Дворец – закрытое
заседание.
∙ «Мы все должны принести покаяние за 37-й год».
∙ Реабилитация.
∙ Развенчание культа личности Сталина.
Слайд 36∙ XXI съезд КПСС (1961 г.)
Принята 3-я Программа партии «… В
СССР к 1980 году будет построено коммунистическое общество».
∙ Концентрация власти в одних руках (1958 – Н.С. Хрущев - Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР)
∙ «Кто подсунул Хрущеву идею разделения обкомов и райкомов? Я убежден, что это было сделано не без злого умысла – чтобы окончательно подорвать его авторитет среди партийных руководителей».
(Бурлацкий. Статья «Хрущев»).
Слайд 37Н.С. Хрущев
На западе Хрущева ставили на одну ступеньку с Джоном
Кеннеди и папой Иоанном XXI
∙ «Хрущев – жертва собственного нрава, а не только жертва среды».
Слайд 381964 – пленум ЦК КПСС
∙ Отставка Н.С. Хрущева.
Обвинен в субъективизме и
волюнтаризме.
«В соответствии с занимаемыми постами Хрущев должен был быть похоронен в Кремлевской стене или возле нее. Но те, кто распоряжался его судьбой и после его смерти,
Решили, что он сего не достоин, что нужно похоронить его на одном из городских кладбищ. Но результат получился прямо противоположный тому, что было задумано. Могилу Хрущева оставили народу, для которого он так много сделал. Тут спорили и вспоминали с благодарностью. На Пасху клали крашеные яйца».
Слайд 39«?» Интересный вопрос
∙ На заседании Президиума ЦК КПСС 13 октября 1964
года говорилось, что в печати все больше и больше писали о заслугах Хрущева. За 1963 год в центральных газетах 120 раз помещался портрет Хрущева, а за 9 месяцев 1964 года – 140 раз. Между тем даже портреты Сталина печатались 10 – 15 раз в год. Как вы прокомментируете этот факт?
∙ Можно ли «простить» Хрущеву ошибки в политической сфере за проведение политики реабилитации?
∙ Существовал ли культ личности Хрущева?
∙ Почему Хрущев отклонился от курса, выбранного им на XX съезде КПСС?
Слайд 40«?»
∙ Реабилитация
∙ Культ личности
∙ Субъективизм
∙ Волюнтаризм
∙ Командно – административная система
Слайд 41Понятия:
Реабилитация-восстановление в правах, восстановление доброго имени.
Культ личности
Субъективизм – отношение
к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами субъекта; отсутствие объективности.
Волюнтаризм – политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями.
Командно-административная система - система, основанная на жёстком подчинении приказам сверху, железной дисциплине.
Культ личности – чрезмерное возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического развития; единовластие, характеризуемое максимально завышенной оценкой роли политического лидера в истории, его возвеличиванием и даже обожествлением.
Слайд 43«Свободный микрофон»
Когда Н.С. Хрущев вернулся домой после его отрешения от власти,
он бросил портфель и изрек мудрые слова: «Вот главное, чего я добился. Без репрессий, крови, ареста и прочего смещенный первый секретарь ушел на пенсию».
Это одновременно было его поражением и его победой.
Слайд 44«Свободный микрофон»
« В годы его власти в СССР было реабилитировано более
20 миллионов человек, хотя многие из них посмертно. Это одно перевесит на весах истории все недостатки и « грехи» Хрущева».
Р. Медведев.
Он оставался порождением командно-административной системы и был наделен чертами сформировавшей его эпохи. Его психология содержала в себе те самые стереотипы, которые он пытался разрушить. Одной ногой шагнул в демократию, другой он увяз в трясине субъективизма. Его поиски путем реорганизации политической системы не опирались на коллективное мнение партии и общества. Все это и определило трагедию его личности.
Слайд 45«Черное или белое»?
« Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж
и кукуруза … А люди долго будут жить в его домах. Освобожденные или люди … и зла к нему ни кто не будет иметь – ни завтра, ни после завтра.
Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться и всем нам …».
М. Ромм.
Слайд 46Рефлексия
Какое впечатление осталось у вас от урока?
«Птичий двор – «Пейзаж –
зеркало настроения»
зеркало настроения».
Слайд 47Я предлагаю …
учитель на уроке…
Это самое важное..
На нюх не переношу…
Я хотел
бы спрятать…
Я стою на…
Нутром чувствую…
Нутром чувствую…
Я хотел бы вам сказать…
Я двумя руками за…
Слайд 48«Аллея истории»
Проект памятника Н.С. Хрущеву
Слайд 50Домашнее задание
(по выбору учащихся)
1. Синквеин по теме: Политика Н.С. Хрущева.
2. Письмо какого содержания вы направили бы лидеру страны Н.С. Хрущеву после Пленума ЦК КПСС 1953 года?