Слайд 1
Памятники российским императорам
в Санкт-Петербурге
Слайд 2Медный всадник
Самый известный среди памятников Петру I - это памятник
работы скульптора Э.М.Фальконе.
Слайд 3Воспетый А.С.Пушкиным в своей поэме, с 1833 года он известен как
«Медный всадник».
В 1765 году Екатерина приказала русскому послу в Париже найти там талантливого ваятеля для создания памятника Петру, достойного его славы. Между представленными художниками, выбор императрицы остановился на скульпторе Фальконе, который в следующем году приехал в Петербург и изготовил в малом виде модель. В 1765 г. Фальконе получил заказ, с условием окончить работу за 8 лет. Три года работал художник над моделью своего памятника и, наконец, изготовил её в ту величину, в какую должно было её отлить из бронзы. Модель головы Императора Петра I была изготовлена художницей Колло, замечательной скульпторшей, которая приехала в Poccию вместе с Фальконе, в качестве его ученицы и сотрудницы. Одобрив её, Екатерина II приказала отыскать громадную цельную мраморную глыбу, годную служить подножием. Работа над памятником длилась более 10 лет (с 1766 по 1778 гг).
Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года и было приурочено к двадцатилетию царствования на престоле Екатерины II.Конная скульптура возвышается на гранитном постаменте («гром-камень» весом порядка 1600 т был доставлен из Лахты, камнетесы трудились над ним прямо во время транспортировки). Памятник очень выразителен, четко прорисовывается на фоне перспективы города. Подняв коня на дыбы на вершине скалы, правой рукой Петр I как бы указывает на Петропавловскую крепость на Заячьем острове – «Здесь будет город заложен…» по словам А.С.Пушкина. По замыслу скульптора Э.М.Фальконе Петр I предстает в образе созидателя и законодателя, который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Медный всадник
Слайд 4У Михайловского замка
Скульптор Карло Бартоломео Растрелли .
Слайд 5В 1716 году скульптору Карло Бартоломео Растрелли поручили создание памятника Петру
I. Но при жизни императора осуществить задуманное не удалось. Только в 1744, незадолго до своей смерти, скульптор завершил работу над литейной формой. Отливку памятника осуществил в 1747 году его сын — Франческо Бартоломео. Однако обстоятельства сложились таким образом, что скульптор был отстранен от дел взошедшей на престол императрицой Екатериной II, вследствие чего памятник так и не был установлен и отправлен на хранение на склад Канцелярии строений.
В 1800 году император Павел I приказал установить памятник перед своей новой резиденцией — Михайловским замком. Он же приказал сделать на постаменте надпись «Прадеду Правнук».Петр I изображен в виде римского императора, увенчанного лавровым венком победителя, сидящим на мощном коне и сжимающим в правой руке жезл полководства. Скульптурная группа установлена на высоком мраморном постаменте работы архитектора Ф.И. Волкова.На постаменте, кроме доски с надписью «Прадеду Правнук 1800″, установлены два бронзовых барельефа на темы сражений Северной войны — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте». Барельефы выполнены группой скульпторов под руководством М.И. Козловского.
У Михайловского замка
Слайд 6У Сампсониевского собора
Скульптор
Марк Матвеевич Антокольский
Слайд 7У Сампсониевского собора
Напротив Сампсониевского собора стоит памятник Петру I. Надпись на
обратной стороне его гранитного постамента гласит: «Памятник Петру I. Скульптор М.Антокольский. Сооружен потомками фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Великого в память 200-летия победы над шведами под Полтавой. 27 июня 1909 г.» Даже изначально сама скульптура являла собой бронзовую отливку с модели скульптора М.М.Антокольского, впервые установленной еще в 1884 году в Нижнем парке Петергофа. Было отлито несколько скульптур для памятников Петру I в разных городах Российской империи, так или иначе связанных с именем Петра: Шлиссербурге, Архангельске, Таганроге… (это позволяло уменьшить как затраты, так и сроки сооружения памятников).Памятник в 1929 году был разобран под предлогом расширения Большого Сампсониевского проспекта (переименованного в проспект Карла Маркса).
К 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 г. памятник восстановили. Петр I изображен в полный рост в мундире Преображенского полка с треуголкой на голове, на груди орден Андрея Первозванного с лентой. В левой руке зажата подзорная труба, ею же он придерживает палаш на бедре; правой рукой опирается на трость. Выложенная гранитом площадка памятника ограждена низкими гранитными тумбами с цепями.На бронзовой доске-картуше на лицевой стороне гранитного постамента написано: «ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ «А О ПЕТРЕ ВЕДАЙТЕ, ЧТО ЕМУ ЖИЗНЬ НЕ ДОРОГА — ЖИЛА БЫ ТОЛЬКО РОССИЯ...»
Слайд 8Царь плотник
Скульптор
Леопольд Адольфович Бернштам
Слайд 9Царь плотник
В период празднования 200-летия Санкт-Петербурга император Николай II заказал скульптору
Леопольду Бернгард Лейб-Бар (Адольфовичу) Бернштаму памятник Петру I. 27 июня 1910 года на аллее Адмиралтейской набережной памятник был торжественно открыт.
Скульптор изобразил молодого Петра во время обучения корабельному делу в голландском городе Саардаме (Заандаме). Отсюда и довольно длинное название памятника, выбитое на постаменте: «Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году». В народе же за памятником закрепилось краткое, но емкое «Царь-плотник». Николаю II памятник очень понравился и он велел изготовить такой же в «половинный размер» в дар городу Саардаму. Но размеры нового памятника оказались не соразмерны выбранной властями для установки площади. Поэтому был заказан третий, в размер петербургского, памятник. Который и был открыт в мае 1911 года в Саардаме. Второй же памятник «в получеловеческий рост» (так было написано в сопроводительном документе) осенью 1911 года был установлен в Летнем саду.
Судьба оказалась неблагосклонна к обоим петербургским памятникам «Царю-плотнику» — в 1918 году один из них, на Адмиралтейской набережной, был сперва снят, а потом переплавлен. В 1934 году был снят и памятник в Летнем саду.
По случаю 300-летия создания Российского флота и в память Великого Посольства Петра I правительство Нидерландов приняло решение о создании копии с памятника в Саардаме, которая и была установлена на прежнем месте. На низком гранитном постаменте выбита памятная надпись: «Этот памятник подарен городу Санкт-Петербургу
Королевством Нидерланды. Открыт 7 сентября 1996 года Его Королевским Высочеством Принцем Орланским».
Слайд 10У Домика Петра I
На Петровской набережной перед музеем «Домик Петра I»
стоит памятник Петру I работы скульптора Николя-Франсуа Жилле.
Памятник представляет собой бюст, установленный на высокий гранитный постамент.
Слайд 11В Нахимовском училище
Скульптор Василий Васильевич Кузнецов
Слайд 12В Нахимовском училище
В декоративно оформленном проеме на уровне 3-его этажа фасада
Нахимовского училища установлен бюст Петру I работы скульптора В.В.Кузнецова. Даты 1703 — 1903 не должны вводить в заблуждение относительно сроков постройки здания. «Городской училищный дом имени Императора Петра Великого» решением юбилейной комиссии по празднованию 200-летия Санкт-Петербурга был задуман еще в 1899 году. Первая торжественная закладка Училищного дома состоялась в мае 1903 года, а 9 июля 1909 — вторая. Здание строилось по проекту архитектора Александра Ивановича Дмитриева. В результате, только к осени 1910 года строительство было закончено. И уже в ноябре 1910 года начались занятия в многочисленных классах. В октябре 1944 году здание Училищного дома было передано Нахимовскому училищу, второму в Советском Союзе.
Слайд 13В Петропавловской крепости
Скульптор
Михаил Михайлович Шемякин
Слайд 14В Петропавловской крепости
Памятник Петру I был установлен на территории Петропавловской крепости
- слева от центральной аллеи в 1991 году.
Скульптор М.М.Шемякин, работая над этим памятником, в качестве прототипа использовал так называемую «Восковую персону». Она была изготовлена из воска итальянским скульптором К.Б.Растрелли (батюшкой знаменитого архитектора), сразу после смерти Петра I.
Еще при жизни императора Растрелли сделал слепок с его головы из воска, а пропорции тела Петра были точно измерены мастером уже после кончины самодержца. Таким образом, Восковая персона явилась практически точным изображение Петра I ( сегодня восковая персона хранится в музее «Зимний дворец Петра I»). М.Шемякин, создавая памятник, повторил позу и композицию Растреллиевской Восковой персоны. Сделал так же точную копию головы, повторив ее размер, форму и черты лица. Однако, пропорции тела императора скульптор намеренно увеличил в 1.5 раза, отчего изображение кажется гротескным. Памятник вызывает у зрителя разную реакцию, так же как и сама личность Петра I являлась противоречивой.
Слайд 15На Московском вокзале
В световом зале Московского вокзала встречает и провожает пассажиров
основатель нашего города. Памятник Петру I выполнен в виде бронзового бюста на высоком каменном постаменте из черного лабрадора. Авторами памятника являются скульпторы Альберт Серафимович Чаркин, Виктор Макарович Оленев и архитектор Сергей Леонидович Михайлов. Открытие памятника состоялось в июле 1993 года. К сказанному можно добавить, что бюст Петра I заменил ранее установленный на этом же месте бюст .И.Ленина.
Слайд 16В Петергофе
Скульптор
Марк Матвеевич Антокольский
На пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы
в 1884 г. установлен памятник Петру I.
Бронзовый Петр в мундире Преображенского полка энергично шагнул, опираясь на трость, к берегу Финского залива.
В его левой руке крепко зажата подзорная труба. Взгляд Петра, вся его фигура выражают решительность полководца
и государственного деятеля — преобразователя России. Памятник создан замечательным русским скульптором XIX в. М. Антокольским. В период оккупации Петергофа фашисты похитили статую и найти ее впоследствии не удалось. По авторской гипсовой модели, сохранившейся на заводе «Монументскульптура», изготовили копию и установили памятник на своем месте в 1956 г.
Слайд 17В Нижнем парке Петергофа
Скульптор
Леопольд Адольфович Бернштам
Слайд 18В Нижнем парке Петергофа
Установка в Петергофе скульптуры «Пётр I целует инфанта
Людовика XV» в 1902 году была приурочена к официальному визиту в Россию президента Франции Э. Лубэ (за год до этого Париж посетил Николай II). В период интенсивного налаживания франко-русского союза сочли уместным напомнить о первой поездке Петра I в Париж, которая состоялась 26 апреля – 9 июня 1717 года. Королю Франции Людовику XV в это время было всего семь лет, страной правил регент — герцог Филипп Орлеанский. Пётр остановился в парижском «Отеле Ледигьер», близ Арсенала, куда 29 апреля ему нанёс визит малолетний король Франции. По словам герцога Сен-Симона, «было удивительно видеть, как царь берёт короля на руки, поднимает и целует, и король при его малолетстве, притом совершенно к этому не подготовленный, ничуть не испугался». На следующий день Пётр нанёс ответный визит во дворец Тюильри. Король встретил его у лестницы, поднимаясь по которой, Пётр снова взял маленького мальчика на руки. Легенда гласит, будто при этом царь сказал: «Всю Францию на себе несу». Скульптура, изображающая царя с инфантом на руках, была показана скульптором Л.А. Бернштамом на Парижской выставке в 1900 году. По заказу Николая II её бронзовая отливка в 1902 году была установлена на постамент недалеко от Купеческой гавани Петергофа, у корпусов Гранильной фабрики. В 1920-е годы памятник был перенесён на площадку перед каскадом «Шахматная гора», а в годы войны — уничтожен.
К 300-летию Петергофа, по инициативе директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» В.В. Знаменова, было решено восстановить памятник на новом месте — в западной части Нижнего парка, вблизи дворца Марли. Был изготовлен новый гранитный постамент.
Слайд 19Памятник Петру Первому
Прибалтийская площадь
В 2005 году художник и скульптор Зураб Церетели
подарил Санкт-Петербургу памятник Петру Первому.
Слайд 20Памятник Екатерине Второй
Площадь Островского, Екатерининский сад
Памятник императрице Всероссийской Екатерине Второй (1729
- 1796) был установлен по велению Александра Второго.
Слайд 21Памятник Павлу Первому
Инженерный (Михайловский) замок
В 2003 году во внутреннем дворе Михайловского
замка установлен памятник Павлу Первому работы скульптора В. Э. Горевого и архитектора В. И. Наливайко.
Слайд 22Александровская колонна
(Александрийский столп)
Слайд 23Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая
Архитектор Монферран создал
её по заказу Николая Первого, желавшего увековечить память о победе его брата, Александра Первого, в сражении с Наполеоном.
В 1834 году по проекту Монферрана в самом центре площади установили колонну из розового гранита высотой 47,5 метров. Это высота колонны со статуей, установленной на её вершине.
Розовый гранит, из которого изготовлена колонна, был добыт под Выборгом в Пютерлакской каменоломне, но первоначально из него предполагали сделать одну из колонн Исаакиевского собора.
Обнаружив, что длина монолита значительно превышает необходимую, решили не портить его и пустить на что-нибудь более внушительное.
Слайд 24Памятник Николаю Первому
Исаакиевская площадь
Памятник Николаю Первому (1796 - 1855)в Санкт-Петербурге
Был создан
по ведению его сына, императора Александра II
Слайд 26
Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ или Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге — православныймемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в
память того, что на этом месте 1 [13] марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.
Слайд 27Памятник Александру Третьему
Двор Мраморного дворца
Установка памятника Александру Третьему была инициирована Николаем
Вторым и членами царской семьи