Слайд 1
Отмена крепостного права в России
Апрелева Наталья
Николаевна
учитель истории и обществознания МОУ «Средняя школа №3»
г. Богородицка Тульской области
Слайд 2
Справочные сведения:
После смерти Александра II в России появилось много
памятников «Александру II - Освободителю», поставленных на деньги, собранные крестьянами.
Как этот факт характеризует отношение крестьян к тому, что царь отменил крепостное право?
Слайд 3
Крестьянские волнения (неповиновение властям, бунты)
Как многие крестьяне отреагировали на отмену
крепостного права.
Слайд 4Из прокламации («Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»)
«Ждали вы, что даст
вам царь волю, вот вам и вышла от царя воля. Хороша ли та воля, какую дал вам царь, сами вы теперь
знаете .... В исправду-то воля бывает на свете: чтобы народ всему
голова был ... и чтобы суд был праведный ... и чтобы пачпортов
не было, и подушной подати не было, и чтобы рекрутчины не
было. А коли того нет, значит и воли нет, а одно обольщение на
словах. Ружьями запасайтесь, кто может, да всяким оружием ...
Надо мужикам всем промеж себя согласие иметь, чтобы заодно
быть, когда пора придет. А когда приготовленность будет ... Тогда
и пришлем такое объявление, что пора, люди русские, доброе
дело начинать ... »
Судя по этому источнику, как представители разночинной интеллигенции оценивали отмену крепостного права?
Слайд 5
«Распалась цепь великая,
Распалась и ударила,
Одним концом по барину,
Другим – по мужику»
Н.
А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Слайд 6
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Почему многие крестьяне и интеллигенция неоднозначно восприняли реформу 1861 года?
Слайд 7
Какую выгоду от отмены крепостного права получили:
Слайд 8
«ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ»
План
Подготовка крестьянской реформы
Основные положения реформы
а) личное освобождение крестьян;
б) наделение землей;
в) выкупная операция;
г) крестьянская община.
3. Порядок проведения реформы.
4. Значение реформы.
Слайд 10Александр II Николаевич Романов
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам;
это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу»
30 марта 1856 г.
Задание к документу.
1.Что Александр II называет причиной возможной отмены крепостного права?
2.Каким единственным способом, по мнению, Александра II, возможно отмена крепостного права ?
3. Почему?
Слайд 11Подготовка реформы
проекты
проекты
проекты
19 февраля 1861 г.
Манифест Александра II
об освобождении крестьян
(+16 правовых
документов)
Слайд 121. Подготовка реформы.
Я.И.Ростовцев
Великий князь Константин Николаевич
Слайд 13 Самарин Юрий Федорович
Выдающиеся деятели реформы.
Николай Алексеевич
Милютин
Слайд 1419.02.1861г. Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния
свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
2.«Великая реформа».
Документы «Великой
реформы».
Слайд 15Гусиное перо, которым Александр II Подписал Манифест об Отмене крепостного права
в России
Слайд 16«Великая реформа».
Чтение Манифеста.
Слайд 17Чтение Манифеста Александром II на Смольной площади
Слайд 18
Работа в группах:
Группа №1. Вопрос о личном освобождении крестьян.
Учебник
Зырянова п.1, абзац 1; «Положения о крестьянах …» п.1,2.
Когда крестьяне становятся лично свободными?
Как они теперь называются?
Какие права им предоставляются?
Слайд 19
«Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях и на дворовых
людей отменяется навсегда»
Слайд 20Порядок личного освобождения:
Крестьяне:
- лично свободны;
- наделены общегражданскими и имущественными правами;
НО! сохранялось:
-
сословное деление;
-барщина и оброк;
- рекрутские наборы;
- зависимость от общины.
Слайд 21
Работа в группах:
Группа №2. Вопрос о земле.
«Положения о крестьянах
…» п.3,4,7
Чьей собственностью признавалась вся земля?
Получали ли крестьяне землю?
Становилась ли она их собственностью?
О чем говорится в п.4.?
Были ли определены «Положениями...» размер надела, повинности крестьян?
В каком документе определялись поземельные отношения крестьян и помещика?
Кто его должен был составить и в какой срок?
Слайд 22
Работа в группах:
Группа №3. Вопрос о земле.
Учебник ДК «История России.
19 век» п.20, п.2, абзац 3,4,5.
«Тульский край» - с. 108-109 «Уставная грамота сельца Скоблева Тульского уезда» р. II, IV.
На основе «Уставной грамоты...» и материала учебника расскажите как определялся размер земельного надела и повинности крестьян.
Что такое «отрезки»?
Кого называли «временнообязанными»?
Слайд 23
Размер крестьянского надела.
1 десятина = 1,1 гектар
Слайд 24
Работа в группах:
Группа №4. Вопрос о выкупных платежах. «Тульский край»
с. 103-104; учебник ДК с. 142,1-2 абзац.
Как осуществлялась выкупная операция?
Сколько денег должен был заплатить за надел крестьянин Тульской губернии?
Слайд 25
Порядок совершения выкупной сделки
Если оброк
10 руб. в год
10 р. – 6%
Х
р. – 100%
Х=(10Χ100):6=166р.66коп.
33 руб.33коп
Слайд 26
Работа в группах:
Группа №5. Вопрос о крестьянской общине.
«Положения о крестьянах
…» п.17,148,187; «Тульский край» с. 109 «Уставная грамота сельца Скоблева Тульского уезда», р. V.
Была ли ликвидирована крестьянская община?
Как она теперь называлась?
Какую роль играла круговая порука?
Слайд 27Мировые посредники
Мировые посредники (из дворян) в
течение 2 лет совместно с
сельскими
старостами составляли уставные
грамоты, где определялись условия
освобождения каждой семьи.
Крестьяне
Помещик
Контроль за исполнением условий уставной грамоты,
Решение споров между помещиком и крестьянами
Слайд 28Крестьянское самоуправление
Мировой посредник Губернатор
Контроль
Волостной старшина
Волостной
сход
Сельский староста
Сельский сход
Домохозяева
Слайд 29
Работа в группах:
Группа № 6. Анализ статистических сведений об изменении в
землепользовании крестьян Тульской губернии в результате реформы 1861 года.
«Тульский край» с. 110-111; Учебник Зырянова п.2, абз.3
1. Проанализируйте статистические данные. Сравните данные по уездам (в т.ч. по Богородицкому) с губернскими и общероссийскими. Сделайте выводы.
Слайд 30
Работа в группах:
Группа №7. Анализ данных по карте об изменении наделов
помещичьих крестьян, вышедших из крепостной зависимости в общероссийском масштабе.
Карта №5 «Отмена крепостного права в России» в учебнике ДК.
Где и насколько были уменьшены наделы крестьян?
Где и насколько были увеличены наделы крестьян?
Сделайте вывод: в целом по стране количество земли у крестьян после реформы
увеличилось или уменьшилось?
Слайд 31
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Почему многие крестьяне и интеллигенция отрицательно восприняли реформу 1861 года?
Слайд 32
Какую выгоду от отмены крепостного права получили:
Слайд 33
Кто и почему был недоволен условиями отмены крепостного права?
Крестьяне -
так как пришлось выплачивать выкупные платежи, нести временнообязанные отношения, потерять часть земли в виде отрезков.
Помещики – из-за потери контроля над крестьянами
Интеллигенция – ее не устраивали условия освобождения крестьян (понимали последствия)
Слайд 34Вывод по проблеме:
С одной стороны, отмена крепостного права устранила главное препятствие
на пути модернизации России, но с другой – условия освобождения вызвали резкое недовольство крестьян и значительной части образованного общества России
Слайд 35Значение отмены крепостного права
Отрицательные черты:
Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье
землевладение и малоземелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне.
Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).
Прогрессивные черты:
Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок экономическому развитию страны.
Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ.
Слайд 36Закрепление:
выполнить задание №4 с. 6 и №5 с. 7 из рабочей
тетради авторов Данилина и Косулиной и сделать взаимопроверку.
Слайд 37Домашнее задание
Параграф № 20, выучить новые понятия.
Творческое задание: написать письмо
(по выбору).
- От лица освобожденного крестьянина на имя «царя-батюшки».
- От лица помещика, отпустившего крестьян на свободу на имя императора Александра II.
3. Поразмышлять над вопросом:
Почему, несмотря на такое решение основных вопросов, крестьянская реформа считается прогрессивной?