Слайд 1Отечественная война 1812 года
История России XIX века.
8 класс.
Учебник. Данилов А.
А., Косулина Л. Г.
История России. XIX век:
учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
- М.: Просвещение, 2009.
Слайд 2ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС НА ПОВТОРЕНИЕ:
I Выберите правильный ответ:
1. Павел I
ориентировался на союз с:
а) Англией в) Турцией
б) Пруссией г) Францией
2. Французы под командованием Наполеона в 1805 г. нанесли поражение
австро-русской армии:
а) на Балканах в) в районе Тильзита
б) под Аустерлицем г) под Ульмом
4. «Континентальная блокада» - это
а) система мер по изоляции государства
б) изоляция группировки противника для последующего уничтожения,
пленения
в) прекращение культурных связей
г) запрет на въезд в страну
Слайд 3ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС НА ПОВТОРЕНИЕ:
II Выберите верные суждения:
К последствиям заключения Тильзитского
мира относятся:
а) укрепление господства Франции
б) падение авторитета Александра I
в) проникновение России на Кавказ
г) отмена крепостничества в Прибалтике
д) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции
III О чем идет речь?
« ______________________ соглашения создали грубое разделение Европы
на сферы русских и французских интересов, и Россия сделалась младшим
партнером Наполеона в его попытке покорить Великобританию».
IV О ком идет речь?
«Перелом в войне с Турцией наступил после его назначения
главнокомандующим русскими войсками. Прибыв на Дунай, он смог
стремительно окружить турецкую армию и вынудить перейти султана
к переговорам о мире». _______________________
Слайд 4План урока.
1.Причины и начало войны.
2.Смоленское сражение.
3.Бородинская битва.
4.Тарутинский маневр.
5.Партизанское движение.
6.Гибель «Великой армии».
7.WWW-ресурсы
по теме.
Слайд 5Задание на урок.
Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 года?
Слайд 61.Причины и начало войны.
РАБОТА С АЛГОРИТМОМ военных действий
Просмотр фрагмента учебного фильма
Слайд 7Работа с исторической картой
Слайд 82.Смоленское сражение.
Работа с исторической картой
Слайд 93.Бородинская битва.
Ролевая игра:
Деление класса на группы:
- историков-исследователей;
- эксперты-картографов;
- военных: солдата
и офицера русской и французской армии (ученики дают ответы на вопросы от первого лица)
Текст
Просмотр фрагмента учебного фильма
Слайд 10Решение исторической задачи
Через Вислу перешли 600 тыс. человек. По другим данным,
из 685 тыс. человек, которыми располагал Наполеон для войны с Россией, 235 тыс. он должен был оставить пока во Франции и в вассальной Германии, а через границу переправил лишь 420 тыс. человек. Недавние подсчеты показывают, что Наполеон перешел Неман с 647 158 солдатами. Но в любом случае под Бородино он смог выставить только 135 тыс. человек
Куда делись остальные тысячи Наполеона?
Слайд 11РАБОТА С НОВЫМИ ИСТОРИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ.
Основные понятия:
Отечественная война – освободительная,
справедливая, всенародная война против иноземных захватчиков.
Генеральное сражение – главное сражение, имеющее решающее значение на итог войны.
Инфантерия – пехота,
Флеши – земляные укрепления в виде наконечника стрелы (прикрывали пехоту и артиллерию),
Редут – полевое укрепление в форме многоугольника для круговой обороны артиллерии и пехоты
Ополчение – войско, создаваемое из населения в помощь регулярной армии на добровольных началах.
Партизаны – отряды народных освободителей, действующих в тылу врага
Слайд 123.Бородинская битва.
Рано утром 26 августа полководцы выдвинули войска на исходные позиции.
Барклай
де Толли
Багратион
Уваров
Платов
Слайд 133.Бородинская битва.
Барклай де Толли
Багратион
Уваров
Платов
Кутузов.что бы снять напряжение в центре послал в
обход французов казаков атама-на Платова и драгун генерала Уварова.
Французы отбили рейд русских кавалеристов и в этот момент Наполеон двинул в бой свою Старую гвардию.
Но в неожиданно Наполеон отдал приказ возвратить Гвардию назад.К вечеру битва стала затихать.
Слайд 141 сентября - Совет в Филях
или
Дать сражение
Отступить, оставить Москву
Кутузов: « Пока
цела армия, есть надежда с честью закончить войну»
?
Решение
Отступить
Слайд 154.Тарутинский маневр.
Работа с текстом
Слайд 165.Партизанское движение.
Работа с текстом
Слайд 176.Гибель «Великой армии».
Просмотр фрагмента учебного фильма
В.Верещагин.
По большой
дороге-
отступление,
бегство…
Работа с текстом
Слайд 19Задание на урок.
Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 года?
Слайд 20Причины победы России в Отечественной войне 1812 года:
Национально-освободительный, народный характер войны.
Мужество
и героизм русских солдат и офицеров.
Партизанское движение.
Высокий уровень военного искусства русских полководцев.
Экономический потенциал России, позволивший обеспечить армию всем необходимым.
Неспособность Наполеона найти поддержку в русском крестьянстве.
Слайд 21Причины победы России в Отечественной войне 1812 года:
Н.Г.Чернышевский: «Главнейшими же причинами
нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы … патриотизм народа, мужество нашей армии и искусство наших полководцев».
Е.В. Тарле: «Конечно, коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины…»
Слайд 22Значение, итоги
Огромные потери (сожжены города, села).
Промышленность и с/х расстроены.
Большие людские
потери.
Рост национального самосознания русского народа и патриотический подъем. Зарождение антикрепостнического движения
Образец воинской доблести и боевого содружества народов России в борьбе за свободу и независимость.
Россия отстояла свою свободу и независимость, остановила агрессию Наполеона в Европе.
Слайд 231.Какие факты, сведения, о которых Вы узнали на уроке, произвели на
Вас наибольшее впечатление, заставили задуматься?
2.Какая информация кажется Вам наиболее достоверной, запоминающейся: изученная самостоятельно из исторических источников или прочитанная в книге?
Рефлексия
Слайд 24 §4,
решите кроссворд и просмотрите документальный фильм «Бородинское
сражение» (расположены на личной страничке учителя на сайте школы)
Домашнее задание
Слайд 25Список литературы
http://lexandre.ya.ru/replies.xml?item_no=3962
http://nanotetechology.ucoz.ru/photo/3-0-3-3
http://chron.eduhmao.ru/img_9_5_1_2.html
http://www.ekburg.ru/news/2/11076/
http://www.stihi.ru/2008/11/27/4978
http://www.bg-znanie.ru/print.php?nid=927
http://www.diary.ru/~the-best-of-thebest/p106398566.htm
http://wpc.freeforums.org/post1192.html
http://www.distedu.ru/mirror/_litera/www.bashedu.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html
http://www.diary.ru/~sacurada13/p157106540.htm
http://sex.ochek.ru/index.php?q=uggc://jjj.yvirvagrearg.eh/gntf/%R4%R5%RQ%R8%S1+%R4%R0%R2%SO%R4%RR%R2/
Россия. Автобиография. Москва, Эсксо,2009.
Д.Бантыш- Каменский. Российские генералиссимусы и генерал-
фельдмаршалы. Москва, Эксмо,2008
В. Пикуль. Исторические миниатюры, Москва,1988.