Слайд 1Общественное движение в эпоху правления Николая I.
Слайд 2Особенности общественного движения.
1. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после
восстания декабристов.
2. Произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством.
3. Впервые консервативное направление получило собственную идеологию.
4. Оформились либеральное и социалистические течения общественной мысли.
5. Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.
Слайд 4Консервативное направление.
1. Стремление к сохранению существующего общественно-политического строя.
2. Стремление доказать отличие
исторического развития России от стран Западной Европы.
3. Приверженность традициям самодержавия и традиционного общества.
4. Приверженность теории «Официальной народности», согласно которой в основе российской действительности лежало триединство главных столпов России: православия, самодержавия и народности.
Слайд 5Уваров С.С. – автор теории «Официальной народности».
Уваров считал, что русский народ
на основе христианской православной веры должен объединиться и сплотиться вокруг царя-самодержца.
Слайд 6Также к числу консерваторов принадлежали историки: Устрялов Н.Г. и Погодин М.П.
Слайд 7Или такие писатели, как Загоскин М.Н. и Греч Н.И.
Слайд 8Либеральное направление: западники и славянофилы.
Общие черты.
Общие черты западничества и славянофильства:
1. Отрицательное
отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности.
2. Убежденность в необходимости коренных преобразований.
3. Надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности.
4. Расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер.
5. Уверенность в возможности мирного осуществления реформ.
6. Вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.
Слайд 9Западники.
1. Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из неё
какой-либо части ведет не к благу, а к загниванию.
2. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности.
3. Западники считали, что задача России состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью».
Слайд 10Основные представители западничества.
Представители западничества: историки Грановский Т.Н., Соловьев С.М., юрист Кавелин
К.Д.
Слайд 11Также к западничеству принадлежали литераторы: Анненков П.В., Боткин В.П., Тургенев И.С.
Слайд 12Славянофилы.
1. Славянофилы отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и
русского.
2. Славянофилы подчеркивали особенности государственного и общественного быта России, православной веры.
3. Они отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада.
4. Главной своей задачей славянофилы считали возвращение России в её «старое, самобытное состояние».
Слайд 13Основные представители славянофильства.
Представители славянофильства: Хомяков А.С., братья И.В. и П.В. Киреевские,
Кошелев А.И.
Слайд 14 Также к славянофильству принадлежали: братья К.С. и И.С. Аксаковы, Самарин
Ю.Ф.
Слайд 15Революционно-демократическое направление.
Также помимо либеральных течений во времена правления Николая I стали
зарождаться студенческие кружки, ориентированные на революционную идеологию. В них участвовали и будущие либералы, и сторонники революционных идей.
В 1827 г. власти раскрыли кружок братьев Критских в Московском университете, в 1831 г. – кружок Сунгурова Н.П., участники которого вынашивали планы вооруженного восстания.
Слайд 16В 1834 году был разгромлен кружок Герцена А.И. и Огарева Н.П.
Слайд 17Также к революционному движению принадлежали Бакунин М.А. и Буташевич-Петрашевский М.В.
Слайд 18Чаадаев П.Я.
Особое место в общественной мысли и в общественном движении во
время правления Николая I занимал Пётр Яковлевич Чаадаев – мыслитель и публицист. Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории, о «духовном застое» России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют её историческому развитию.
Слайд 19Главные особенности революционной идеологии в период правления Николая I.
1. Утрата надежды
на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества.
2. Обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе.
3. Выдвижение в качестве идейной основы будущей революции социалистических учений.