Слайд 1Образ славянства в древней мифологии
Слайд 2Древнеславянская мифология сложна по своей структуре и богата по содержанию. К
сожалению, до наших дней дошло очень мало источников, описывающих верования древних славян, и существ, соседствующих с ними в те времена. Во-первых, славянская мифология настолько древняя что, большинство историй существовало лишь в устной форме. Во вторых, история славянского народа была такова, что верования людей несколько раз менялись насильственным образом, при этом уничтожались практически все упоминания о прежних мировоззрениях.
Слайд 3Древнеславянская мифология затрагивает огромный промежуток времени и содержит информацию от сотворения
мира до бытовых сцен славянского народа. При этом ее можно разделить на два крупных этапа: древний, первозданный этап, и новый, современный для древних славян. К сожалению, не осталось источников, описывающих события, приведшие к такому переходу, известно лишь, что в мире произошло какое-то событие, которое все изменило.
Слайд 4Обустройство мира
По верованиям древних славян Мир был разделен на три части:
верхний мир, расположенный над небесами, мир богов и божественных существ – Правь; средний мир, мир в котором живут люди, звери, растения – Явь; и нижний мир, мир мертвых – Навь.
Слайд 5Ученые-славяноведы пишут, что мир казался славянам похожим на большое яйцо, в
мифологии некоторых соседних и родственных народов это яйцо было снесено "космической птицей". У славян же сохранились отголоски легенд о Великой Матери- родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Имя ее было Жива, или Живана. Но о ней известно не много, потому что, судя по легенде, она удалилась после рождения Земли и Неба.
Слайд 6Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть "Желтка"
- наш живой мир, мир людей. Нижняя "исподняя" сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю.
Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей. Как ни удивительно, но, случайность это или нет, древние славяне имели представление о форме Земли и смене дня и ночи.
Слайд 7Вокруг Земли, подобно яичным желткам и скорлупе, расположены девять небес (девять
– трижды три – священное число у самых разных народов). Вот почему мы до сих пор говорим не только "небо", но и "небеса". Каждое из них имеет свое собственное предназначение: одно – для Солнца и звезд, другое – для Месяца, еще одно – для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали "твердью", прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: "разверзлись хляби небесные". Ведь "хлябь" - это морская бездна, водный простор. Мы все еще многое помним, только не знаем, откуда эта память и к чему она относится.
Слайд 8Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по
Мировому Древу,
которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Это дерево было очень важным элементом древнеславянской мифологии - оно связывало все три уровня мира, простиралось своими ветвями на четыре стороны света и своим состоянием "состоянием" символизировало настроение людей и Богов в различных обрядах: зеленое дерево означало достаток и хорошую долю, а засохшее символизировало уныние и использовалось в обрядах, где участвовали злые Боги.
Слайд 9А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в
"хлябях небесных" есть остров. Остров этот называли "ирием" или "вирием".
Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово "рай", так прочно связанное в нашей жизни с христианством. А еще ирий называли островом Буяном. И на том острове живут прародители всех птиц и зверей: "старший волк", "старший олень" и т.д.
Слайд 10Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осенью перелетные птицы.
Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед "старшими" - рассказывают, как поступили с ними люди.
Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. Тогда "старшие" скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился – не оберется беды…
(Как мы видим, язычники отнюдь не считали
себя "царями" природы, которым
позволено грабить ее как угодно. Они жили
в природе и вместе с природой и понимали,
что у каждого живого существа не меньше
права на жизнь, чем у человека.)
Слайд 11Уровни славянской мифологии
Славянская мифология имела три уровня: высший, средний и низший.
Слайд 12Высший уровень славянской мифологии
На высшем уровне располагались Боги, чьи "функции" были
наиболее важны для славян и которые участвовали в самых распространенных сказаниях и мифах. Это Сварог (Стрибог, Небо), Земля, Сварожичи (дети Сварога и Земли - Перун, Даждьбог и Огонь).
Слайд 13Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того
— супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свет.
Слайд 14Сварог
Бога Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Это имя восходит
к древнему слову, означающему «небо», а также «нечто сияющее, блестящее». Учёные отмечают, что другое имя Неба было Стрибог— в переводе на современный язык
«Отец-Бог». Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо.
Слайд 15Дети Сварога и Земли - Перун, Даждьбог и Огонь
Перуна не без
оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуну были подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей. Например Перун - это прежде всего бог грозы, грома.
Слайд 16Дети Сварога и Земли - Перун, Даждьбог и Огонь
Даждьбог - бог
плодородия и Солнца, живительной силы. Имя его означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.
Слайд 17Дети Сварога и Земли - Перун, Даждьбог и Огонь
Третьим братом Солнца
и Молнии, третьим сыном Неба и Земли был Огонь.
Как звали Бога Огня? Некоторые учёные полагают, что западные славяне, жившие по южному берегу Балтийского моря, называли его Радогостем (Радигостом). У этих исследователей есть серьёзные доказательства, а у их не менее авторитетных соперников — опровержения, так что решающее слово пока не сказано. Вероятнее же всего, имя Бога Огня было настолько свято (ведь этот Бог обитал не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей), что его старались пореже произносить вслух, заменяли иносказаниями. А с течением времени оно просто забылось.
Слайд 18Средний уровень славянской мифологии
Слайд 19Род и Рожаницы
Род - Родитель всего живого и сущего у
древних славян. Род породил все что мы видимо вокруг. Он отделил мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого, духовного - Нави. Он отделил Правду от Кривды.
Род упоминает в летописях с главными божествами вместе с рожаницами, сопровождавшими его женскими божествами. (позднее) Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, который сородичи считали своими покровителями. Они так же имели и древнее наименования щур, дед.
Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем плодородия. (кстати именно отсюда идут слова приРода, плодоРодие, уРожай) Более того, в нем видят верховное божество, повелителя туч, творца жизни на Земле. А еще согласно верованиям славян именно Рода посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети.
Слайд 20Ярило
Ярило – Яростный – в славянской мифологии значит неукротимый, яровать –
неистовать забываясь. Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне
Ярила принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим богам плодородия. Ярила был богом весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносил ее с собой, от него зависел и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило подчиняются дикие животные, духи природы и низшие божества. Зимой Ярило превращается в Мороз и уничтожает то что родил весной.
Слайд 21ВЕЛЕС (или ВОЛОС)
Славянский «скотий бог», олицетворение хозяйской мудрости. Это в его
честь до сих пор рядятся в звериные маски и тулупы на святки и на масленицу. Изображали его в виде красивого молодого человека в шкуре мехом наружу.
Слайд 22МАКОШЬ (МОКОШЬ)
Славянская богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также
покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.
Слайд 23Чернобог
Чернобог - Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения,
смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
В глубокой древности славяне делили весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворял свой бог. Именно враждебную олицетворял - Чернобог.
Слайд 24На нижнем уровне находились различные узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем
божества высших ступеней. Это Кощей — царь подземного царства, божество окостенения и оцепенения; Вий — божество преисподней, судья мёртвых; Хворств — бог хворей, болезней, старости. Недобрый, т. к. обойден вниманием молодости; Злебог — бог, терзающий грешников. К божествам нижнего мира относятся ещё и домовые, лешие, русалки, водяные, упыри, лесовики и т. д.
Боги и духи низшего уровня
Слайд 25Источники
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/gods/mify-drevnih-slavjan.html
http://slavyans.myfhology.info/panteon/slavyan.html
http://krotov.info/history/09/3/ivanovv.html