Слайд 1Народные движения
7 класс
Учитель Акимова А.В.
МБОУ Школа №44
Г.Рязани
Слайд 2Проверка д/з
1. Назовите имя царя по характеристике
Правил с 1645 г., из
династии Романовых. Получил прозвище «Тишайший»
Слайд 3Проверка д/з
2. Какие события произошли в эти годы?
1645
1649
1654
1666
Слайд 4Проверка д/з
3. Дать определения
Самодержавие
Соборное уложение
Слайд 5Ответы
1. Алексей Михайлович Романов
2. 1645 – воцарение Алексея Михайловича
1649 – принятие Соборного уложения
1654 – начало церковной реформы патриарха Никона
1666 – суд над патриархом Никоном
3. Самодержавие – монархическая форма правления, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя
Соборное уложение – общерусский свод законов
Вопрос на урок
Почему XVII век прозвали «бунташным»?
План урока
1. Причины народных выступлений
2.Народные выступления (Медный бунт, Соляной бунт, Соловецкое восстание)
3.Восстание С.Разина
Слайд 8 Причины народных восстаний
Работа с учебником.
Открыть стр.61,
1-й абзац.
Записать в тетради причины восстаний
1.закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей 2.усиление налогового гнета, ведение почти непрерывных войн 3.усиление приказной волокиты 4.попытка ограничения казачьей вольности 5.церковный раскол и расправы со старообрядцами
Слайд 9Народные выступления (Медный бунт, Соляной бунт, Соловецкое восстание)
Используя текст учебника выяснить
причины, ход и итоги выступлений. 1-й ряд работает с пунктом «Медный бунт» на стр. 62, 2-й ряд работает с пунктом «Соляной бунт» на стр.62, 3-1 ряд работает с пунктом «Выступление старообрядцев» на стр.67.
По ходу работы учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают ее вслух
Слайд 11Восстание Степана Разина (1667 – 1671)
Причины восстания
1.Рост повинностей и оброков с
крестьян
2.Рост налогов посадского люда
3.Ухудшение положения населения
4.Неурожаи
5.Эпидемии
6.Проблема беглых на Дону
Слайд 12Восстание С.Разина проходило в 2 этапа.
1 этап – 1667 – 1669
гг – «поход за зипунами»
Слайд 13В 1667 г. казаки во главе с С.Т.Разиным отправились в поход
на Волгу. Блокировав реку, восставшие захватывали торговые суда русских и персидских купцов. Казаки захватили Яицкий городок. Затем одержав победу над персидским флотом, получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагалицком городке. Именно этот поход сделал Разина очень популярной фигурой среди народа. После благополучного возвращения на Дон, он был в 1670 г. избран атаманом и начал собирать войско для похода на Русь.Такие грабительские походы казаков за богатой добычей назывались «походами за зипунами». Слово «зипун» в казачьей среде обозначалась как добыча.
Слайд 142 этап – 1670 – 1671 гг
Весной 1670 г., разинское войско
легко овладело Астраханью, без боя сдался Царицын, вскоре пали Саратов, Самара, Саранск. Пенза также оказались в руках повстанцев. По всему пути Разин рассылал «прелестные письма» (т..е. призывные), в которых подчеркивал, что идет «постоять за великого государя», будет истреблять чиновников – «приказных» и бояр-изменников, обещал народу волю вольную, житье сладкое, безбедное.
Слайд 15В сентябре 1670 г., Разин подошел к Симбирску. Месяц продолжалась осада
города. Однако Симбирск не был взят восставшими, так как подоспели правительственные войска из Казани. В решающем сражении разинцы потерпели поражение. Атаман с горсткой сподвижников прорвался на Дон, где укрылся в Черном Яре и вновь стал набирать силы. Но зажиточные казаки, опасаясь расправы, выдали Разина властям. Летом 1671 г. плененного атамана в оковах привезли в Москву, где его пытали. А 6 июня публично четвертовали на Красной площади
Слайд 16 Причины поражения
1. Стихийность,
низкая организованность
2.Отсутствие четких целей у восставших
3.Разнородный социальный состав
4.Разрозненность действий крестьян
Слайд 17Закрепление изученного материала
Какие события произошли в эти годы?
1648
1662
1667
1671
Чем заканчивались народные выступления?
Ответы
1648 – Соляной бунт
1662 – Медный бунт
1667 – Поход за зипунами
1671 – смерть С.Т.Разина
задание
Учебник – П.8,читать, готовиться отвечать по вопроса 1- 5 после параграфа
По желанию – нарисовать иллюстрацию по параграфу