Презентация, доклад по истории на тему Начало правления Петра I (8 класс)

Содержание

Начало правления Петра IИтак, преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России в XVII в. Однако, преобразования «нерешительных» [как написал В.О. Ключевский] предшественников Петра не были достаточными, многие проекты реформ так и не удалось осуществить.В итоге, концу

Слайд 1«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси,

чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…»
С.М.Соловьёв (1820  - 1879), русский историк

Объясните, в каких преобразованиях к концу XVII в. Россия испытывала «жгучую потребность» ?
Почему Алексей Михайлович начиная преобразования, не смог довести их до конца? Почему это удалось его сыну?

«Царь Алексей Михайлович в преобразовательном движении одной ногой еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту да так и остался в этом нерешительном переходном положении».
В.О. Ключевский (1841 - 1911), русский историк
«О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
А.С. Пушкин. «Медный всадник»

«Медный всадник» - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открыт в 1782 г.
Автор - скульптор Этьен Фальконе.
Памятник изготовлен из бронзы

«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…»

Слайд 2Начало правления Петра I
Итак, преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России

в XVII в.
Однако, преобразования «нерешительных» [как написал В.О. Ключевский] предшественников Петра не были достаточными, многие проекты реформ так и не удалось осуществить.
В итоге, концу XVII в. Россия находилась «над самой бездной».
И только «мощный властелин судьбы» - Петр I жёсткими методами [«уздой железной»] решительно провёл необходимые и значительные реформы [«Россию поднял на дыбы»]

Как формировалась личность будущего преобразователя всех сторон общественной жизни России?
Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

Петр Алексеевич I (Великий), (1672 г. - 1725)
Правил: 1682 г. – 1725

Алексей Михайлович

Начало правления Петра IИтак, преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России в XVII в. Однако, преобразования «нерешительных»

Слайд 3Портрет Петра I в детстве
Мария Милославская, первая жена Алексея Михайловича, умерла

в 1669 г. Вторая, Наталья Нарышкина родила ему в 1672 г. сына Петра. Он родился здоровым, крепким, активным, сразу стал любимцем и баловнем (многие дети в царской семье рождались болезненными и скоро умирали).
Дети Марии Милославской (Фёдор, Иван, Софья) почти забыты

После смерти Алексея Михайловича царем стал Федор (1676-1682) – человек болезненный, ходил , опираясь на палку и даже шапку.
К нему в хоромы пришли ближние бояре и объявили: «Алексей Михайлович, оставя царство земное, переселился в вечные обители». Федор хворал, у него опухли ноги, да тут еще такое потрясение.
Его подхватили под руки и усадили на трон в Грановитой Палате

Родственники первой и второй жены Алексея Михайловича - Милославские и Нарышкины - два враждующих клана

Федор III

Портрет Петра I в детствеМария Милославская, первая жена Алексея Михайловича, умерла в 1669 г. Вторая, Наталья Нарышкина

Слайд 4Федор Алексеевич был добр к Петру (своему крестнику, за которого отвечал

перед Богом), и как мог заботился о его воспитании.
Первым учителем Петра стал дьяк Посольского приказа Никита Зотов.
Петра учили почти по-старому, в основном чтению, письму, молитвам и деяниям апостолов, русской истории и арифметике.
Когда умирает Федор Алексеевич, систематическое обучение Петра заканчивается – больше никто из Милославских этого не желал.
Неизбежный пробел знаний компенсировался обилием его врождённых талантов и трудолюбием. Всю жизнь любознательный Петр самостоятельно добывал знания

Н.Г. Петров. Петр на строительстве кораблей потешной флотилии.
Петр любил работать руками, мог часами наблюдать за ремесленниками и пробовать тут же сам сделать что-то - царевичу никто не мог отказать.
Взрослый Петр в совершенстве владел четырнадцатью [!!!] ремеслами

Федор Алексеевич был добр к Петру (своему крестнику, за которого отвечал перед Богом), и как мог заботился

Слайд 5Милославские, руководимые Софьей, уступать власть не желали. Они возмутили стрельцов ложным

известием об убийстве Нарышкиными законного наследника Ивана (следующий по старшинству, родился в 1666 г.)
15 мая 1682 г. стрельцы ворвались в Кремль, перебили многих Нарышкиных, но потребовали, чтобы царями провозгласили и Ивана и Петра: «А ежели кто того не восхочет, мятеж будет немалый».
25 июня 1682 г. Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Софья стала правительницей при несовершеннолетних братьях. Для них был сооружён особый трон с двумя сиденьями, в настоящее время хранящийся в Оружейной палате. Для того, чтобы подсказывать царевичам, что говорить, за троном сделано окошко, в которое им шептали советы Софьи

Фёдор наследника не оставил. Нарышкины выдвинули на трон кандидатуру Петра, а Милославские -  болезненного и слабоумного [«скорбного головой»] царевича Ивана  

Василий Верещагин.
«Цари Иоанн и Петр Алексеевичи, Правительница София Алексеевна. 1682-1689 г.»

Милославские, руководимые Софьей, уступать власть не желали. Они возмутили стрельцов ложным известием об убийстве Нарышкиными законного наследника

Слайд 6 Петр с матерью отправлен в ссылку в подмосковное село Преображенское,

(которое располагалось недалеко от Немецкой слободы).
На троне цари появляются по редким торжественным случаям, все дела решает сестра.
Она уже именует себя не просто правительницей, а «самодержавной царевной», а то и «царицей»

Гравюра Л. Тарасевича. «Софья Алексеевна».1680-е гг.

Царь Иван Алексеевич Гравюра 1882-1883гг.

Петр с матерью отправлен в ссылку в подмосковное село Преображенское, (которое располагалось недалеко от Немецкой слободы).

Слайд 7Штурм «потешной крепости» Пресбург под селом Преображенским
Главным увлечение Петра в

Преображенском стали воинские забавы «потешных полков», набираемых из детей боярских с использованием настоящего оружия

Иногда в ходе «потешных сражений» случались жертвы – но: на войне, как на войне). В них Петр выбирал себе роль простого барабанщика. В дальнейшем он получал повышение (единственный из монархов) за реальные заслуги на поле боя. Позднее потешные полки превратились в преданную Петру элиту Российской армии, гвардейские полки - Преображенский и Сёменовский (располагавшийся в селе Семёновское)

Учения «потешных полков»

Штурм «потешной крепости» Пресбург под селом Преображенским Главным увлечение Петра в Преображенском стали воинские забавы «потешных полков»,

Слайд 8Вторым увлечением Петра стал флот.
В подмосковном селе Измайлово он обнаружил

в амбаре
ботик - небольшое парусно-гребное судно,
привезенный когда - то в подарок англичанами царю Алексею Михайловичу.
Ботик был отремонтирован и спущен на реку Яузу (приток Москвы-реки).
Голландский кораблестроитель Брандт выучил Петра править им

В 1689 - 1692 гг. строилась «потешная флотилия».
Ботик «Фортуна» - единственный корабль «потешной флотилии», сохранившийся до наших дней.
Его называют «дедушкой русского флота»

Вторым увлечением Петра стал флот. В подмосковном селе Измайлово он обнаружил в амбаре ботик - небольшое парусно-гребное

Слайд 9Третьим увлечением любознательного Петра были знания.
Петр повадился посещать Немецкую слободу, здесь

жили представители редких в России профессий - аптекари, инженеры, офицеры –наёмники.
Немало было среди них авантюристов.
Но были и замечательные люди. Голландец Брандт обучал Петра ходить под парусом,
шотландец Лефорт – учил военному искусству,
голландец Тиммерман - геометрии и арифметикею
Все они в будущем станут соратниками Петра, помощниками в его преобразованиях

Дмитрий Костылев.
Выбор пути.
Пётр Первый в Немецкой слободе

Подумайте, почему художник дал своей картине именно такое название?

Постепенно, в общении с ними, к Петру приходило и понимание важнейших задач, стоящих перед Россией

Третьим увлечением любознательного Петра были знания.Петр повадился посещать Немецкую слободу, здесь жили представители редких в России профессий

Слайд 10До поры до времени Софья спокойно относилась к увлечениям брата, однако

вскоре возмужавший Петр стал для нее опасен. В 1688 г. он женился на Евдокии Лопухиной, что означало совершеннолетие Петра и конец регентству Софьи.
В 1689 г. щедрыми обещаниями Софья поднимает новый стрелецкий бунт.
Петр в единственный раз поддался панике (в одной рубашке, бросив мать и беременную жену скачет верхом в Троице – Сергиеву Лавру, под защиту ее укрепленных стен).
Туда же направляются его уже не потешные, а настоящие полки.
Петра поддерживает патриарх Иоаким. Софья проиграла

Пётр I в Троице-Сергиевой Лавре

До поры до времени Софья спокойно относилась к увлечениям брата, однако вскоре возмужавший Петр стал для нее

Слайд 11Софья («третье зазорное лицо», как назвал ее Петр в письме брату

Ивану) заточена в Новодевичий монастырь, где и прошли последние 15 лет её жизни.
Иван, в государственных делах никогда не участвующий, формально оставался соправителем Петра до своей смерти в 1696 г.

Елена Доведова. «Софья в монастыре».
«Сколько умна, столько и зла.
Жаль! Могла бы мне быть правою рукою». Пётр I о Софье

Джозеф Андреас Вейсс – немецкий художник XIX в. «Новодевичий монастырь»

Софья («третье зазорное лицо», как назвал ее Петр в письме брату Ивану) заточена в Новодевичий монастырь, где

Слайд 12Постепенно складывалась компания соратников Петра. Это были совершенно разные люди –

и иностранцы из Немецкой слободы, и Александр Меншиков - «счастья баловень безродный», [как писал о нем А.С. Пушкин], родом из крестьян, торговавший в юности пирожками на московских улицах, и Федор Юрьевич Ромодановский, представитель знатнейшего рода, которых вёл свою родословную от самого Рюрика.
Объединяла их личная преданность Петру и желание трудиться на благо России.
С ними Пётр и начинает преобразования

1.Портрет А. Меншикова, написанный в Голландии во время Великого посольства (1698 г.)
2.Ф. Ю. Ромодановский

Как формировалась личность будущего преобразователя всех сторон общественной жизни России?
Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?
Можно ли Петра назвать «человеком Нового Времени»?

Постепенно складывалась компания соратников Петра. Это были совершенно разные люди – и иностранцы из Немецкой слободы, и

Слайд 13 Приоритетной задачей Петр считал выход к Чёрному и Балтийскому морям.
Выбор

Балтики означал борьбу с сильными противниками (Польшей и Швецией).
Петр выбрал Черное море. Выход из Дона к Азовскому и Черному морям запирала турецкая крепость – Азов.
Взятие этой крепости было главной целью двух Азовских походов Петра (1695, 1696 гг.)
Азов был взят. Однако Черное море оставалось в руках Османской империи. Надо было продолжать борьбу, но неокрепшим вооруженным силам России пока было сложно бороться с еще сильной Османской империей.
России были нужны союзники
Приоритетной задачей Петр считал выход к Чёрному и Балтийскому морям.Выбор Балтики означал борьбу с сильными противниками

Слайд 14Маршрут Великого Посольства 1697 – 1698 гг.
В 1697 – 1698

гг.
Пётр осуществляет Великое посольство - грандиозную дипломатическую миссию.
Главная её цель – создание общеевропейского антитурецкого союза.
Однако результатом дипломатических Петра стало заключение антишведского Северного союза.
Так произошел поворот внешнеполитического курса России - отказ от попыток пробиться к Чёрному морю, решение начать борьбу за Балтийское побережье.
Россия заключает 30-ти летнее перемирие Османской Империей, а осенью 1700 г. начинается Северная война – война России и ее союзников против Швеции
Маршрут Великого Посольства 1697 – 1698 гг. В 1697 – 1698 гг.Пётр осуществляет Великое посольство - грандиозную

Слайд 15Домашнее задание:
1. §3
2. Вопросы и задания с. 24
Работа в парах:
Составьте

план ответа по теме «Азовские походы»
Составьте план ответа по теме «Великое посольство»
Домашнее задание:1. §32. Вопросы и задания с. 24Работа в парах: Составьте план ответа по теме «Азовские походы»Составьте

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть