Слайд 1Мастер - класс
Тема: «Реализация деятельностного подхода в обучении истории на основе
комплексного использования образовательных технологий»
Цель: ознакомить педагогов со своими наработками, с активными формами проведения уроков, показать их эффективность в обучении.
Автор: Паршин А.А., учитель истории и обществознания
Слайд 2Смена базовой парадигмы
«Знаниевая»
Изучение основ наук
«Системно-деятельностная»
Обеспечение развития универсальных учебных
действий на материале
основ наук
Слайд 3Этапы развития человечества
Традиционное общество
Индустриальное общество
Слайд 4Постиндустриальное общество
«Образование на протяжении всей жизни»
Слайд 5Как накормить героев сказки?
Слайд 6Схема возрастной периодизации развития личности
Период-возраст
Младшее школьное детство -7-12лет
Младший подростковый возраст -12-15лет
Старший
подростковый возраст -15-17лет
Ведущая деятельность
Учение
Интимно-личностное общение
Учебно -профессиональная
Слайд 7 Урок по Истории России
(9 класс)
Игра в группах
«Отгадай героя».
О ком из исторических деятелей 19 века идет речь?
Слайд 8Задание группе № 1:
В кабинете императора висели очень старинные английские часы.
На циферблате их стрелки обозначали час, минуту, секунду, год, фазу луны, месяц и даже затмение солнца. Часы отличались отчетливым ходом, были мировой редкостью.
Но однажды император опоздал на вахтпарад, разгневался на часы и отправил на гауптвахту. Вскоре после этого государь был задушен. Дать распоряжение о возвращении часов позабыли, и часы остались на гауптвахте под вечным арестом.
Слайд 9Задание группе № 2:
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам;
это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево: но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Слайд 10Повторительно-обобщающий урок по Истории России (9 класс)
Задание №1: Кому из политических
деятелей принадлежит стихотворение
Слайд 11Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым
пандури,
С нехитрою песней своей.
В напеве его и в песне,
Как солнечный луч чиста,
Звучала великая правда —
Возвышенная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Заставить биться умел.
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме.
Но люди, забывшие Бога,
Хранящие в сердце тьму,
Полную чашу отравы
Преподнесли ему.
Сказали они: “Будь проклят!
Пей, осуши до дна...
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!”
Слайд 12«Удивляй!»
Привлекательная цель
СССР в 20—30-е годы.
Вы уже изучали роман М. Булгакова
“Мастер и Маргарита”. Воланд — какой он? Зло наказывает зло? “...Желая зло, творит одно лишь благо” (“Фауст”).
А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал свое понимание исторической роли Сталина?..
Слайд 13Дебаты. О ком идёт речь?
Оцените поступки исторических лиц.
Он обращается к царю
с увещеванием: «Простите, воздайте добром за зло…».
«Только одно слово прощения и любви христианской, сказанное и исполненное с высоты престола, и путь христианского царствования, на который предстоит вступить вам, может уничтожить то зло, которое точит Россию. Как воск от лица огня, растает всякая революционная борьба перед Царем – человеком, исполняющим закон Христа», – писал он в первоначальной редакции письма царю.
Слайд 14Образовательная технология «Дебаты» способствует расширению общекультурного кругозора, развитию интереса к учебе,
созданию устойчивой мотивации обучения, так как достигается личностная значимость учебного материала для учащихся, наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала.
Слайд 15Приём: «ЛОВИ ОШИБКУ»
Составляется текст с ошибками (причем можно разделиться на
группы и каждая группа заранее для другой составит текст).
Тема: «СССР в 1928-1938 гг.».
«Социальная структура в СССР»:
«Социальную структуру общества к 1939 г. Составляли 4 основных элемента: рабочие, крестьянство, интеллигенция, служащие. Причем продолжала сохраняться подавляющая численность крестьян – более 70 %. Но некоторые историки выделяет ещё один слой – номенклатуру, которая появилась в начале 20-х гг. Реальная власть в стране находилась у Советов (от Верховного до сельского); партийные органы и органы госбезопасности играли вспомогательную роль. Но все они действовали под прямым руководством И.В. Сталина. Почти каждый член общества был вовлечен в систему общественных организаций: комсомол, пионерские организации, профсоюзы, «творческие» союзы и т.д. Они служили конденсатором социально-политической энергии советского народа при отсутствии гражданских свобод».
Слайд 16Игровые технологии
Игра “ТОЧКА ЗРЕНИЯ”
Участники:
оппоненты — группы учеников, отстаивающих ту или
иную точку зрения; наблюдатели — учитель с несколькими помощниками.
Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох...
до игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.
Во время игры:
1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
2. Группы вступают в диспут.
З. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности...)?
Слайд 17Театрализация
Разыгрывается сценка на учебную тему.
Например, на уроке можно разыграть
маленькую сценку: предложить ребятам подумать, о чем бы они говорили с человеком, живущим в конце 20-х гг. XX в., если бы его случайно встретили. Вдруг открывается дверь в класс, и входит “настоящий ………..”.
Этому человеку «из прошлого» можно задавать вопросы, и он может тоже задавать вопросы классу.
Слайд 18Ценности УМШ:
— учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;—
участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
— это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
— учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
— наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
— УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
ТЕХНОЛОГИЯ
Обычно штурм проводится в группах численностью 7—9 учащихся.
До штурма:
1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма — НИКАКОЙ КРИТИКИ! В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи(ключевыми словами, рисунком, знаком...).
2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.
Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ
Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ
Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Рекомендации:
1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Возможна организация конкурса идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.
2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.
Слайд 19Принцип обратной связи
Контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной
связи: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания...
Иметь свой - набор приемов, позволяющих четко ориентироваться в обстановке.
Слайд 20Совместите имена правителей с их прозвищами
АЛЕКСАНДР
ИВАН IV
ВЛАДИМИР
ЯРОСЛАВ
ГРОЗНЫЙ
МУДРЫЙ
НЕВСКИЙ
МОНОМАХ
Слайд 21 1342
Расположите в хронологической
последовательности
1.Опричнина
2.Восстание под предводительством Степана Разина
3.Смутное время
4.Воссоединение Украины
с Россией
Слайд 22Интеллектуальная разминка
1.Собрание светских и духовных чинов для решения важнейших дел в
России 16-17 вв.
2. Постоянный сословно-представительный орган при царе
3. Временное осуществление полномочий главы государства
4. Система внутриполитических мер Ивана Грозного, сопровождавшаяся массовыми репрессиями
5. События в России конца 16 – начала 17 вв.
6. Сторонники старообрядчества в России
7. Первое в России высшее учебное заведение
8. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике
9. Служилые люди, составлявшие постоянное войско России в 16 – начале 18 вв.
10. Высшее звание в церковной иерархии в России
Земский собор
Боярская дума
Регентство
Опричнина
Смутное время
Раскольники
Славяно-греко-латинская академия
Мануфактура
Стрельцы
Патриарх
Слайд 23ТРКМ как технология личностно-ориентированного обучения
Ориентация на личность как высшую ценность
Сотрудничество учителя
и ученика: общая цель; коллективный поиск; положит. стиль взаимоотношений
Признание важнейшей роли самостоятельного (в т.ч. – коллективного) труда учащихся
Позиция преподавателя, основанная на принципе «развивающей помощи»: не делать за ученика, не указывать, как делать, а пробуждать собственную активность, предоставлять возможность делать выбор, принимать решения
Слайд 24Базовая модель урока в ТРКМ
Стадия ВЫЗОВА
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
Стадия РЕФЛЕКСИИ
Слайд 25Стадия ВЫЗОВА призвана настроить ученика на активное восприятие той информации и
выполнение той деятельность, которая будет осуществляться на уроке.
Стимулирование интереса к новым знаниям осуществляется через актуализацию имеющихся у ученика знаний, представлений, субъектного опыта по рассматриваемому вопросу и столкновение их с какими-либо фактами, в результате которого возникает потребность в новых знаниях.
Слайд 26На этапе ОСМЫСЛЕНИЯ происходит введение новой информации, ее систематизация и осознанное
восприятие учащимися в связи с уже имеющимися представлениями.
На этапе РЕФЛЕКСИИ происходит осознание обретения учащимися нового знания, его значимости, путей и способов приобретения.
NB! Все три стадии – неразрывно связаны и взаимозависимы.
Слайд 27Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)
Проблема:
Выводы:
Причина:
Причина:
факты:
факты:
Слайд 28Фишбоун на уроке истории в 6 классе
Тема «Феодальная раздробленность на Руси
Причины
распада Древней Руси
Междоусобные войны и борьба за киевский престол
Усиление экономической мощи отдельных земель
Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами
Не был определен порядок наследования киевского престола
Различия территорий по природным и хозяйственным условиям
Натуральное хозяйство
Раздробленность на Руси была неизбежна
Слайд 29Синквейн
1 строка:
Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка:
Описание темы
(два прилагательных)
3 строка:
Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка:
Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка:
Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Слайд 30Синквейн
Жанна д’Арк
Жанна д’Арк;
отважная,неординарная
сожгли, реабилитировали, канонизировали;
главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;
Орлеанская дева
Коллективизация
коллективизация;
несправедливая,
насильственная;
раскулачивали, заставляли, принуждали;
объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства;
колхоз
Слайд 31Интерактивный метод
ученик
ученик
ученик
учитель
Слайд 32Значение комплексного использования образовательных технологий
Повышают мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной
формы подачи материала, элементов игровой деятельности
Учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя.
Ученик не только просматривает информацию, но и строит новые знания, создавая собственные презентации того или иного урока.
Все это повышает уровень интенсификации и индивидуализации обучения, позволяет обеспечить личностно- ориентированный подход.