Слайд 1КУЛЬТУРА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА
Слайд 2 МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО—период в отечественной истории, начало
которого относят к воцарению Ивана Грозного, а окончание
датируют временем восшествия
на царство
Петра I и образованием Российской империи.
Слайд 3 Важной частью идеологии "московского царства" стало "Сказание о князьях
владимирских", возводящее родословную московских князей к римскому императору Прусу, и содержащее легенду о передаче регалий – знаков высшей власти (в том числе царского венца – "шапки Мономаха") – византийским императором князю Владимиру Мономаху.
Слайд 4 В архитектуре к числу главных событий относится создание
Московского Кремля, ставшего одним из красивейших архитектурных ансамблей мира. Он как бы венчает победу русского народа в освободительной борьбе и окончательное утверждение Москвы как центра России. В его ансамбль входят три великолепных собора. Первый из них - пятиглавый Успенский собор (1475 - 1479), построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти.
Слайд 5 Второй - трехглавый Благовещенский собор (1484 - 1489) -
изящный и изысканный придворный собор с Церковью Ризоположения (1484 - 1486), соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входил приемный зал - Грановитая палата (1487 - 1492), построенная Марко Руффо и Пьетро Солярио.
Слайд 7 Третий - Архангельский собор (1505 - 1509) - был
построен с использованием светских элементов и служил велико-княжеской усыпальницей.
Слайд 8 Московский Кремль стал своеобразным итогом всего предшествующего развития русской
архитектуры. Он вобрал в себя лучшие достижения Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и других школ, и в то же время заложил основы для дальнейшего подъема русского зодчества, для формирования общерусской национальной архитектуры.
К числу новых явлений относится шатровый стиль, возникший в начале 16 века, который продолжает традиции русского деревянного зодчества и порывает с византийским типом крестово-купольного храма.
Слайд 9 Самым знаменитым памятником такой архитектуры стал Собор Покрова на
Рву, известный также как храм Василия Блаженного (1555 - 1561), построенный русскими зодчими Бармой и Постником в память о взятии Казани.
Слайд 10 С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее
название "узорочья" (что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией).
К 1635-36 гг. относится строительство Теремного дворца в Кремле на основании старого дворца Ивана III. Одним из важнейших образцов для многочисленных "узорочных" церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.
Слайд 13 Во фресковой росписи храмовых интерьеров, которая в XVII веке
сочетается с темперной прорисовкой, активно используются барочные композиционные схемы, заимствуемые из европейских гравюр (особенно популярна была "Библия Пискатора")
Возникают новые тенденции в живописи, представленные творчеством кремлевских мастеров Оружейной палаты Симона Ушакова, Федора Зубова, Иосифа Владимирова. Для их живописи характерно использование приемов, близких к нехарактерной для иконописи светотеневой моделировке. Новым явлением стало написание трактатов о живописи.
Слайд 15 Огромный вклад в развитие русской иконописи внес Феофан Грек,
переселившийся в 70-е годы 14 века на Русь из Византии. В Новгороде он создал прекрасные фресковые росписи в Церкви Спаса на Ильине. В Москве вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца расписал иконостас старого Благовещенского собора в Кремле. Ему принадлежат иконы "Донская Богоматерь", "Святые апостолы Петр и Павел" в Успенском соборе Московского Кремля.
Слайд 16 «Донская Богоматерь» и «Святые апостолы Петр и Павел»
Слайд 17 В середине XVI века был составлен крупнейший летописный свод
- "Летописец начала царства".
Одновременно при московском дворе возникает новая школа иконописания, не боящаяся изображать богословские понятия в зримых образах; появляются иконы с развитой иконографической программой и сложным сюжетом. В честь взятия Казани была написана икона "Благословенно воинство небесного царя"; одна из наиболее интересных икон этого круга – "Четырехчастная" из кремлевского Благовещенского собора.
Слайд 18«Четырехчастная»икона из кремлевского Благовещенского собора.
Слайд 19 Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия
и других художников русская иконопись достигла непревзойденных высот.
Наряду с иконописью также развиваются архитектура, литература и общественная мысль.