Презентация, доклад по истории на тему Культура и наука в годы войны (11 класс)

22 июня 1941 года. Война! Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей. Правители фашисткой Германии рассчитывали на быстрый захват города и связывали с ним далеко идущие не только военные, но и политические планы. Уже в

Слайд 1Блокада Ленинграда в художественной литературе, письмах и дневниках…

Блокада Ленинграда в художественной литературе, письмах и дневниках…

Слайд 222 июня 1941 года. Война! Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь

миллионов людей. Правители фашисткой Германии рассчитывали на быстрый захват города и связывали с ним далеко идущие не только военные, но и политические планы. Уже в июле 1941 года Гитлер подчеркивал, что с падением Ленинграда для "русских будет утрачен один из символов революции, являвшихся наиболее важным на протяжении последних лет", что с захватом Ленинграда "дух славянского народа будет серьезно подорван". Блокада - 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года…
22 июня 1941 года. Война! Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей. Правители фашисткой Германии рассчитывали

Слайд 3Жители города продолжали трудиться во имя победы, ухаживали за раненными, помогали

голодным детям и старикам. В блокадном Ленинграде работали, продолжали трудиться и люди искусства. С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.
Хочется привести слова Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, композитора с мировым именем.
"Чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением ему покажется покушение и на культуру, и ближнего, и дальнего, на жизнь любого человека." Так тонко и верно мог сказать человек большого сердца и тонкого ума.
Жители города продолжали трудиться во имя победы, ухаживали за раненными, помогали голодным детям и старикам. В блокадном

Слайд 4Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия.

А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и

Слайд 5Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей

сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.
"28 декабря 1941 года Женя умерла...
Бабушка умерла 25 января 1942-го.
17 марта - Лека умер.
Дядя Вася умер 13 апреля.
10 мая - дядя Лёша,
Мама - 13 мая.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня".
Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов,

Слайд 6Жизнь в городе не замирала: работали школы, библиотеки, в январе 1942

года Исполком Ленгорсовета решил устроить для учащихся младших классов новогодние елки. Как они проходили, мы узнали из доклада учителя М.И.Морозова.
Вот какая была программа праздника:
1. Художественная часть;
2. Встреча с бойцами и командирами Красной Армии и Военно-Морского Флота;
3.Танцы и игры у елки;
4. Обед.
Но танцы и игры не состоялись. Все дети были истощены до такой степени, что едва стояли на ногах. Они вели себя как маленькие старички - не смеялись, не шалили - ждали обеда. Обед состоял из дрожжевого супа с кусочком хлеба, котлетки из крупы и киселя.
Сидели молча, ели медленно, стараясь не уронить ни крошки. (Книга "Дети города - героя")
Жизнь в городе не замирала: работали школы, библиотеки, в январе 1942 года Исполком Ленгорсовета решил устроить для

Слайд 7Поэт Александр Прокофьев в 1941 году создает цикл стихотворений "За Ленинград"
Не

отдадим!

С утра не замолкает канонада,
Так день за днем, так много, много дней
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.
Об этом говорили их листовки -
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская Дубровка,
Приневские дымилися луга.
И Ленинград пожары эти видел,
А враг, поживой жадною гоним,
Все наседал, смертельно ненавидя
Все русское, все связанное с ним!
Но мы стеною от земли до неба
Все поднялись и отстояли свет.
И Ладога, и дальняя Онега
Услышали стоярусное: "Нет!"

Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!...
Не отдадим бездушной злобной силе
Обычаи народа, свет его
И преградим пути ей в глубь России,
К бессмертию народа моего!
Не отдадим им молний наших росчерк,
Гнездовья туч, озер великий стан,
Не отдадим березовые рощи,
Которые увидел Левитан!
Не отдадим грядущий день победы,
Сиянье солнца, отблески зари,
Не предадим могил отцов и дедов,
Курганов, где лежат богатыри!
Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим,
Не отдадим прекрасную Россию,
Не отдадим!

Поэт Александр Прокофьев в 1941 году создает цикл стихотворений

Слайд 8Ольга Берггольц - Русская писательница, поэтесса. Родилась 16 мая 1910 в

Петербурге, в семье заводского врача, жившего на рабочей окраине Петербурга в районе Невской заставы. Среди произведений Ольги Федоровны - поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы, публицистика: "Февральский дневник" (1942; поэма), "Ленинградская поэма" (1942), "Ленинградская тетрадь" (1942; сборник), "Памяти защитников" (1944)

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Ольга Берггольц - Русская писательница, поэтесса. Родилась 16 мая 1910 в Петербурге, в семье заводского врача, жившего

Слайд 9Строки из «Ленинградской поэмы»:
Вот так, исполнены любви,
из-за кольца, из тьмы разлуки
друзья

твердили нам: «Живи!»,
друзья протягивали руки.
Оледеневшие, в огне,
в крови, пронизанные светом,
они вручили вам и мне
единой жизни эстафету.
Безмерно счастие мое.
Спокойно говорю в ответ им:
— Друзья, мы приняли ее,
мы держим вашу эстафету.
Мы с ней прошли сквозь дни зимы.
В давящей мгле ее терзаний
всей силой сердца жили мы,
всем светом творческих дерзаний.
Да, мы не скроем: в эти дни
мы ели землю, клей, ремни;
но, съев похлебку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне.
Строки из «Ленинградской поэмы»:Вот так, исполнены любви,из-за кольца, из тьмы разлукидрузья твердили нам: «Живи!»,друзья протягивали руки.Оледеневшие, в

Слайд 1022 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики

с мукой.
Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

И было так : на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.Все, кто обслуживал ледовую трассу,

Слайд 11Я, Родина (Становова) Зинаида Александровна, прожила все 900 дней и ночей

блокады в пригороде Ленинграда, в 7 км от Ладожского озера, через которое проходила «Дорога жизни».
Я, семилетняя девочка, вместе со своей бабушкой Натальей Михайловной в середине сентября 1941 г. пошла за клюквой на Ладожское болото. Собирая ягоды, мы вдруг услышали дикий звук летевших немецких самолетов, которые, отбомбив Ладожскую переправу, возвращались обратно. Но один самолет спустился так низко, что я запомнила его на всю жизнь – лицо фашиста, его очки, ухмылку и как, нажимая на гашетку, он начал поливать нас смертельным огнем и так до тех пор, пока мы не добрались до опушки леса. На болоте укрыться негде и мы ложились на кочки, а когда фашист делал новый заход, мы бежали, а потом опять в кочки. Вокруг свистели пути. Вспоминая сейчас об этом, с содроганием думаю, каким же надо быть чудовищем-человеком, чтобы гоняться по болоту за ребенком и старым человеком. Добрались с трудом до леса, отдохнули и пошли домой со словами бабушки: «Зинушка, больше никуда не пойдем».

Воспоминания…

Я, Родина (Становова) Зинаида Александровна, прожила все 900 дней и ночей блокады в пригороде Ленинграда, в 7

Слайд 12 14 января 1942 года : Папа достал какого-то масла, которое

наливали в краску. Теперь мы жарим на нем хлеб: Я поела жареного хлеба, и две ночи у меня болел не то живот, не то еще что -то. Я теперь не жарю, а остальные жарят. Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь. У меня такое старое лицо. Глаза провалились, а над глазами и под глазами опухоль. Меня теперь зовут гражданкой , и никто мне не дает столько лет, сколько мне есть. Какую печать наложила блокада на наше здоровье! Сейчас папа, мама, Лена на работе, жилец в соседней комнате не ходит домой, а ночует на заводе, потому что невозможно ходить пешком так далеко.

Летом старшина Степан Лебедев получил письмо из Ленинграда от 12-летнего сына: " Папа, ты, наверно, знаешь, что зима у нас была очень тяжелой. Я тебе пишу всю чистую правду, что мамочка умерла 14 февраля. Она очень ослабла, последние дни не могла даже подняться. Папа, я ее похоронил. Я достал салазки и отвез, а один боец мне помог, мы до ночи вырыли могилу, и я пометил. Папа, ты обо мне не беспокойся, я крепкий, учусь дома, как ты приказал, я работаю, помогаю в ремонте машин. А Ленинград они не взяли и не возьмут. Ты, папа, счастливый, что можешь их бить, отомсти за мамочку.."

14 января 1942 года : Папа достал какого-то масла, которое наливали в краску. Теперь мы жарим

Слайд 13Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой

силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.
Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть