Слайд 1Государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение Ярославской области
Рыбинский профессионально-педагогический колледж
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по
истории: «Конфуций- философия жизни»
Выполнил: студент II курса гр.219 п Жданов Евгений
Руководитель: преподаватель истории и обществознания Фомина О.Н.
2018 г
Слайд 2Содержание
Введение
Цели и задачи проекта
Биография
Учения Конфуция
Вывод
Слайд 3Введение
Актуальность выбранной темы
Проблемный вопрос
Объект исследования: области научной деятельности Конфуция
Методы исследования
Слайд 4Цель: Выяснить, почему философские взгляды Конфуция не теряют актуальности и находят
понимание и отклик в умах и сердцах людей разных поколений и времён.
Задачи:
Отразить приоритеты общечеловеческих ценностей в философских взглядах Конфуция
Узнать почему через время труды Конфуция не теряют актуальности
Познакомиться с биографией и содержанием работ великого философа
Определить библиографию темы
Научиться работать с историческими документами, определять причинно-следственные связи
На основе анализа полученной информации различных источников сделать вывод
Развивать способность находить убедительные аргументы, отстаивая точку зрения в заявленной проблеме и уважать иную точку зрения
Развивать творческие способности, выйдя за рамки обычных уроков
Слайд 5Актуальность выбранной темы
Тема актуальна, т.к. философские труды Конфуция интересуют людей по
сей день.
Актуальность выбранной темы подтверждается неугасаемым интересом всего человечества к философии Древнего Востока.
Слайд 6Родился Конфуций в 551г. до нашей эры в царстве Лу (Китай)
Отец
будущего философа скончался, когда сыну его исполнилось всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая Шулян Хэ слабого, болезненного мальчика тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, в г. Цюйфу, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно.
Слайд 7Учитель из рода Кун
Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный
ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи
Впоследствии о нем говорили: « Он не имел учителей, но лишь учеников »
Слайд 8Жизнь
Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь
описал в нескольких строчках:
В 15 лет я обратил свои помыслы к учению
В 30 лет я обрёл прочную основу
В 40 лет я сумел освободиться от сомнений
В 50 лет я познал волю Неба
В 60 лет я научился отличать правду от лжи
В 70 лет я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала
Слайд 9Чему учил Конфуций
Конфуций глубоко верил в ценность правильного устройства человеческого общества.
Поэтому все его учение сосредоточено на том, как человеку достичь гармоничных отношений прежде всего с людьми, но также и с миром. Конфуций никогда не учил вере в Бога. Он был агностиком, и считал излишним заниматься вопросами, касающимися потустороннего мира.
Он учил, что каждый мог бы жить как благородный человек. Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви. Конфуцианская этика не религиозна.
Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества.
Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Слайд 10Пять постоянств праведного человека
Жэнь: «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие»,
«гуманность». Это человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом.
Человек есть то, что он сам из себя делает.
Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости.
Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
Слайд 11И: «правда», «справедливость».
Хотя следование И из собственных интересов не является грехом,
справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили.
Слайд 12Ли: «обычай», «обряд», «ритуал».
Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям.
В более общем смысле Ли любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма.
Слайд 13Чжи: «мудрость»
Умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны,
в перспективе. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
Слайд 14Синь: искренность, «доброе намерение»
Синь соответствует элемент Земли.
Слайд 15Две категории общества в конфуцианстве
В конфуцианстве общество делилось на две категории:
благородных и простолюдинов. Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде
Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле. Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» о получении благодеяния.
Слайд 16Что проповедует конфуцианство
Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери
и уважение к отцу. Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел. Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его важное требование конфуцианства. Личное желание человека должно сводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии. Любовь лучшее средство проверки величия человека.
Слайд 17Даосизм
Конфуций создал новую религию под названием Даосизм Согласно Конфуцию, все отношения
в обществе должны строго регулироваться определенными нормами, призванными обеспечить неукоснительное подчинение младших старшим и подданных государю
Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому только тогда в Поднебесной царили порядок и культура
Слайд 18Вывод
Секрет Конфуция в том, что он свою жизнь посвятил борьбе с
человеческими пороками и поиску истины. Целью своей жизни он считал служение обществу и государству. Именно благодаря этому труды Конфуция не теряют актуальности по сей день.
Слайд 19Список литературы и интернет источники
1. Становление философии на Востоке (Древний Китай
и Индия). Лукьянов А. Е.
2. Большой энциклопедический словарь.
3. «Культы и мировые религии» Николай Порублёв
4. Н.Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.