Слайд 1Духовно-нравственное воспитание в процессе изучения курса истории
Блискун Р.Ю., учитель истории и
обществознания МБОУ «ООШ № 280»
Слайд 2 Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитать
духовно-нравственную личность, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Слайд 5
Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника, рационально мыслящего, становится все
сложнее.
Слайд 690- е гг. ХХ в.
1992 - Закон Российской Федерации «Об образовании»
Статья
18. Дошкольное образование.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.
Слайд 7 1998-1999 - Обязательный минимум содержания основного и среднего (полного) общего
образования
апрель 1992 – Указание Правительства РФ Министерству печати и информации РФ, Министерству культуры и туризма РФ, Комитету по делам архивов при Правительстве РФ, Комитету кинематографии при Правительстве РФ: «в связи с коренными изменениями в социально - политической жизни страны - расширить программы регулярных телепередач и циклов кино-, видеофильмов по тематике культуры, сохранения культурного и природного наследия, духовно - нравственного возрождения народов России».
90- е гг. ХХ в.
Слайд 8Декабрь 1997 - Концепция национальной безопасности РФ
«Последствиями глубокого социального кризиса
являются … снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения»;
«Снижение духовно - нравственного потенциала общества - основной фактор, способствующий росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции»
90- е гг. ХХ в.
Слайд 9Первое десятилетие XXI в.
2004 г. – ФК ГОС основного общего и
среднего (полного) общего образования
«Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности…»
Слайд 10Первое десятилетие XXI в.
Закон РФ «Об образовании» (в редакции 2007 г.):
«Основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта … включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Слайд 12Второе десятилетие XXI в.
Государственный заказ на духовно-нравственное развитие и воспитание личности
в документах:
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 04.02.2010)
Программа развития воспитания в системе образования России
Слайд 13ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
воспитание, социально-педагогическую поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России.
Слайд 14ЗАДАЧИ:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Слайд 15ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы
личности, формирование способности обучающегося оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Слайд 16ЭТАПЫ работы:
I этап – констатирующая диагностика.
II этап – формирующий этап.
III этап
– итоговая диагностика.
Слайд 17I ЭТАП
Задачи:
выявить первоначальный уровень направленности личности обучающегося;
выяснить степень развития
у школьников духовно-нравственных качеств, социальных интересов;
определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования духовно-нравственных качеств в ходе урочной, внеурочной работы.
Слайд 19направленность личности
проценты
переложить ответственность на других 57
пассивная реакция 28
проблема выбора не стоит 5,8
готовы к осознанному выбору 9,2
Слайд 20II ЭТАП
Задачи:
обеспечить реальные условия для формирования духовно-нравственных качеств школьников;
сформировать
у обучающихся знания о духовных ценностях и выработать потребность в их развитии;
способствовать обогащению внутреннего мира школьника;
стимулировать интерес к общественно-полезной и значимой деятельности.
Слайд 21ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 22 Цель концепции— не обеспечить "идеологизированное единомыслие, а помочь установить логику преподавания
истории. Главные принципы новой концепции — объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому, любовь к своей родине… Учебники должны быть рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого".