Слайд 1Духовная жизнь России в 90-х годах ХХ века
Слайд 2Влияние на развитие культуры
политика гласности, отмена цензуры печати;
исчезновение
«железного занавеса»;
возвращение культурного наследия досоветской России, доступ к творчеству диссидентов (что было под запретом в СССР )
Творческая свобода представителей культуры;
Широкое развитие технических средств;
Расширение представлений о мировой культуре;
В ходе «перестройки» произошла ломка стереотипов во всех направлениях культурной жизни.
Слайд 3Государственная политика в сфере культуры
Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды
культуры.
Законодательство РФ закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета.
Во всех сферах культуры утвердилось предпринимательство.
В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании». Окрепла альтернативная образовательная система.
Российская АН испытывала нехватку средств, были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук.
С начала 90-х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства»
Слайд 4Архитектура 90-х: сохранение и реконструкция
В соответствии с программой
«Сохранение и развитие культуры и искусства» проводилась работа по сохранению памятников прошлого в Новгороде, Великом Устюге и других городах. Были реставрированы Гостиный двор и Большой Кремлевский дворец в Москве.
В 1992 году решением ЮНЕСКО исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей отнесены к всемирному наследию.
Слайд 5Архитектура 90-х
Началась реконструкция храмов и культовых построек при участии частных
и общественных средств.
Несмотря на сложную финансовую ситуацию в девяностых, церкви стали восстанавливать одну за другой.
Так был реконструирован Никольский собор г. Наро-Фоминска. Восстанавливались храмы не только за счет помощи администрации, известны многие примеры реконструкции храмов своими силами, в основном в провинциальных городах.
Никольский собор г.Наро-Фоминск
Слайд 6Литература 90-х
Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы
ХХ века появилось более 10 тыс. частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг ( Фрейд, Зиммель, Бердяев, Пастернак, др.).
Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих аналитические работы.
Сегодня в современном литературном процессе рождены или реанимированы такие направления, как авангард и поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соцарт, концептуализм и т. д.
Слайд 7Музыка 90-х
Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны,
осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в.
Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов.
Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади Москвы в 1992 г.).
Большой театр г.Москва, 90-ые года
Слайд 8
В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной
площади, занесенный в книгу рекордов Гиннесса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.
Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета А. Волочкова и Д. Вишнева, А. Лиепа и Н. Цискаридзе, др. .
Слайд 9Молодежная музыка 90-х
90-е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной культуры. Первые музыкальные
коммерческие радиостанции («Европа-Плюс», 1990; Радио «Максимум», 1991) ликвидировали дефицит музыкальной информации. С 1995 г. проводятся музыкальные фестивали «Максидром». В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до десяти тысяч участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл «Met.ro», ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы.
Москва 90-х гг. оказалась городом, открытым для молодых талантов со всей России. Некоторые популярные исполнители: Агата Кристи, Апрельский марш, Браво, Ва-банкъ, Моральный кодекс, Неприкасаемые, Ногу свело!, СерьГа, Странные игры, Чайф, Чиж & Co, Мумий Тролль.
Слайд 10Популярная музыка 90-х
90-е гг. стали переломными для отечественной рок-музыки.
Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи - любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодежной музыкальной культуры стала группа «Мумий Тролль» (И. Лагутенко). Особенно популярна в молодежной среде «девочка с гитарой» - Земфира.
Слайд 11
Русский рок начал формироваться в СССР еще с 60-х годов прошлого
века. Сначала, под влиянием повального увлечения "Beatles", начали появляться бит-группы и ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), исполняющие как свои песни, так и версии песен зарубежной эстрады, но в связи с дефицитом музыкального материала и под бдительным оком советской цензуры развитие шло чрезвычайно медленно. Несомненно, на становление русского рока в начальный период оказало влияние и популярное на западе движение хиппи и именно стиль 60-х и повлиял на творческое становление таких групп как "Машина времени", "Воскресение", "Аквариум", исполняющих свои композиции в более мягком, акустическом звучании.
Слайд 12
В 70-х стали популярны стили хард-рок, арт-рок и прогрессив, но данная
музыка требовала соответствующего драйва и инструментов, которых в то время катастрофически не хватало, да и цензура относилась к такой музыке весьма жестко. По поводу инструментов среди музыкантов даже ходила шутка, что, например, электрогитара "Урал" была разработана для устрашения империалистов и выдерживает удар в несколько атмосфер. Известными представителями этого времени стали группы "Мифы", "Високосное лето", "Удачное приобретение"...
Слайд 13
В начале восьмидесятых в стране начинается рок-движение и появляются рок-клубы. Сначала
- в 1981 году в Ленинграде образовывается Ленинградский рок-клуб в который входят группы "Аквариум", "Секрет", "НОМ", "Санкт-Петербург","АукцЫон", "ДДТ", "Кино", "Алиса" и др. Многие из этих групп исполняли свои песни в стиле, который получил название new wave - новая волна. Он менее тяжелый, нежели хард-рок и более мелодичный. Ленинградский рок более вдумчив, глубок, по сравнению с московским, который "смотрит на жизнь веселей" и отличается не таким серьезным отношением к существующим реалиям. В большинстве своем, он более коммерческий. В Московскую рок-лабораторию при ДК Горбунова, образованную в 1985 году вошли такие группы как: "Машина времени", "Звуки Му", "Бригада С", "Воскресение", "Карнавал", "Ва - банкъ", "Крематорий", "Браво" и др. В Свердловске в 1986 году также был основан рок-клуб, в который вошли группы "Наутилус Помпилиус", "Урфин Джюс", "Ассоциация", "Чайф", "Агата Кристи", "Настя" и др. В музыке уральских музыкантов заметно влияние психоделического рока и сложные аранжировки с ведущей ролью клавишных инструментов.
Слайд 14
В конце 80-х начале 90-х годов русский рок начинает свое триумфальное
шествие по городам и весям нашей необъятной страны. Цензура ушла в прошлое, границы открылись и отставание от мировой совеременной культуры и ее направлений сократилось до минимума. Стали сниматься культовые фильмы и слушатели получили возможность ближе познакомиться с творчеством представителей различных течений музыкальной жизни современной России. А их – великое множество. Это и бритпоп : «Мумий Тролль», Земфира, «Би-2», «Сплин», Чичерина, «Танцы Минус», «Маша и медведи», панк и гранж : «Люмен», «Король и шут», «Тараканы!», «Пилот», Наив», фолк-рок: «Мельница», «The Dartz» и многие, многие другие.
Слайд 17заключение
Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция. В
современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции:
Первая: тенденции разрушительные, кризисные, содействующие полному подчинению культуры России стандартам западной цивилизации.
Вторая: тенденции прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемыми народами России.
Борьба между этими тенденциями, видимо, и будет определять основное направление развития отечественной культуры третьего тысячелетия.