Презентация, доклад по истории на тему Духовная культура СССР в 20-е годы (9 класс)

Содержание

      Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах идеологического наступления на культуру.      Основные знания: перестройка народного образования; взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и церкви; достижения и потери русской культуры в 20-е гг.      Основные понятия: эмиграция; «сменовеховство»; христианские заповеди.

Слайд 1 Духовная культура СССР

в 20-е годы

Презентация составлена Панченко НИ учителем истории МБОУ г Керчи РК «Школа № 12»

Духовная культура СССР

Слайд 2      Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах идеологического наступления на

культуру.

      Основные знания: перестройка народного образования; взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и церкви; достижения и потери русской культуры в 20-е гг.

      Основные понятия: эмиграция; «сменовеховство»; христианские заповеди.
      Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах идеологического наступления на культуру.      Основные знания: перестройка народного образования; взаимоотношения

Слайд 3 Проблемный вопрос:
в чем вы видите преимущества и

недостатки культурной жизни советского общества в 20-е гг. по сравнению с дореволюционной Россией?

Проблемный вопрос:  в чем вы видите преимущества и недостатки культурной жизни советского общества в

Слайд 4Проверочное тестирование.
 
1.  Кто был первым председателем исполкома Коминтерна?

а) Г. Е. Зиновьев; б) К. Б. Радек; в) X. Г. Раковский.
2. Когда состоялся I конгресс Коминтерна? а) 1918 г.; б) 1919 г.; в) 1920 г. 
3. Где была провозглашена идея объединения РСФСР и Германии как первого шага на пути создания Федерации советских республик всего мира? а) На Учредительном съезде Коммунистической партии Германии; б) на IX съезде РКП(б); в) на II конгрессе Коминтерна. 
4. Кто возглавлял советскую делегацию на Генуэзской конференции? а) В. И. Ленин; б) М. М. Литвинов; в) Г. В. Чичерин. 
5. Почему в середине 20-х гг. развитые капиталистические страны пошли на признание СССР? а) Руководители ВКП(б) открыто отказались от курса на мировую революцию; б) экономические интересы возобладали над политическими принципами; в) под напором мощного рабочего движения, выступающего под лозунгами признания советской страны.
6. Какие обвинения были предъявлены СССР в ультиматуме Д. Керзона 8 мая 1923 г.(возможны несколько вариантов ответа)? а) В проведении антибританской политики на Востоке; б) в нарушении условий Версальского договора; в) в осуществлении религиозных преследований в СССР; г) в разжигании классовой розни во всем мире.
7. Какое событие послужило причиной разрыва в 1927 г. английским правительством дипломатических отношений с СССР? а) Помощь советских профсоюзов бастующим горнякам Англии; б) речь Сталина на XV съезде ВКП(б); в) религиозные преследования в СССР.
Проверочное тестирование. 1.  Кто был первым председателем исполкома Коминтерна?     а) Г. Е. Зиновьев; б) К. Б. Радек; в)

Слайд 5План изучения нового материала
 1. Борьба с неграмотностью. Строительство новой школы.
2. Положение научно-технической

интеллигенции.
3. Творцы Серебряного  века в Советской России. Первая волна эмиграции.
4. «Сменовеховство».
5. Власть и церковь в 20-е гг.
6. Начало «нового» искусства.
7. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.
План изучения нового материала  1. Борьба с неграмотностью. Строительство новой школы. 2. Положение научно-технической интеллигенции. 3. Творцы Серебряного  века в

Слайд 6 Борьба с неграмотностью. Новое образование В то же

время, в стране открывались новые институты и университеты. Еще в годы гражданской войны при высших учебных заведениях были созданы первые рабочие факультеты (рабфаки) – подготовительные курсы для поступления в Вузы. При этом выходцам из буржуазно-дворянских и интеллигентских семей доступ к высшему образованию был затруднен.
Борьба с неграмотностью. Новое образование В то же время, в стране открывались новые

Слайд 7В 1919 г. был принят декрет о ликвидации неграмотности. Создается система

специальных школ и курсов – «ликбезы».
В 1919 г. был принят декрет о ликвидации неграмотности. Создается система специальных школ и курсов – «ликбезы».

Слайд 8 Советское государство пыталось поставить духовную жизнь общества под

свой контроль. В 1921 г. упразднена автономия высших учебных заведений. В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет – Главлит. 
Советское государство пыталось поставить духовную жизнь общества под свой контроль. В 1921 г. упразднена

Слайд 9Положение научно-технической интеллигенции. Развитие науки
Значительная часть русских ученых

продолжила свою научную деятельность – родоначальник отечественной аэродинамики Н.Е. Жуковский, создатель геохимии, радиобиологии, биохимии и учения о ноосфере В.И. Вернадский, химики Н. Д. Зелинский и Н. С. Курнаков, биохимик А. Н. Бах. 

В.И.Вернадский

Положение научно-технической интеллигенции. Развитие науки   Значительная часть русских ученых продолжила свою научную деятельность – родоначальник

Слайд 10Возникает и новая, советская, наука. 
Н.И.Вавилов
Генетика

Возникает и новая, советская, наука. Н.И.ВавиловГенетика

Слайд 11Физика
П.Л.Капица
Б.Кустодиев
Портрет профессоров П. Капицы и Н. Семенова 1921г.

ФизикаП.Л.КапицаБ.Кустодиев Портрет профессоров П. Капицы и Н. Семенова 1921г.

Слайд 12Ракетостроение

Ракетостроение

Слайд 13«Философский пароход».
В августе 1922 г. из страны было выслано

около 160 оппозиционно настроенных видных ученых и деятелей культуры (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Н. Прокопович, П.А. Сорокин, С.Л. Франк)

С.Н.Булгаков Н.А.Бердяев Н.О. Лосский П.А.Сорокин

«Философский пароход».   В августе 1922 г. из страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных видных ученых

Слайд 14Под административный нажим попали все писатели и деятели искусств, не желавшие

воспевать новую власть

«Серапионовы братья»

Под административный нажим попали все писатели и деятели искусств, не желавшие воспевать новую власть«Серапионовы братья»

Слайд 15

Литература В 20-е гг. продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты Серебряного века русской литературы

А.А. Ахматова

, А. Белый

В.Я. Брюсов


Слайд 16Театр Ставили спектакли классики театральной режиссуры К. С. Станиславский и В.

И. Немирович-Данченко.

А.Чехов и актеры труппы МХАТа

Театр Ставили спектакли классики театральной режиссуры  К. С. Станиславский и  В. И. Немирович-Данченко.А.Чехов и актеры

Слайд 17«Сменовеховцы»
Начало НЭПа приводит к смягчению позиций интеллигенции по

отношению к советской власти. В 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н.В. Устряловым, Ю.В. Ключниковым, А.В. Бобрищевым-Пушкиным был издан сборник статей «Смена вех». Сменовеховцы призывали к сотрудничеству с советской властью.
«Сменовеховцы»   Начало НЭПа приводит к смягчению позиций интеллигенции по отношению к советской власти. В 1921

Слайд 18 Советская власть и

церковь С октября 1917 г. новая власть стремилась подчинить себе авторитетную в народе Русскую Православную Церковь (как, впрочем, и другие религиозные конфессии). В 1922 г., под предлогом борьбы с голодом, начинается конфискация ценностей церкви, а затем – массовый террор против оппозиционного власти духовенства. 

Вскрытие мощей
преп. С. Радонежского

Советская власть и церковь С октября 1917 г. новая

Слайд 19 Под мощным давлением власти православные иерархи вынуждены были идти

на смягчение своих позиций. Патриарх Тихон опубликовал в июле 1923 г. обращение к епископату, духовенству и мирянам с призывом повиноваться новой власти.
Под мощным давлением власти православные иерархи вынуждены были идти на смягчение своих позиций. Патриарх Тихон

Слайд 20

Новые формы в искусстве Большую активность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма – в поэзии, живописи, театре, архитектуре (В.Э. Мейерхольд, К.С. Мельников, В.Е. Татлин и др.).

, В.Е. Татлин

К.С. Мельников

В.Э. Мейерхольд

Новые формы в искусстве Большую

Слайд 21Несмотря на идеологические перегибы, в 20-е гг. были созданы замечательные произведения

литературы и искусства – эпопея «Тихий Дон» (М.А. Шолохов,1928), фильм «Броненосец «Потемкин» (С.М. Эйзенштейн, 1925) и т.д.

С.М. Эйзенштейн

М.А. Шолохов

Несмотря на идеологические перегибы, в 20-е гг. были созданы замечательные произведения литературы и искусства – эпопея «Тихий

Слайд 22 Проблемный вопрос:
в чем вы видите преимущества и

недостатки культурной жизни советского общества в 20-е гг. по сравнению с дореволюционной Россией?

Проблемный вопрос:  в чем вы видите преимущества и недостатки культурной жизни советского общества в

Слайд 23 Задание на дом. § 23 Задания 3,4 (стр. 83). Подготовиться к повторительно-обобщающему

уроку
 Задание на дом. § 23 Задания 3,4 (стр. 83). Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть