Презентация, доклад по истории на тему Дети войны, блокадный Ленинград (5-9 классы)

Содержание

Содержание:ВведениеОсновная часть     1.Начало     2.Голод     3.Сироты     4.Школа     5.Новый год     6.Маленькие герои     7.Творчество   Знаменитые люди, пережившие блокаду Ленинграда, будучи детьмиЗаключениеСписок литературы

Слайд 1  Детство, опаленное войной
Презентацию подготовила
ученица 10 «Б» класса
МБОУ "СОШ им. А.Ларионова"

г.Емвы
Педань София
Преподаватель: Торлопова Анна Владимировна
2019 г.

«Дети и война – нет более ужасного 
сближения противоположных вещей на свете»
                                                         А.Н.Твардовский

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа им. А.Ларионова» г.Емвы

  Детство, опаленное войнойПрезентацию подготовила ученица 10 «Б» классаМБОУ

Слайд 2Содержание:
Введение
Основная часть
     1.Начало
     2.Голод
     3.Сироты
     4.Школа
   

 5.Новый год
     6.Маленькие герои
     7.Творчество 
  Знаменитые люди, пережившие блокаду Ленинграда, будучи детьми
Заключение
Список литературы
Содержание:ВведениеОсновная часть     1.Начало     2.Голод     3.Сироты     4.Школа     5.Новый год     6.Маленькие герои   

Слайд 3Их теперь совсем немного
Тех, кто пережил блокаду, Кто у самого порога Побывал

к земному аду.
Были это дети просто, Лишь мечтавшие о хлебе, Дети маленького роста, А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью, Каждый день был в сотню лет, И за это лихолетье Им положен Целый Свет. Целый Свет всего, что можно, И всего, чего нельзя. Только будем осторожней 
Не расплещем память зря. Память у людей конечна – Так устроен человек, Но ТАКОЕ надо вечно Не забыть. Из века в век!
                         Л.Зазерский
Их теперь совсем немного Тех, кто пережил блокаду, Кто у самого порога Побывал к земному аду. Были

Слайд 4Введение
   
      Захват Ленинграда был одним из  пунктов  немецкого 

плана   «Барбаросса». Фашисты считали, что  в течение лета и осени Советский Союз  будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись.  Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска   в 4-7 километрах от города. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.
      Гитлер принял решение стереть  Ленинград  с лица земли. Для этого  обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как  школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч    зажигательных и 3055 фугасных бомб.
    Дети блокады – это последние свидетели тех трагических дней. Ведь за ними больше нет никого, кто ещё бы мог рассказать о войне в Ленинграде. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у взрослых.

Введение         Захват Ленинграда был одним из  пунктов  немецкого  плана   «Барбаросса». Фашисты считали, что  в

Слайд 5Голод
  Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума.  Дети

получали 125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только  наполовину состоял он из муки, которой тогда  очень не хватало. В него  добавляли  жмых, целлюлозу, обойный клей.
  «Мы здесь живем очень плохо, - пишет  в письме  семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали  бы три буханки хлеба, все бы съел».
Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от  которой они может быть  капризничая  отказывались в мирное время.
Вот записка Вали Чепко, которое она назвала  «Меню после голодовки, если я останусь жива». 
"1-е блюда: суп картофельный, овсяный.…2-ое. каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая  подпись: об этом я и не мечтаю."
Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. 
Девочка умерла от голода  в 1942 году.  
Голод  Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума.  Дети получали 125 грамм хлеба. И этот хлеб

Слайд 6    Детям в блокаду было намного хуже,  чем взрослым. Как

объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему  завывает  сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?
   Резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их было 17,  то весной 1942 – 98. В них  было принято более 40 тысяч детей – сирот.
  Сколько огромного  горя скрывается  в этих детских строчках, авторы которых неизвестны. Сегодня их письма   - экспонаты в музее защитников Ленинграда.
" Привет из Ленинграда. Здравствуйте, милая тетя. Вы пишите, что не получаете от нас новостей. Вот они: 16 февраля умерла мама.
16 ноября умер папа.
10 января умерла бабушка.
19 января умерла тетя Лиза.
21 марта  комната наша разбита и ранен в голову Славик.
23 марта в госпитале в 9 часов утра он скончался.
И я осталась одна ".
  У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для  них  обычной  картиной. Но все они мечтали о будущем, о  будущем без войны. 

Сироты

    Детям в блокаду было намного хуже,  чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась

Слайд 7Школа
  В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном

городе работали 39 школ.
  Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро  спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
  Чтобы не бегать с  учениками начальной школы  из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них  проводились  только  там. Вот удивительный экземпляр учебной тетради того времени. На ней детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища.
Такое возможно было только в Ленинграде!

Школа  В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе работали 39 школ.  Занятия проходили

Слайд 8  Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики

сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. 
  Отрывок из дневника школьника: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно.  Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "  
  Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!
  В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало  меньше, многие   погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».
  Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках

Слайд 9Новый год
  Хотя обстановка в осажденном Ленинграде  была очень тяжелой,

тем не менее  было принято решение о проведении школьных елок зимой 1942 года. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами  выступали артисты. Но главное,  что в пригласительных билетах было написано, что их ждет  обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда  по тому времени. А еще в город  привезли мандарины и раздавали их детям.
   Это был самый лучший  подарок от Деда Мороза. 
Его  прижимая под одеждой, уносили домой –
 маме,  младшим братьям и сестренкам.
Новый год   Хотя обстановка в осажденном Ленинграде  была очень тяжелой, тем не менее  было принято решение

Слайд 10    Одна из учениц писала об этой новогодней елке:
«6 января.

Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти». 
  Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов:
«Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».
    Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры.  В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом –  «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».
    Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная!

Слайд 11Маленькие герои
      Страдая от голода и холода жители –

взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.
    Не было таких событий в блокадном городе , в которых не участвовали юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети   изготавливали  детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день  – никто не считал.
    Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.
   Школьники  приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

Были и свои передовики. Это Царева, которая регулярно выполняла план на 300%

Эта девочка одела свое лучшее платье и раздает в госпитале письма раненым

Маленькие герои      Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели

Слайд 12  С весны до поздней осени в 1942- 44 годах  школьники

работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.
  С 1943 года   в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту. Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж.
  В первые месяцы войны две девочки, десятилетние Лида Положенская и Тамара Немыгина, занимавшиеся в балетном кружке, стали шефами боевого корабля "Строгий". Он стоял на Неве. Каждое воскресенье в одно и то же время, не обращая внимания на бомбёжку, обстрелы, они совершали долгий путь на другой берег реки. Сигнальщик на мостике, едва завидев "балерин", приветствовал их флажками, матросы выбегали навстречу. Раздавалась команда: "Овчаренко, накормить шефов !"
  С весны до поздней осени в 1942- 44 годах  школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить

Слайд 13  В осажденном городе  работала консерватория, театры давали спектакли , шли

фильмы. Город жил и выжил, несмотря  на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом. И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за 872 дня блокадных дня.  Но они не только пережили блокаду, но они, как и их родители,  помогли выстоять великому городу. Они  учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
  В осажденном городе  работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы. Город жил и выжил, несмотря 

Слайд 14Творчество детей во время блокады
     Монография «Рисуют дети блокады»
   Шурик

Игнатьев трех с половиной лет от роду , 25 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок бумаги беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре:
”Что ты нарисовал!” - спросила воспитательница . Он ответил: “Это война, вот и всё, а посередине булка. Больше не знаю ничего”.
Творчество детей во время блокады     Монография «Рисуют дети блокады»   Шурик Игнатьев трех с половиной лет от

Слайд 18Знаменитые люди, пережившие блокаду Ленинграда
Лида Федосеева (Шукшина) - актриса, 78 лет
В начале

блокады Лиде Федосеевой было два года, ее семья делила коммунальную квартиру вместе с сорока жильцами! Ее мать вместе с двумя детьми — дочкой Лидой и сыном Германом — всю блокаду провела в осажденном Ленинграде. На следующий год после окончания войны Лида Федосеева пошла в школу. Актриса вспоминает, что став постарше, иногда выпрашивала у прохожих деньги. Не нищенствовала, как говорит Лида, а попрошайничала. Не на хлеб, а на кино.

Лида с братом Германом Федосеевым. Ленинград, 1942.

Лида с мамой в той самой коммуналке. Ленинград, май 1995 года.

Знаменитые люди, пережившие блокаду ЛенинградаЛида Федосеева (Шукшина) - актриса, 78 летВ начале блокады Лиде Федосеевой было два года, ее семья

Слайд 19Галина Вишневская  - оперная певица, 1926-2012 гг.
К началу войны ей 15

лет. Все 900 дней блокады она провела в Ленинграде.
Жила с бабушкой, матери рядом не было - та оставила ее, когда Гале не было и года, а отец с новой женой успел вырваться из блокадного города.
Выжила, но бабушку потеряла:
"- Я даже не страдала от голода, а просто тихонько слабела и всё больше и больше спала. Мучило лишь вечное ощущение холода, когда ничем нельзя согреться... Описать состояние человека в блокаде трудно. По-моему, просто невозможно найти нужные слова… Мне кажется, до сих пор так никто и не описал того ужаса, который был в блокаду. Мало быть свидетелем и пережить это, надо ещё обладать невероятным даром, чтобы рассказать, как человек теряет своё человеческое лицо."


Галина Вишневская  - оперная певица, 1926-2012 гг.К началу войны ей 15 лет. Все 900 дней блокады она

Слайд 20Елена Образцова - оперная певица, 75 лет
    Артистке на момент начала блокады было всего

2 года, но она многое запомнили из детства: «Воздушные тревоги, бомбоубежища, очереди за хлебом в 40-градусный мороз, больницу под окном, куда свозили трупы, страшный голод, когда варили и ели все, что было сделано из натуральной кожи». В 1943 году семью Образцовых эвакуировали в Вологодскую область.

Елена Образцова - оперная певица, 75 лет    Артистке на момент начала блокады было всего 2 года, но она многое запомнили из детства: «Воздушные

Слайд 21  Один из известных эпизодов блокадной кинохроники - дети на каменных

ступенях: страшно худенький мальчик с книгой и спящий второй. Даже непонятно - мальчик или девочка...   Вот так случайно в кадр попали два брата - Леня и Витя Харитоновы, оба будущие артисты. Лене там 11 лет, Вите - 4 года.

По воспоминаниям Вити, брат получил язву желудка тогда, во время блокады, когда приходилось от голода есть мыло. В картине "Солдат Иван Бровкин" Леонид играл как раз во время обострения язвенной болезни, много сцен приходилось переснимать из-за его постоянно красных глаз...

  Один из известных эпизодов блокадной  кинохроники - дети на каменных ступенях:  страшно худенький мальчик

Слайд 22Памятники, посвященные детям блокады
  
     Санкт-Петербург


Красноярск 
Омск

Памятники, посвященные детям блокады       Санкт-Петербург Красноярск Омск

Слайд 23Я не тушила "зажигалок"… И не стояла у станка… Я долго, тихо умирала В

блокадной комнате - одна…
Не по годам и как-то сразу На взрослость детство разменяв, Я все могла, я все умела - Вот в куклы лишь не доиграв…
Мою казарменную маму Я редко видела… в те дни, И все блокадные невзгоды На плечи детские легли.
Вживалась в очередь - за Хлебом,

Брела за снегом - для воды… Колола щепки для буржуйки… Едва спасалась от беды.
Семь лет! Какие это годы, Чтоб в одиночестве прожить! Но жизнь - учитель очень строгий И запретила мне скулить…
Мы все взрослели по минутам И по секундам счет вели… И тот, кто пережил блокаду, - По Духу не были детьми…
Сентябрь 1994 г.


Блокадное детство

Я не тушила

Слайд 24Заключение
  Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь,

дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
 Мальчишки и девчонки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.
 Война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают. Сколько бы лет не прошло, … 70 лет ли, 75 лет или много- много лет, мы никогда не должны забыть ужасы тех страшных лет войны.


Заключение  Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша

Слайд 25Список литературы:
http://www.filipoc.ru/heroes/deti-vo-vremya-blokadyi-leningrada-
https://uznayvse.ru/interesting-facts/15-znamenityh-liudei-perezhivshih-blokadu.html
https://yandex.ru/images
Личные дневники детей, переживших блокаду Ленинграда
Книги, описывающие жизнь детей в

блокаду ( "Три девочки" Е.Верейская, "Лист фикуса" В.Н. Семенцова)

Список литературы:http://www.filipoc.ru/heroes/deti-vo-vremya-blokadyi-leningrada-https://uznayvse.ru/interesting-facts/15-znamenityh-liudei-perezhivshih-blokadu.htmlhttps://yandex.ru/imagesЛичные дневники детей, переживших блокаду ЛенинградаКниги, описывающие жизнь детей в блокаду (

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть