Слайд 1 Детство, опаленное войной
Презентацию подготовила
ученица 10 «Б» класса
МБОУ "СОШ им. А.Ларионова"
г.Емвы
Педань София
Преподаватель: Торлопова Анна Владимировна
2019 г.
«Дети и война – нет более ужасного
сближения противоположных вещей на свете»
А.Н.Твардовский
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа им. А.Ларионова» г.Емвы
Слайд 2Содержание:
Введение
Основная часть
1.Начало
2.Голод
3.Сироты
4.Школа
5.Новый год
6.Маленькие герои
7.Творчество
Знаменитые люди, пережившие блокаду Ленинграда, будучи детьми
Заключение
Список литературы
Слайд 3Их теперь совсем немного
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал
к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Л.Зазерский
Слайд 4Введение
Захват Ленинграда был одним из пунктов немецкого
плана «Барбаросса». Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись. Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска в 4-7 километрах от города. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.
Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч зажигательных и 3055 фугасных бомб.
Дети блокады – это последние свидетели тех трагических дней. Ведь за ними больше нет никого, кто ещё бы мог рассказать о войне в Ленинграде. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у взрослых.
Слайд 5Голод
Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Дети
получали 125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.
«Мы здесь живем очень плохо, - пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел».
Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая отказывались в мирное время.
Вот записка Вали Чепко, которое она назвала «Меню после голодовки, если я останусь жива».
"1-е блюда: суп картофельный, овсяный.…2-ое. каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая подпись: об этом я и не мечтаю."
Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой.
Девочка умерла от голода в 1942 году.
Слайд 6 Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как
объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?
Резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их было 17, то весной 1942 – 98. В них было принято более 40 тысяч детей – сирот.
Сколько огромного горя скрывается в этих детских строчках, авторы которых неизвестны. Сегодня их письма - экспонаты в музее защитников Ленинграда.
" Привет из Ленинграда. Здравствуйте, милая тетя. Вы пишите, что не получаете от нас новостей. Вот они: 16 февраля умерла мама.
16 ноября умер папа.
10 января умерла бабушка.
19 января умерла тетя Лиза.
21 марта комната наша разбита и ранен в голову Славик.
23 марта в госпитале в 9 часов утра он скончался.
И я осталась одна ".
У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для них обычной картиной. Но все они мечтали о будущем, о будущем без войны.
Сироты
Слайд 7Школа
В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном
городе работали 39 школ.
Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Чтобы не бегать с учениками начальной школы из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них проводились только там. Вот удивительный экземпляр учебной тетради того времени. На ней детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища.
Такое возможно было только в Ленинграде!
Слайд 8 Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики
сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть.
Отрывок из дневника школьника: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "
Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!
В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало меньше, многие погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».
Слайд 9Новый год
Хотя обстановка в осажденном Ленинграде была очень тяжелой,
тем не менее было принято решение о проведении школьных елок зимой 1942 года. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда по тому времени. А еще в город привезли мандарины и раздавали их детям.
Это был самый лучший подарок от Деда Мороза.
Его прижимая под одеждой, уносили домой –
маме, младшим братьям и сестренкам.
Слайд 10 Одна из учениц писала об этой новогодней елке:
«6 января.
Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».
Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов:
«Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».
Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом – «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».
Слайд 11Маленькие герои
Страдая от голода и холода жители –
взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.
Не было таких событий в блокадном городе , в которых не участвовали юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день – никто не считал.
Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.
Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.
Были и свои передовики. Это Царева, которая регулярно выполняла план на 300%
Эта девочка одела свое лучшее платье и раздает в госпитале письма раненым
Слайд 12 С весны до поздней осени в 1942- 44 годах школьники
работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.
С 1943 года в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту. Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж.
В первые месяцы войны две девочки, десятилетние Лида Положенская и Тамара Немыгина, занимавшиеся в балетном кружке, стали шефами боевого корабля "Строгий". Он стоял на Неве. Каждое воскресенье в одно и то же время, не обращая внимания на бомбёжку, обстрелы, они совершали долгий путь на другой берег реки. Сигнальщик на мостике, едва завидев "балерин", приветствовал их флажками, матросы выбегали навстречу. Раздавалась команда: "Овчаренко, накормить шефов !"
Слайд 13 В осажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли , шли
фильмы. Город жил и выжил, несмотря на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом. И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за 872 дня блокадных дня. Но они не только пережили блокаду, но они, как и их родители, помогли выстоять великому городу. Они учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Слайд 14Творчество детей во время блокады
Монография «Рисуют дети блокады»
Шурик
Игнатьев трех с половиной лет от роду , 25 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок бумаги беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре:
”Что ты нарисовал!” - спросила воспитательница . Он ответил: “Это война, вот и всё, а посередине булка. Больше не знаю ничего”.
Слайд 18Знаменитые люди, пережившие блокаду Ленинграда
Лида Федосеева (Шукшина) - актриса, 78 лет
В начале
блокады Лиде Федосеевой было два года, ее семья делила коммунальную квартиру вместе с сорока жильцами! Ее мать вместе с двумя детьми — дочкой Лидой и сыном Германом — всю блокаду провела в осажденном Ленинграде. На следующий год после окончания войны Лида Федосеева пошла в школу. Актриса вспоминает, что став постарше, иногда выпрашивала у прохожих деньги. Не нищенствовала, как говорит Лида, а попрошайничала. Не на хлеб, а на кино.
Лида с братом Германом Федосеевым. Ленинград, 1942.
Лида с мамой в той самой коммуналке. Ленинград, май 1995 года.
Слайд 19Галина Вишневская - оперная певица, 1926-2012 гг.
К началу войны ей 15
лет. Все 900 дней блокады она провела в Ленинграде.
Жила с бабушкой, матери рядом не было - та оставила ее, когда Гале не было и года, а отец с новой женой успел вырваться из блокадного города.
Выжила, но бабушку потеряла:
"- Я даже не страдала от голода, а просто тихонько слабела и всё больше и больше спала. Мучило лишь вечное ощущение холода, когда ничем нельзя согреться...
Описать состояние человека в блокаде трудно. По-моему, просто невозможно найти нужные слова… Мне кажется, до сих пор так никто и не описал того ужаса, который был в блокаду. Мало быть свидетелем и пережить это, надо ещё обладать невероятным даром, чтобы рассказать, как человек теряет своё человеческое лицо."
Слайд 20Елена Образцова - оперная певица, 75 лет
Артистке на момент начала блокады было всего
2 года, но она многое запомнили из детства: «Воздушные тревоги, бомбоубежища, очереди за хлебом в 40-градусный мороз, больницу под окном, куда свозили трупы, страшный голод, когда варили и ели все, что было сделано из натуральной кожи». В 1943 году семью Образцовых эвакуировали в Вологодскую область.
Слайд 21 Один из известных эпизодов блокадной
кинохроники - дети на каменных
ступенях:
страшно худенький мальчик с книгой и спящий
второй. Даже непонятно - мальчик или девочка...
Вот так случайно в кадр попали два брата
- Леня и Витя Харитоновы, оба будущие артисты. Лене там 11 лет, Вите - 4 года.
По воспоминаниям Вити, брат получил язву желудка тогда, во время блокады, когда приходилось от голода есть мыло. В картине "Солдат Иван Бровкин" Леонид играл как раз во время обострения язвенной болезни, много сцен приходилось переснимать из-за его постоянно красных глаз...
Слайд 22Памятники, посвященные детям блокады
Санкт-Петербург
Красноярск
Омск
Слайд 23Я не тушила "зажигалок"…
И не стояла у станка…
Я долго, тихо умирала
В
блокадной комнате - одна…
Не по годам и как-то сразу
На взрослость детство разменяв,
Я все могла, я все умела -
Вот в куклы лишь не доиграв…
Мою казарменную маму
Я редко видела… в те дни,
И все блокадные невзгоды
На плечи детские легли.
Вживалась в очередь - за Хлебом,
Брела за снегом - для воды…
Колола щепки для буржуйки…
Едва спасалась от беды.
Семь лет! Какие это годы,
Чтоб в одиночестве прожить!
Но жизнь - учитель очень строгий
И запретила мне скулить…
Мы все взрослели по минутам
И по секундам счет вели…
И тот, кто пережил блокаду, -
По Духу не были детьми…
Сентябрь 1994 г.
Блокадное детство
Слайд 24Заключение
Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь,
дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Мальчишки и девчонки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.
Война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают. Сколько бы лет не прошло, … 70 лет ли, 75 лет или много- много лет, мы никогда не должны забыть ужасы тех страшных лет войны.
Слайд 25Список литературы:
http://www.filipoc.ru/heroes/deti-vo-vremya-blokadyi-leningrada-
https://uznayvse.ru/interesting-facts/15-znamenityh-liudei-perezhivshih-blokadu.html
https://yandex.ru/images
Личные дневники детей, переживших блокаду Ленинграда
Книги, описывающие жизнь детей в
блокаду ( "Три девочки" Е.Верейская, "Лист фикуса" В.Н. Семенцова)