Слайд 1БЛАГОТВОРИТЕЛИ
земли Брянской
"Делать доброе дело всегда приятно. А когда делаешь его постоянно,
это становится потребностью».
Слайд 2Семен Семенович Могилевцев
(1842-1917гг)
1903 – награжден орденом Св. Станислава за Пожертвования городу
Брянску
Девиз ордена: «Вдохновлен наградой»
Слайд 3Павел Семенович Могилевцев(1844-1909гг)
За свою благотворительность награжден орденом Св.Анны
Девиз ордена: «Любящим правду,
благочестие, верность»
Слайд 4Забота об образовании
Братья подарили городу 7 образовательных учреждений
Слайд 5Церковно-приходская школа
1898-1899 год. Арх. М.Н.Плищенко
Слайд 7 Женское ремесленное училище
1905 год
Слайд 9
Торговая школа
1908-1909 год
Слайд 10Мужская казенная гимназия
1913 год
Слайд 11Больница-первый подарок городу в 1891 году
Забота о здравоохранении
3 медицинских учреждения: общие
вложения – 86 тыс. рублей
Слайд 14Строительство храмов
1899 год
Спасо-Гробовская церковь
Слайд 15Благоустройство города
Провели водопровод и
электроосвещение
Артезианский колодец «Самсон»
Слайд 16
Общая сумма пожертвований братьев Могилевцевых в Брянске составила
1млн.28 тыс. рублей
Слайд 17В 1915 г. благодарные горожане поставили памятник Павлу Могилевцеву,
Одну из
улиц города хотели назвать именем братьев
Слайд 18Гласный Брянской городской думы Баженов:
«Я искренне желаю, чтобы имена ваши навсегда
остались почетными не только для жителей нашего города, но и для всякого русского»
Слайд 20Меценаты и благотворители Брянска – Петр Губонин, князь и княгиня Тенишевы
Слайд 22
Петр Ионович Губонин родился в деревне Борисовка Коломенского уезда Московской губернии
в семье крепостного крестьянина. Его дед, Алексей Губонин, был мастером по изготовлению мельничных жерновов. С пяти лет Петр помогал деду, постепенно постигая секреты жернового дела. Когда ему исполнилось 17 лет, его отправили в Москву к родственнику, известному всей Москве каменных дел мастеру Яковлеву, у которого было несколько бригад, занимавшихся мощением улиц и площадей. У Яковлева юноша стал приказчиком, научился знакомиться с нужными людьми, чтобы получить выгодный заказ. Через 6 лет хозяин умер, завещав свой инструмент Петру Губонину. Так Петр стал хозяином артели каменщиков.
Слайд 23
Уже первые его заказы были очень успешными: в 1848 году на
строительство шоссейной дороги Москва-Брест, в 1864 году на поставку каменных сооружений при строительстве железной дороги Москва-Курск-Киев. Прибыль от заказов была столь велика, что он решил взяться за строительство какой-либо железной дороги целиком. Он был очень честолюбив и неравнодушен к славе.
Узнав о том, что намечается строительство железной дороги от Орла до Витебска, Петр Ионович захотел получить этот заказ. Но претендентов было много, железнодорожное строительство было делом новым, и предпочтение в Министерстве путей сообщения отдали англичанину Мортону Пито, который обязался построить дорогу за 65 миллионов 825 тысяч рублей.
Слайд 24
Такой неудачей Петр Ионович Губонин был раздосадован. Но поразмыслил, что для
строительства железной дороги нужны будут шпалы, он скупил лес и земли между реками Болва и Ветьма и в 1865 году близ реки Болва основал распиловочный шпальный завод и поселок при нем, состоявший из одного производственного здания, конторы и нескольких землянок, в которых ютились нанятые из соседних сел крестьяне.
Еще не закончился январь 1866 года, а на трассе будущей дороги уже вырубали лес. Из хвойных деревьев лесорубы вручную выпиливали шпалы, отходы от них вместе с лиственным лесом шли на дрова.
Слайд 25
К концу лета трассу будущей дороги освободили от леса, заготовили шпалы,
но Пито так и не появился. Тогда Петр Ионович Губонин добился получения заказа на строительство и в 1867 году начались работы.
Работая с лопатой и тачкой от зари до зари, строители-первопроходцы возводили полотно будущей дороги. Труд был очень тяжелый: миллионы тонн земли пришлось перелопатить и перевезти, на возвышенностях приходилось делать выемки до 10 метров, а в поймах рек и на болотах возводить насыпи. Днем и ночью жалили комары, болели малярией, жить приходилось прямо на трассе в шалашах, обогреваться у костров, спать на подстилках из еловых веток.
В1868году Орловско-Витебская железная дорога была построена и оценивалась в 40 миллионов 845 тысяч рублей, вместо 65 миллионов.
Губонин получил огромную прибыль.
Слайд 26Вячеслав Николаевич Тенишев
(1842-1903)
Слайд 27
Современники называли его «русским американцем». Яркую характеристику дал ему художник Александр
Бенуа: «Ничего княжеского ни в наружности, ни в манерах, ни во вкусах не было. Широкое и квадратное лицо с негустой белокурой бородой было самое простецкое, мужицкое, да и широкоплечая, приземистая фигура скорее подходила для какого-либо торговца, нежели для особы, украшенной титулом. То, что не отвечает практической полезности, отбрасывалось Тенишевым, как нечто лишнее и даже вредное.»
Слайд 28Князь В.Н.Тенишев был организатором и руководителем строительства Брянского завода.
Родился в Варшаве,
учился в Петербурге, Германии, получил диплом инженера путей сообщения, работал на железных дорогах. Свои личные средства вкладывал в строительство первого в России автомобильного и механического завода, имел различные предприятия (лесопильные заводы, конезавод), входил в состав различных обществ содействия развитию промышленности и торговле, являлся членом правления Путиловского завода в Петербурге.
Слайд 30
«Меня влечет куда-то… До боли хочется в чем-то проявить себя, посвятить
себя всю какому-нибудь благородному делу. Я хотела бы быть богатой, очень богатой для того, чтобы создать что-нибудь для пользы человечества. Мне кажется, я дала бы свои средства на крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное» — такие слова записывает в своем дневнике юная Мария, Мария Клавдиевна Тенишева
Слайд 31
М.К.Тенишева родилась в Санкт-Петербурге, закончила частную гимназию, парижскую вокальную студию,
была разносторонне образованной. Мир ее увлечений был необычайно широк: рисование, искусство эмали, археология.
Выйдя замуж за князя В.Н.Тенишева, она в 1892 году приехала в Бежицу. Пришедшие в тот день на станцию посмотреть на приехавшую княгину люди, вряд ли могли предугадать, что эта высокая статная женщина, с гордо посаженной головой и выражением лица то строгого и неприступного, то ранимого и усталого, примет близко к сердцу все их тревоги и неурядицы и будет делать все зависящее от нее, чтобы облегчить и украсить жизнь поселян.
Но на первых порах Марии Клавдиевне было тяжело самой. Бежица своей неустроенностью поразила ее.
Слайд 32
Постепенно Мария Клавдиевна заинтересовалась самим заводом и бытом рабочих. Она решила
помочь обездоленным людям. Свои действия решила начать с заботы о детях. С болью в сердце она наблюдала за ребятишками, болтающимися днями по улицам села, с камнями и палками в руках. Их детство было суровым, оно не одаривало их ни тетрадкой с умным букварем, ни бегом веселого мяча по траве. Дома было тесно, душно и плохо.
В 1892 году княгиня открыла платную школу для обучения детей, на следующий год в женской школе открылись классы по рукоделию, кройке и шитью. На собственные средства она организовала начальное ремесленное училище. Там же позже начались вечерние занятия для взрослых по черчению. Когда желающих заниматься в училище стало много, княгиня стала убеждать правление завода построить новое каменное здание.
Слайд 33Ремесленное училище княгини М.К.Тенишевой
Аттестат училища
Народная столовая
Слайд 34
Ремесленное училище
17 мая 1894 года состоялась закладка нового здания, а через
год оно приняло учеников. Хорошо оборудованное и оснащенное лучшими английскими и американскими станками, инструментами, паровой машиной, училище должно было готовить грамотных рабочих. В мае 1896 года состоялся первый выпуск школы имени М.К.Тенишевой. В том же году царь НиколайII выразил большую благодарность Тенишевой за создание такой школы.
Другим важным делом стало открытие столовой для рабочих. На заводе было много одиноких рабочих, питались они плохо, чаще всухомятку. Понимая, как это вредно, Мария Клавдиевна задумала организовать народную столовую, в которой рабочий мог бы получить дешевую горячую пищу из свежих продуктов, обогреться и отдохнуть. В день открытия столовой рабочие поднесли княгине икону Богородицы. Входили они в столовую сначала робко, по одному, но вскоре их стало так много, что не успевали обслуживать. Пришлось Тенишевой засучить рукава и взяться за дело самой.
Слайд 35
В вечерние часы она любила гулять по улицам Бежицы, любуясь вечерним
закатом солнца, великолепной дубовой рощей и лесом, подступающим к самой станции. Во время этих прогулок она могла узнать, в каких кошмарных условиях живут рабочие и их семьи. Однажды она заявила членам Правления: «У вас столько свободной земли вокруг завода. Вам следовало бы расселить здесь рабочих и они стали бы вашими верными вечными работниками». С 1894 года одноэтажные деревянные домики с низкими потолками стали строить к югу и западу от станции.
М.Н.Тенишева занималась организацией торговли для рабочих, устроила клуб для служащих завода – общественное собрание. Во время открытия общественного собрания Тенишевых встречали с цветами.
Слайд 36Но пришел момент, когда В.Н.Тенишев отказался от завода. Жаль было Марии
Клавдиевне своих трудов, той борьбы и радости, связавших ее с Бежицей, которую она успела полюбить и считала своим родным домом. Провожать Тенишевых в Петербург вышла вся Бежица. Рабочие своими руками подкатили их вагон и встретили супругов торжественными возгласами. Сама княгиня писала в дневнике:
«Четыре года кипучей деятельности, полные осмысленного труда на заводе, пролетели как сон».
Тенишевы уехали, а Бежица росла и хорошела.
Слайд 37Николай Вязьмитин,Михаил Бахтин и Серей Мальцов
Слайд 39
А что сделаете вы для своего родного города?