Презентация, доклад по истории на тему Альтернативы развития культуры в начале удельного периода

Содержание

1. Новая форма государственной организации Древней Руси.2. Владимиро-Суздальское княжество, 3. Галицко-волынское княжество,4. Новгородская земля.5. Летописи.6. Новгородские берестяные грамоты7. Особенности храмового зодчества западных княжеств и Юго-Западной Руси. 8. Литература.План:

Слайд 1Альтернативы развития культуры в начале «удельного периода»
Работу выполнила
учитель истории и

обществознания
МБОУ СОШ№18 г. Новороссийска
Ефремова Ольга Николаевна
Альтернативы развития культуры в начале «удельного периода» Работу выполнила учитель истории и обществознанияМБОУ СОШ№18 г. Новороссийска Ефремова

Слайд 21. Новая форма государственной организации Древней Руси.
2. Владимиро-Суздальское княжество,
3. Галицко-волынское

княжество,
4. Новгородская земля.
5. Летописи.
6. Новгородские берестяные грамоты
7. Особенности храмового зодчества западных княжеств и
Юго-Западной Руси.
8. Литература.

План:

1. Новая форма государственной организации Древней Руси.2. Владимиро-Суздальское княжество, 3. Галицко-волынское княжество,4. Новгородская земля.5. Летописи.6. Новгородские берестяные

Слайд 3Новая форма государственной организации Древней Руси
феодальная раздробленность

Новая форма государственной организации Древней Руси феодальная раздробленность

Слайд 4Феодальное государство Древней Руси
- множества княжеских,
- боярских вотчин

ведущих самостоятельную экономическую

жизнь, свободную от контроля государства.
Феодальное государство Древней Руси - множества княжеских,- боярских вотчинведущих самостоятельную экономическую жизнь, свободную от контроля государства.

Слайд 7Крупные княжества
Владимиро-Суздальское княжество
Галицко-волынское княжество
Новгородская земля

Крупные княжестваВладимиро-Суздальское княжествоГалицко-волынское княжествоНовгородская земля

Слайд 8Особенные черты

Особенные черты

Слайд 9Владимиро-Суздальское (первоначально Ростово-Суздальское) княжество

Владимиро-Суздальское (первоначально Ростово-Суздальское) княжество

Слайд 12Нижний Новгород (осн.1221г.) — крупнейший торговый центр на востоке княжества
Крупными городами

были

Ростов

Муром

Суздаль

Владимир – на – Клязьме

Ярославль

Кострома, впоследствии - Москва

Нижний Новгород (осн.1221г.) — крупнейший торговый центр на востоке княжестваКрупными городами былиРостовМуромСуздальВладимир – на – КлязьмеЯрославльКострома, впоследствии

Слайд 13Особенностью края было

Особенностью края было

Слайд 14Юрий Долгорукий (1125—1157)
Ростово-Суздальская земля
Андрей Боголюбский (1157—1174)
Владимир-на-Клязьме

Юрий Долгорукий (1125—1157)Ростово-Суздальская земляАндрей Боголюбский (1157—1174)Владимир-на-Клязьме

Слайд 16Икона Владимирской Божьей Матери
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на

доске стола, за которым трапезничал Христос с Марией и Иосифом. Согласно преданию, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии Л. А.
 Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке . Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.

Икона Владимирской Божьей МатериПо церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничал Христос

Слайд 18Исследователи летописания
Алексей Александрович Шахматов (1864-1920)
Михаил Дмитриевич
Приселков (1881-1941)
Арсений Николаевич
Насонов

(1898-1965)

Яков Соломонович Лурье
(1921-1996)

Борис Михайлович
Клосс (1932, 79лет.)

Исследователи летописания Алексей Александрович Шахматов (1864-1920)Михаил Дмитриевич Приселков (1881-1941)Арсений Николаевич Насонов (1898-1965)Яков Соломонович Лурье(1921-1996)Борис Михайлович Клосс (1932,

Слайд 19Летописи

Летописи

Слайд 21Лаврентьевская летопись
монах Лаврентий
Это пергаменная рукопись, законченная перепиской 20 марта 1377

г. Основной писец— монах Лаврентий, работавший по заказу суздальско-нижегородского великого князя
Дмитрия Константиновича.
Лаврентьевская летопись монах ЛаврентийЭто пергаменная рукопись, законченная перепиской 20 марта 1377 г. Основной писец— монах Лаврентий, работавший

Слайд 22Ипатьевская летопись
«Повесть временных лет» (до 1117 г.)
южнорусский Киевский свод

(до 1200 г.)

Галицко-Волынскую летопись (1201 —1292 гг.)


Ипатьевская летопись «Повесть временных лет» (до 1117 г.) южнорусский Киевский свод (до 1200 г.)Галицко-Волынскую летопись (1201 —1292

Слайд 23Свод 1200г.
составлен игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем

Свод 1200г.составлен игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем

Слайд 29Экономический подъем северо-восточных земель
Всеволод Большое Гнездо
Всеволод был самым могущественным из

русских князей, и, судя по всему, именно тогда появился титул великого князя Владимирского.
Экономический подъем северо-восточных земельВсеволод Большое Гнездо Всеволод был самым могущественным из русских князей, и, судя по всему,

Слайд 30Власть в княжестве
в форме монархии

Власть в княжестве в форме монархии

Слайд 31Андрей Боголюбский
С именами Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо связан

политический и экономический подъем северо-восточной Руси. Правители Владимиро-Суздальского княжества пытались подчинить себе Киев, Новгород и другие русские земли. В их политике нашла отражение тенденция к объединению всех русских земель под влас­тью одного князя.

Экономический подъем северо-восточных земель

Андрей Боголюбский С именами Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо связан политический и экономический подъем северо-восточной Руси.

Слайд 32 Галич
Владимир-Волынский
Берестье (Брест)
Львов и др.
Галицко-Волынская земля
крупные города


Галич Владимир-Волынский Берестье (Брест) Львов и др.Галицко-Волынская земля крупные города

Слайд 33Соседство с Венгрией, Польшей, Чехией позволяло вести активную внешнюю торговлю

Соседство с Венгрией, Польшей, Чехией позволяло вести активную внешнюю торговлю

Слайд 34Подъем Галицкого княжества
Ярослав Осмомысла
(1153—1187)
Ярослав Владимирович (Владимиркович) Осмомысл
(ок. 1135—1

октября 1187), Галич) — князь галицкий (1153—1187),
сын Владимира Володаревича. Мать (предположительно) — София Венгерская, дочь короля Кальмана Книжника (1070-1116).
Подъем Галицкого княжества Ярослав Осмомысла (1153—1187)Ярослав Владимирович (Владимиркович) Осмомысл (ок. 1135—1 октября 1187), Галич) — князь галицкий

Слайд 35Роман Мстиславич Галицкий, также известен как Роман Мстиславич Великий, в крещении

Борис (ок. 1150—19 июня 1205) — князь новгородский (1168—1170), волынский (1170—1187,1188—1199), галицкий (1188, 1199—1205), 1-й князь галицко-волынский (с 1199), Великий Князь Киевский (1201, 1204). Галицко-волынский летописец титулует его — «самодержцем всея Руси» и также называет «(царём) всей Русской земли». Сын великого киевского, а затем великого владимиро-волынского князя Мстислава Изяславича и польской княжны Агнешки, дочери Болеслава Кривоустого.

Роман Мстиславич
(1170—1205)

Роман Мстиславич Галицкий, также известен как Роман Мстиславич Великий, в крещении Борис (ок. 1150—19 июня 1205) — князь

Слайд 36Галицкое и

Волынское княжество

Роман Мстиславич
(1170—1205)

Галицкое и Волынское княжествоРоман Мстиславич (1170—1205)

Слайд 37Даниил Романович
(1221 —1264)
Даниил Романович Галицкий (1201, по др. данным

1204 —1264) — князь галицкий (1205—1206, 1211—1212, 1229—1231, 1233—1235, 1238—1264), волынский (1215—1231), великий князь киевский (1240), 1-й король Руси (1254—1264), политический деятель, дипломат и полководец, сын Романа Мстиславича (из старшей ветви Мономаховичей).
Даниил Романович (1221 —1264) Даниил Романович Галицкий (1201, по др. данным 1204 —1264) — князь галицкий (1205—1206, 1211—1212,

Слайд 38Новгород Великий сделался политическим, торговым и культурным центром всего древнерусского Севера.
Новгород


Новгород Великий сделался политическим, торговым и культурным центром всего древнерусского Севера.Новгород

Слайд 40Новгородские берестяные грамоты
Берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы, памятники

письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду культур народов мира.
Новгородские берестяные грамотыБерестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты

Слайд 41Грамотными на Руси были священники и горожане.
Подтверждением широкого распространения грамотности среди

горожан стали берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде, а впоследствии – и в других городах, в т.ч. в Москве.
Грамоты содержат личную переписку, долговые расписки, хозяйственные записи, упражнения учеников и т.п.
Найдено уже более 1 тыс. грамот XIV–XV вв.

Берестяные грамоты XIII в.: рисунок и прописи мальчика Онфима

Грамотными на Руси были священники и горожане.Подтверждением широкого распространения грамотности среди горожан стали берестяные грамоты, найденные археологами

Слайд 43Новгородская боярская республика была государством, в котором власть фактически принадлежала феодалам,

использовавшим в своих интересах выборных правителей этой республики.

Новгородская республика

Новгородская боярская республика была государством, в котором власть фактически принадлежала феодалам, использовавшим в своих интересах выборных правителей

Слайд 44Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела

к их культурной разобщенности. Цельность древнерусской культуры сохранялась, благодаря единству религиозных воззрений и церкви, единству языка, литературы и права, сознанию общности исторической судьбы. Киев сохранял свое значение первого среди равных княжеств-государств.
Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их культурной разобщенности. Цельность древнерусской

Слайд 45Дмитриевский собор
Политическая раздробленность, ослабляя Русь в военно-политическом отношении, подняла русскую средневековую

культуру на новую высоту, порождая многообразие художественных школ со своими архитектурными, живописными, летописными и литературными стилями
Дмитриевский соборПолитическая раздробленность, ослабляя Русь в военно-политическом отношении, подняла русскую средневековую культуру на новую высоту, порождая многообразие

Слайд 46Пятницкая церковь
К середине XII в. византийское влияние в архитектуре постепенно ослабевает.

В Полоцке, Смоленске, Чернигове появляются храмы башнеобразной формы. Наиболее активно местные традиции проявлялись в новгородской и владимиро-суздальской землях.
Пятницкая церковьК середине XII в. византийское влияние в архитектуре постепенно ослабевает. В Полоцке, Смоленске, Чернигове появляются храмы

Слайд 47Налаживался культурный диалог со странами Европы. В каменное зодчество проникали отдельные

элементы романского стиля, который господствовал в XI—XII вв. и в Западной, и в Восточной Европе. Это были аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних стенах, группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями (верх колонны) и консолями (выступ стены, на котором стоит статуя, карниз, балкон), колончатые пояса на стенах, перспективные порталы (входы), кладка из гладко отшлифованных «белокаменных» блоков.

Романский стиль

Налаживался культурный диалог со странами Европы. В каменное зодчество проникали отдельные элементы романского стиля, который господствовал в

Слайд 48Успенский собор во Владимире
На строительстве Успенского собора во Владимире и

княжеских палат в Боголюбове работали «из всех земель мастера», в том числе «латиняне» (выходцы из Западной Европы). Русские мастера вносили своеобразие в перенятые у «латинян» приемы. Перенося на камень традиции деревянной резьбы, они делали причудливую каменную резьбу более плоской и орнаментальной и выбирали совсем другие сюжеты, предпочитая картинам «страшного суда» мотивы «мировой гармонии».
Успенский собор во Владимире На строительстве Успенского собора во Владимире и княжеских палат в Боголюбове работали «из

Слайд 49Особенно усилилось влияние романского стиля к началу XIII в., но оно

не затронуло основы древнерусской архитектуры — крестово-купольной кубической конструкции храмов с закомарными покрытиями. Исключения составляли сооруженные в XII—XIII вв. круглые церкви в Галицко-Волынской земле. С середины XIII в. плодотворный процесс взаимодействия русского и западного архитектурных стилей был прерван установлением монгольского ига.


Храм кубического типа, крестово-купольной системы

Особенно усилилось влияние романского стиля к началу XIII в., но оно не затронуло основы древнерусской архитектуры —

Слайд 50В Западной Европе в этот период романский стиль уступает место готическому,

который остался чуждым русскому зодчеству. Лишь в Георгиевском соборе Юрьева-Польского и в некоторых новгородских храмах — Федора Стратилата и Спаса Преображения на Ильине улице — присутствовали своеобразно переработанные и органически включенные в русский архитектурный стиль отдельные элементы готики — заостренные закомары и стрельчатые перспективные порталы и завершения окон.

Георгиевский собор Юрьева-Польского.

В Западной Европе в этот период романский стиль уступает место готическому, который остался чуждым русскому зодчеству. Лишь

Слайд 51Влияние Византии в живописи было более длительным и устойчивым. С XII

в. начинают определяться две традиции украшения храмов росписями: более строгая, торжественная, идущая из Византии (изображение Богородицы Оранты в соборе Св. Софии Киевской)

изображение Богородицы Оранты в соборе Св. Софии Киевской

Влияние Византии в живописи было более длительным и устойчивым. С XII в. начинают определяться две традиции украшения

Слайд 52 Более свободная, проникновенная и мягкая, сложившаяся на русской почве (интерьер

Успенского собора во Владимире).

интерьер Успенского собора во Владимире

Постепенно древнерусская живопись приобретает свой собственный художественный язык. Шедевр древнерусской живописи XII в. — «Ангел златые власы», изображающий архангела Гавриила, дает образец новой эстетики, более просветленного, умиротворенного и жизнеутверждающего видения мира.

Более свободная, проникновенная и мягкая, сложившаяся на русской почве (интерьер Успенского собора во Владимире). интерьер Успенского

Слайд 53
Причащение Апостолов. Храм св. Софии в Киеве
В живописи прослеживаются пришедшие из

Византии отдельные элементы светского художественного творчества, связанные с культом василевса и прославлением империи

разнообразные сюжеты стенных росписей лестниц двух башен собора Св. Софии Киевской, изображавшие быт и нравы киевской великокняжеской

Причащение Апостолов. Храм св. Софии в КиевеВ живописи прослеживаются пришедшие из Византии отдельные элементы светского художественного творчества,

Слайд 54Список литературы:
Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времён

до наших дней. 2001. 192с.: илл.
Века А.В. История России с древнейших времён до наших дней, 2004.- 896с
Джон Феннел. Кризис средневековой Руси 1200 – 1304. Москва.: Прогресс, 1989
Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 1999. – 576с.
Список литературы:Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времён до наших дней. 2001. 192с.: илл.Века

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть