Слайд 1Презентация
по истории
на тему: « Россия в 90-е годы ХХ в.
»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Преподаватель: Лебединская Е.Г.
Слайд 2Оглавление
Введение
Внутренняя политика России
Продолжение курса реформ
Конституционный кризис
Внутренняя политика
Принципы внешней политики
Россия и
страны дальнего зарубежья
Отношения с государствами СНГ
Вывод
Слайд 3Введение
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство
— Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику.
Слайд 4Внутренняя политика России
Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества
и создание правового государства.
В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.
Слайд 5Продолжение курса реформ
Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из
двухступенчатой системы органов представительной власти — Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета.
Слайд 6Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он
же был Главнокомандующим Вооруженными силами.
Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ.
Б.Н. Ельцин
Слайд 7Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР.
Из их числа были назначены советники президента — В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.
В.Ф. Шумейко
Ю.Ф. Яров
В.Д. Зорькин
Слайд 8Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной
власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ.
Слайд 9Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической
реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»)
Е.Т. Гайдар
Слайд 10Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации собственности.
Предусматривались
жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.
Слайд 11Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции.
За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.
Слайд 12Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно
для фермерских хозяйств, повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991— 1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.
Слайд 13Конституционный кризис
Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся кризис вызывали неудовлетворенность и раздражение
у значительной части населения.
В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин
В. С. Черномырдин
Слайд 14Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента
Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними.
Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР.
Слайд 15Противостояние властей усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его
советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие.
21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов.
Слайд 16Внутренняя политика
В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной
власти — Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Слайд 17В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители
8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.
Слайд 1812 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.
Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления
Слайд 19В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная
область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей.
Слайд 20Принципы внешней политики
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее
политические и экономические связи с внешним миром.
Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество.
Слайд 21
Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в
ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами.
Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Слайд 22Россия и страны дальнего зарубежья
После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое
признание России.
В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества.
Слайд 23В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между
государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира».
Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы
Слайд 24Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России . После
долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США.
Слайд 25Отношения с государствами СНГ
Развитие отношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное
место во внешнеполитической деятельности.
В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств.
Слайд 26 Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995
гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ.
Слайд 27Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках
СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран.
Слайд 28Однако, межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись
острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом.
Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов и др.
Слайд 29А наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.
Слайд 30Вывод
Как мы успели заметить, период 90-х был очень не прост для
нашей страны.
Деятельность российского правительства внутри и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.