Презентация, доклад по истории, МХК на тему История культуры конец 19 - начало 20 века (10-11 класс)

Содержание

Это был культурный взрыв колоссальной силы . Н.ЛейдерманВ первой половине XX века культура умирает под

Слайд 1
Культура первой половины XX века

Культура первой половины XX века

Слайд 2Это был культурный взрыв колоссальной силы .

Н.Лейдерман

В первой половине XX века культура умирает под оболочкой внешне благополучной, «сытой», но духовно пустеющей цивилизации.
В.А.Сапрыкин

Это был культурный взрыв колоссальной силы .

Слайд 3На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние:

Урбанизация.
Миграция.
Разница быта.

Расстройство привязанностей.
Социальные потрясения.
Научно – технический прогресс.

Под влиянием этих факторов начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей
На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние:Урбанизация.Миграция.Разница быта. Расстройство привязанностей.Социальные потрясения.Научно – технический прогресс.Под

Слайд 4Разница быта
Человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный

к размеренной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города.
Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить. Очень скоро оказывается, что надежды на богатую жизнь не оправдываются – из сельской бедности человек переезжает в городскую нищету.
В городе у него нет своего дома, нет единого сообщества односельчан, помощи ждать неоткуда.
В сознании рушатся идеалы призвания.

Разница быта Человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к размеренной сельской жизни, с ее

Слайд 5Миграция

К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше –

рост городов, расстройство привязанностей.
Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни.
Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам и создавал угрозу социальных потрясений.
МиграцияК миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост городов, расстройство привязанностей. Перемещение больших

Слайд 6Социальные потрясения
Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров,

капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика.
Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования.
Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому, что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и становились на путь преступлений.
Социальные потрясенияМир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала

Слайд 7Научно – технический прогресс
Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен

и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.
Научно – технический прогрессОсобенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Прежде всего,

Слайд 8Искусство в это время не просто отражает реальность, но и создаёт

её через воздействие на сознание людей.
Искусство всегда исторично и отражает процессы, происходящие вокруг.
Все виды и формы искусства связаны между собой, как по форме, так и по содержанию.
В течении первой половины XXв. художественное искусство становится элитарным, т.е. не рассчитанным на широкие массы.
Искусство в это время не просто отражает реальность, но и создаёт её через воздействие на сознание людей.Искусство

Слайд 9Направления в искусстве
в конце XIX - в начале XX века

Направления в искусстве в конце XIX - в начале XX века

Слайд 10Модернизм
это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины

XX в.;
претендовал на роль единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего»;
является ранним этапом в развитии авангардного искусства;
разрыв с традициями реализма и модерна в литературе и искусстве;
предметом творческой мысли становится отражение реальности в сознании художника


Течения в модернизме
Символизм
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Фовизм
Экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм
Сюрреализм

Модернизм это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX в.;претендовал на роль единственно истинного

Слайд 11Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших

направлений в искусстве конца XIX-начала XX вв.
Время возникновения: 1870-1880-е гг.
Место возникновения: Франция.
Особенности:
- многозначность образов,
- игра метафор и ассоциаций,
- таинственность,
- мистичность.

Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве
Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений в искусстве конца XIX-начала XX

Слайд 12Представители:

В литературе:

В.Брюсов (Россия)
А.Блок (Россия)

В музыке:
А.Скрябин (Россия)

В живописи:

М.Чюрлёнис (Литва)
М.Врубель (Россия)

В драматургии:
В.Мейерхольд
(Россия,СССР)

Представители:В литературе:В.Брюсов (Россия)А.Блок (Россия)В музыке:А.Скрябин (Россия)В живописи:М.Чюрлёнис (Литва)М.Врубель (Россия)В драматургии:В.Мейерхольд(Россия,СССР)

Слайд 13Михаил Александрович Врубель
Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор.
Годы жизни:

1856-1910.

Особенности творчества:
- мистичность;
- загадочность;
-таинственность.

Михаил Александрович ВрубельРусский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор.Годы жизни: 1856-1910.Особенности творчества:   - мистичность;

Слайд 14М.Врубель

«Девочка на фоне персидского ковра»

(1886)
М.Врубель «Девочка на фоне персидского ковра»       (1886)

Слайд 15 «Демон сидящий»
«Демон поверженный»

«Демон сидящий» «Демон поверженный»

Слайд 16Александр Скрябин
Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12-ти этюдов представляет

замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе. Последний этюд (ре-диез минор), именуемый иногда "патетическим", - одно из самых вдохновенных мужественно-трагедийных произведений раннего Скрябина.
Александр Скрябин Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12-ти этюдов представляет замечательнейшие образцы этой формы в

Слайд 17В России яркими представителями импрессионизма были художники К. Коровин и И.

Грабарь, воплотившие на своих полотнах необычайную меткость наблюдения, смелость и неожиданность композиционных решений.

Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве.
Время возникновения: вторая половина XIX в.
Место возникновения: Франция.
Наиболее развит в живописи.
Особенности:
- отражение реального мира в движении;
- многоцветие.


В России яркими представителями импрессионизма были художники К. Коровин и И. Грабарь, воплотившие на своих полотнах необычайную

Слайд 18К.А. Коровин «Гурзуф» 1914

К.А. Коровин «Гурзуф» 1914

Слайд 19В русской живописи импрессионизм свойствен начальному периоду многих художников. Выдающимися произведениями

в этом стиле были картины В.Серова "Девочка с персиками" (1887 г.), "Девушка, освещенная солнцем" (1888 г.). В России яркими представителями импрессионизма были художники К. Коровин и И. Грабарь, воплотившие на своих полотнах необычайную меткость наблюдения, смелость и неожиданность композиционных решений.

В русской живописи импрессионизм свойствен начальному периоду многих художников. Выдающимися произведениями в этом стиле были картины В.Серова

Слайд 20"Девушка, освещенная солнцем" (1888 г.)
«Девочка с персиками» (1887 г.)


Слайд 21Почти все русские художники проходили парижскую школу живописи. Быть может, наибольшее

влияние на русских оказывал Сезанн. Однако отпечатки его широких, но призрачных импрессионистских мазков накладывались либо на экспрессионистские пятна П.П. Кончаловского и И.И. Машкова, либо на футуристические объемы К. Малевича, либо на кубистические разломы А.В. Лентулова, примитивистские массы Гончаровой и Ларионова.
Почти все русские художники проходили парижскую школу живописи. Быть может, наибольшее влияние на русских оказывал Сезанн. Однако

Слайд 22Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве

Время возникновения: 1910-1920-е

гг.
Место возникновения: Германия.
Особенности:
- выражение эмоционального состояния,
- броскость и гротескность,
- анархия, бунтарство.
Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусствеВремя возникновения: 1910-1920-е гг.Место возникновения: Германия.Особенности:  - выражение

Слайд 23П.П.Кончаловский «Грибы» 1911

П.П.Кончаловский «Грибы» 1911

Слайд 24К. Малевич
«Супрематическая композиция»
А.В.Лентулов «Ворота с башней»

К. Малевич «Супрематическая композиция»А.В.Лентулов «Ворота с башней»

Слайд 25Абстракционизм (лат. – «удаление», «отвлечение») – беспредметное искусство, т.е. искусство не

изображающее окружающий мир, а стремящееся непосредственно выражать «духовные сущности». Сложился как направление в 10-х годах XX века.

Абстракционизм (лат. – «удаление», «отвлечение») – беспредметное искусство, т.е. искусство не изображающее окружающий мир, а стремящееся непосредственно

Слайд 26Василий КАНДИНСКИЙ
Композиция VIII
Композиция X

Василий  КАНДИНСКИЙКомпозиция VIIIКомпозиция X

Слайд 27Сюрреализм (от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века,

провозгласившее источником искусства сферу подсознания.

Время возникновения: начало 1920-х гг.
Место возникновения: Франция.
Особенности:
- парадоксальное сочетание форм,
- самоценность зрелищности явлений,
- алогизм композиций,
- контрастное сочетание обыденного и чудесного.

Яркие представители

В литературе:
Б.Поплавский (Россия)
В живописи:
М.Шагал (Россия)

Сюрреализм (от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания.Время возникновения:

Слайд 28М.Шагал «Корова с зонтиком»
«Париж через окно»

М.Шагал «Корова с зонтиком»«Париж через окно»

Слайд 29(Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве , возникшее на

рубеже XIX – XX веков, выраженное в полемическо-боевой форме.

Его временные рамки : 1870-1938 годы.

Авангард

Течения авангарда
Кубизм
Дадаизм
Примитивизм
Футуризм
Супрематизм
Конструктивизм

(Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве , возникшее на рубеже XIX – XX веков, выраженное

Слайд 30Кубизм (от франц. Cube – «куб»)
Время возникновения : начало XX века.



Особенности :
мир выражается в виде геометрических знаков, конструкций ;
характерен искаженный облик реальных предметов и явлений;
разложение сложных форм на простые.
Более всего проявился в живописи.
Кубизм (от франц. Cube – «куб»)Время возникновения : начало XX века.  Особенности :мир выражается в виде

Слайд 31Наиболее устойчивое влияние его техники и мировоззрения ощущается в творчестве P.P.

Фалька. Художнику удается сохранить и усилить сезанновскую монументальность не только в пейзажах, но и в натюрмортах. При этом Фальк вводит незнакомый французам щемящий лиризм и пост кубистическую объемность, доходящую до иллюзионизма ("Красная мебель" 1915 г.)
Наиболее устойчивое влияние его техники и мировоззрения ощущается в творчестве P.P. Фалька. Художнику удается сохранить и усилить

Слайд 32Дадизм от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного»
Время возникновения: 1916 г. (Первая

мировая война)

Особенности:
- иррациональность.
- отрицание признанных канонов в искусстве.
- цинизм.
- бессистемность.
- разрушение эстетики.

В 20-ые годы слился с сюрреализмом.
Дадизм от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного»Время возникновения: 1916 г. (Первая мировая война) Особенности: - иррациональность. -

Слайд 33эта песня дадаиста
сердцем истого дада
стук в моторе не беда
ведь мотор и

он дада
граф тяжёлый автономный
ехал в лифте невредим
он мизинец свой огромный
оторвал и выслал в рим
лифт за это вот беда
сердцем больше не дада
вода нужна всегда
прополощи мозги
дада
дада
отдай долги

Песенка ДАДА

эта песня дадаистасердцем истого дадастук в моторе не бедаведь мотор и он дадаграф тяжёлый автономныйехал в лифте

Слайд 34Примитивизм – наивное искусство
Время возникновения

1)XIX в.
2)Время Первой Мировой войны.

Особенности:
Упрощение изображения.
Проявился в живописи.

(лат. – «первый», «самый ранний») – наивное искусство, не испорченное цивилизацией, с принципиальным отказом от норм художественной культуры. Истина в искусстве, по мнению примитивистов: смотреть на мир глазами ребенка.

Примитивизм – наивное искусствоВремя возникновения       1)XIX в.

Слайд 35Представитель Н.В.Гончарова

Представитель Н.В.Гончарова

Слайд 36Марк ШАГАЛ
«Венчание»
«Музыканты»

Марк ШАГАЛ«Венчание» «Музыканты»

Слайд 37Футуризм (от лат. futurum – «будущее») – авнгардистское направление в европейском

искусстве, преимущественно в Италии и России, в 1910-1920 гг.
Стремясь создать «искусство будущего», декларировали отрицание традиционной культуры, культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
Футуризм (от лат. futurum – «будущее») – авнгардистское направление в европейском искусстве, преимущественно в Италии и России,

Слайд 38Футуризм в живописи

Футуризм в живописи

Слайд 39Основоположники футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин

Основоположники футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин

Слайд 40Супрематизм (от лат. Supremus- «наивысший»), разновидность абстракционизма.
Время возникновения – 1910е годы.
Особенности:

-комбинация разноцветных плоскостей из простейших геометрических фигур.
- уравновешенная ассиметрия.
- доминирование цвета над изобразительным смыслом.
Супрематизм (от лат. Supremus- «наивысший»), разновидность абстракционизма.Время возникновения – 1910е годы.Особенности:     -комбинация разноцветных

Слайд 41 Казимир Малевич

(1879-1935)

«Атлеты»

«Утро после дождя»

Казимир Малевич

Слайд 42К.Малевич. «Черный квадрат»-вершина абстракционизма

К.Малевич. «Черный квадрат»-вершина абстракционизма

Слайд 43Конструктивизм - русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии,

декоративно-прикладном искусстве.

Время возникновения 1)1910е годы.
2)1920-1930е годы.

Особенности: -строгость,
-геометризм,
-лаконичность,
-монолитность.
Конструктивизм - русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве.Время возникновения

Слайд 44
А.М.Ган (1893-1942)

«Блюдо Конструктивизм»

Конструктивизм в живописи

А.М.Ган (1893-1942)

Слайд 45Конструктивизм в литературе
Осип Максимович Брик (1888 – 1945) –

идеолог русского конструктивизма,
литературовед, драматург, критик,
сценарист.
Печатался в журнале «Леф», был редактором, вместе с В.Маяковским, журналов «Леф» и «Новый леф»
Конструктивизм в литературеОсип Максимович Брик (1888 – 1945) –

Слайд 46Конструктивизм в архитектуре
Братья Веснины.

Проект дворца труда в Москве.
(1923)
Конструктивизм в архитектуре Братья Веснины.           Проект дворца

Слайд 47Авангардное искусство по своей форме становится ещё более абстрактным.
По содержанию ещё

более непонятным зрителю.
Искусство становится элитарным.
Авангардное искусство по своей форме становится ещё более абстрактным.По содержанию ещё более непонятным зрителю.Искусство становится элитарным.

Слайд 48Новая форма рождает новое
содержание. Искусство было всегда вольно от жизни, и

на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города.
В. Шкловский
Новая форма рождает новоесодержание. Искусство было всегда вольно от жизни, и на цвете его никогда не отражался

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть