Слайд 1Модерн в русской архитектуре конца XIX начале XX века
Учитель истории и
обществознания МАОУ СОШ № 36 г. Калининграда
Василёнок Виктория Владимировна
Слайд 2Модерн
В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США –
Тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – стиль сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – стиль либерти, в Испании – модернизмо, в России – модерн.
Слайд 3История возникновения стиля модерн
Направление сформировалось в противовес эклектике, которая смешивала детали
из разных стилей.
Расцвет архитектурного стиля модерн в Европе и Америке приходится на 1890–1914 годы, дальше помешала Первая мировая война.
Изобретательные архитекторы создавали не просто выразительные сооружения с необычным внешним и внутренним обликом, но и освоили новые материалы – бетон, сталь, стекло.
Архитекторы удовлетворяли возросшую потребность в зданиях бирж, банков, вокзалов, промышленных предприятий и доходных домов. Новшество того времени – железобетонные конструкции, выгнутые стальные профили – дали возможность создавать сложные криволинейные фасады.
Слайд 4Особенности модерна в архитектуре
Здания получают асимметричные объемы, фасады в стиле модерн
насыщены эркерами, башнями, балконами и лоджиями.
Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных приводит к текучим силуэтам и подчеркнутой декоративности. Благодаря творческому применению стали, стекла и железобетона в дизайне домов модерн отчетливо ощущается слияние естественных и рукотворных форм.
В цветовой гамме преобладают пастельные, без явных контрастов, оливковые, серые, пыльно-сиреневые, табачные оттенки. Экстерьер и интерьер зданий существует в тесной взаимосвязи; изогнутые лестницы, перила и опоры повторяют орнаментальные линии.
Пышно декорированные колонны (прямые, расположенные под углом или изогнутые), оконные и дверные проемы в виде арок, сложное по структуре остекление.
Слайд 5Особняк Миндовского, Поварская ул., д. 44
Здание построено в 1904 году по
проекту
Л. Кекушева (Москва)
Слайд 6Бывший доходный дом Н.Г. Тарховой
(1903-1904 гг., архитектор Г.И. Макаев)
(Москва)
Торговый дом
Аршинова
Здание построено в 1899 году
архитектором Ф. Шехтелем (Москва)
Слайд 7Русский модерн
– стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса
– буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого.
Русский вариант модерна нашел практическое воплощение в строительстве вокзалов, крупных промышленных зданий, банков, отелей и частных особняков.
Слайд 8Направления модерна в России
Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер
и проявился двумя главными направлениями:
московским
петербургским
Слайд 10Московский модерн
Возведенные в Москве здания в стиле модерн имеют характерные черты:
Асимметричные
планировки и фасадные композиции.
Разнофактурные облицовочные материалы.
Эркеры в роли доминирующих архитектурных акцентов.
Комбинация флористических и геометрических декоров в интерьере и экстерьере.
Слайд 11Особняк Листа – первое по времени произведение в стиле модерн в
Москве (Глазовский переулок) 1898-1899 гг.
Построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.
Слайд 12Особняк Кекушевой, 1903 г. Москва
Владелец усадьбы, архитектор
Лев Кекушев
Слайд 13 Наиболее полно и ярко модерн проявился в сооружениях Федора Осиповича Шехтеля
(1859 - 1926).
Его лучшие архитектурные произведения в Москве - особняки З. Г. Морозовой на Спиридоновке, А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, А. Н. Рябушинского на Малой Никитской улице, а также здания Ярославского вокзала и Московского Художественного театра.
Федор Осиповича Шехтеля
(1859 - 1926)
Слайд 14Особняк Зинаиды Морозовой (жены промышленника Саввы Тимофеевича Морозова) 1898 г.
Слайд 16Особняк Зинаиды Морозовой, 1898 г.
Ф. О. Шехтель собственноручно сделал по зданию
около 600 чертежей. Среди них – фасады, планы, разрезы, развёртки стен, детали, люстры, мебель.
К работе был привлечен и художник Михаил Александрович Врубель, который выполнил множество элементов декора и эскизов помещений в морозовском особняке, а также создал действительные шедевры, среди которых панно «Времена года», скульптурная группа «Роберт и монахини» по мотивам оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол», украсившая парадную лестницу, и витраж «Встреча рыцаря-победителя».
1898 году строительство было окончено.
Особняк стал главной московской новостью 1897 года. В газетах его называли «московским чудом». В честь новоселья Морозовы задали грандиозный бал, на который съехался весь город.
Слайд 18Интерьеры особняка З.Г. Морозовой
Слайд 20Особняк Александры Ивановны Дерожинской, 1901-1904 гг., г. Москва
Построен по проекту архитектора Фёдора Шехтеля для
Александры Дерожинской, владелицы текстильного предприятия «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова».
С 1959 года здание занимает посольство Австралии.
Слайд 24Особняк С. П. Рябушинского, 1903 г.
Особняк Рябушинского – это эталон модерна.
Кроме того, Шехтель в этом доме впервые применил принцип «дом для человека» вместо старого принципа «человек для дома».
Слайд 25По верхней части фасада тянется нежный мозаичный фриз с любимыми цветами
модерна – орхидеями и ирисами.
Особенно впечатляют окна. Каждое окно – произведение искусства. Кроме того, ни одно из них не повторяется. Невероятная удача, что рисунок окон уцелел.
Слайд 26Архитектор сначала проектирует лестницу и вокруг нее жилые помещения так, как
удобно хозяевам, и только затем выстраивает вокруг дома фасад!
Слайд 27Капитель колонны украшена лилиями и саламандрами, символизирующими извечную борьбу добра и
зла.
Слайд 30Московский художественный театр, 1902
В 1902 году Федор Шехтель по заказу Саввы
Морозова осуществил реконструкцию здания для МХТ. Дом перепланировали, фасад был перестроен. По рисункам знаменитого архитектора отделали интерьеры и все убранство театра вплоть до занавеса и надписей.
Шехтель придумал занавес сцены со знаменитыми орнаментом в виде завитков и изображением чайки, которая стала символом МХТ. Это дань великому А.П. Чехову, чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. 25 октября 1902 года спектаклем «Мещане» открылся сезон в новом здании театра в Камергерском переулке.
Слайд 31Было предложено интересное решение для правого входа: с обеих сторон он
был облицован голубоватой керамической плиткой. Над его входом разместили скульптуру Голубкиной «Море житейское» – выполненную именно в духе нового искусства.
Слайд 32Скоропечатня Левенсона (архит. Федор Шехтель)
В 1900 году Ф. Шехтель построил в Трехпрудном переулке
производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона».
Слайд 33Здание возведено в 1902—1904 годах архитектором Иваном Бони для Агапита Беляева, известного врача,
у которого наблюдались Шаляпин и Собинов.
Само здание строилось как подражание особняку Рябушинского, который находится в начале улицы. В настоящее время - это посольство Перу.
Доходный дом И.П. Исакова
Ул. Пречистенка, д. 28
Построен в 1904—1906 годах архитектором Л. Кекушевым, является одним из лучших образцов московского модерна. Фасад изобилует декоративными элементами.
Слайд 34Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, 1895-1899 гг.
В начале 1890-х годов Арсений Морозов совместно
с Виктором Мазыриным, своим другом-архитектором совершал путешествие по Испании и Португалии. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок в мавританском стиле.
Ныне - это Дом приёмов Правительства РФ.
Слайд 35Гостиница «Метрополь» на Театральном проезде
Знаменитый русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов
задумал построить не просто гостиницу, а культурный центр, который соединил бы в себе вернисажи, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад и даже оперный театр.
Он привлек к этому проекту известнейших архитекторов и художников начала XX века.
Роскошный отель стал очень популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты. "Метрополь" был оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, холодильниками и лифтами.
Архитектор Вильям Валькот, британский архитектор и художник 1899-1903 гг.
Слайд 36Центральное место на главном фасаде гостиницы занимает майоликовое панно "Принцесса Грёза"
Михаила Врубеля.
По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно: "Жажда", "Поклонение божеству", "Поклонение природе", "Купание наяд", "Поклонение старине" и "Клеопатра"
Слайд 37Третьяковская галерея (фасад по проекту В.М. Васнецова 1900-1905 гг.)
Дом Третьяковых в 1899-1900
годах перестроили и оборудовали под Галерею, а в 1902-1904 годах у комплекса построек появился общий фасад. Архитектор В. Н. Башкиров по рисункам художника В. М. Васнецова разработал проект фасада в виде сказочных теремов, украшенный над входом барельефом святого Георгия Победоносца и названием древнерусской вязью. "Васнецовский" фасад придал зданию архитектурное своеобразие и стал эмблемой самой Галереи.
Слайд 38Ярославский вокзал 1902-1904 гг.
Ф.О. Шехтель.
Ярославский вокзал.
Фотография 1904 года
Слайд 39Доходный дом З.А. Перцовой, 1907 г.
Принадлежал Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова.
Перцов хотел построить доходный дом, где смогли бы жить представители творческих профессий. Но главной задумкой являлось отражение русского характера и стиля златоглавой красавицы Москвы. Это здание построено по проекту художника и архитектора Сергея Милютина при помощи архитектора Николая Жукова и инженера Бориса Шнауберта.
Слайд 41Петербургский («северный» модерн)
Главным отличительным признаком русского «северного» модерна стало сочетание разных
фактур в рамках одного контекста. Кроме того, петербуржский модерн всегда более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский.
Здесь сооружения в стиле модерн практически повсеместно носят классический вид.
Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада.
В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов. В общем облике домов можно найти кованые, керамические и скульптурные элементы.
Слайд 42Петербургский («северный» модерн)
Основными архитекторами северного модерна в Санкт-Петербурге были Ф.И. Лидваль,
А.Ф. Бубырь и др.
Приверженцами более «классического» принято считать таких архитекторов, как: П.Ю. Сюзор, А.И. фон Гоген и т.д.
Ф.И. Лидваль, русско-шведский архитектор шведского подданства и происхождения, академик Императорской Академии художеств.
А.Ф. Бубырь, русский архитектор, гражданский инженер, представитель русского (северного) модерна.
П.Ю. Сюзор, русский архитектор, академика архитектуры Императорской Академии художеств
А.И. фон Гоген, петербургский архитектор периода эклектики, академик и действительный член Императорской Академии художеств. Крупнейшие проекты — городская мечеть, музей Суворова, особняк Кшесинской.
Слайд 43Дом компании «Зингер»
Построено в 1902—1904 годах по проекту архитектора Павла Сюзора для «Акционерной компании Зингер
в России».
Дом Зингера — смесь двух стилей.
Картуши, валькирии на рострах, неожиданно проявляющиеся раковины отсылают к необарокко. Напротив, растительные орнаменты, складывающиеся в «удары бича», вырастающие из листов ирисов драконьи головы, маскароны, глазурованная плитка — уводят нас в модерн.
Барокко привносит незамысловатые аллегории: одна валькирия держит жезл Меркурия (символ торговли), у другой в руке веретено (символ лёгкой промышленности), а под правым локтем — швейная машинка (объект основной продукции компании «Зингер»)
Слайд 44Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»
Архитектор Г. Барановский 1902—1903 гг.
Стиль здания был
призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Витраж на Невской стороне здания, покрывающей несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины. На фасаде установлены четыре скульптуры А. Г. Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».
Слайд 46Витебский вокзал в Петербурге, 1904 г.
Архитектор - академик архитектуры С. Бржозовский
при участии гражданского инженера С. Минаша.
Самый первый вокзал в России. Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 г. для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село.
Слайд 47Витебский вокзал в Петербурге, 1904 г.
В 1849—1852 годах на этом месте было построено
каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона, просуществовавшее до начала XX века.
В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Это здание — одна из первых общественных построек в стиле модерн.
Слайд 48Архитектурный конкурс выиграл известный мастер Ф. И. Лидваль, приверженец стиля «северный
модерн» (в котором архитектуру модерна дополняли приемы северного русского и скандинавского зодчества).
Азово-Донской банк, 1907-1913 гг.
(архитектор – Ф.И. Лидваль)
Слайд 49Комплекс на Каменноостровском проспекте (1899-1904 гг).
Сразу видны характерные черты северного
модерна: каменное основание дома и его асимметричность.
Комплекс занимает довольно большую площадь.
Здесь можно встретить различные архитектурные приёмы: и классицизма, и романтизма. На фасаде виднеются рельефы с животными и птицами.
Тема животного и растительного мира часто используется в северном модерне.
Одним из самых важных архитекторов северного модерна был Фёдор Лидваль. Здания, спроектированные Лидвалем, являются образцами модерна, и он внёс значимый вклад в развитие северного модерна в Петербурге.
Слайд 50Доходный дом Т. Н. Путиловой или
«Дом с совами», 1906—1907 гг.
Дом на Большом проспекте
в Санкт-Петербурге, построенный по заказу купеческой вдовы Т. Н. Путиловой, выполненный в стиле северного модерна.
Слайд 51Особняк Форостовского в Санкт-Петербурге,
1900-1901 гг.
Это было одно из первых зданий города
в стиле модерн. Карл Шмидт, русский архитектор немецкого происхождения, построил дом в 1900-1901 годах для купца Павла Форостовского, который хотел, чтобы в здании были жилые помещения и офисы, а также складские помещения для товаров в подвале.
Дом Молчанова и Савиной в Санкт-Петербурге
Дом был построен между 1905 и 1907 годами для Марии Савиной, известной актрисы Императорских театров, и ее мужа Анатолия Молчанова.
Слайд 52Здание на Малой Конюшенной (1904-1905 гг.) интересно тем, как Лидваль сочетает
приёмы модерна с классическими приёмами — в частности, с симметрией.
Здание на Каменноостровском проспекте (1906-1907 гг.), также спроектированное Лидвалем.
Слайд 53Особняк Матильды Кшесинской
Особняк построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» по проекту
архитектора А. И. фон Гогена
для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров участвовал архитектор А. И. Дмитриев.
Слайд 55Музей А.В. Суворова, 1901-1904 гг.
(архитектор А.И. Фон Гоген )
Музей, посвящённый памяти
генералиссимуса А. В. Суворова . Основан в Санкт-Петербурге в 1900 году, к столетней годовщине со дня смерти полководца.
Торжественно открыт в 1904 году, к 175-й годовщине со дня рождения Суворова.
Слайд 56Особняк на улице Рентгена, 1907 г. (А.В. Петрович). Это очень необычное
здание для Санкт-Петербурга. Особняк как бы расположен на оси, на которую нанизываются три цилиндра разных размеров. Это здание можно считать переходным
между модерном и авангардом.
Слайд 57Жилой дом «Бассейного товарищества», 1912 г. (архитекторы - Э.Ф. Виррих и
А.И. Зазерский. Улица Некрасова. Крупнейшее произведение северного модерна. Как и другие поздние здания этого стиля, здесь всё больше заметны черты функционализма, строгость черт и прямые линии. Можно считать этот комплекс переходом к следующей архитектурной эпохе.
Слайд 58Модерн в городах России
Здание «Банка Рукавишникова» в Нижнем Новгород.
Рукавишников пригласил Федора
Шехтеля, самого модного и дорогого архитектора того времени, для их проектирования.
В 1910 году по мере строительства Транссибирской магистрали было решено придать железнодорожному терминалу во Владивостоке внешний вид, аналогичный Ярославскому железнодорожному вокзалу в Москве, построенному Федором Шехтелем. Оба здания являются образцами неорусского стиля — русской версии стиля модерн.
Железнодорожный вокзал во Владивостоке.
Слайд 59Особняк Александры Курлиной в Самаре
Особняк построен в 1903 году по проекту архитектора Александр Зеленко и является
одним из первых построек стиля модерн города Самары. В историю города Самары особняк вошел под названием «дом Курлиной». Ведь именно для своей жены Александр Георгиевич и построил этот особняк. У А. Толстого в романе «Хождение по мукам» есть упоминание об этом особняке, он его назвал «нелепо роскошным».
Элемент лепнины
Слайд 60Модерн в городах России
Дом Шаронова в Таганроге
Это еще один из проектов
Федора Шехтеля за пределами Москвы. Здание было сдано в эксплуатацию в 1912 году таганрогским помещиком Евгением Шароновым для его дочери Марии. Это воплощение синтеза всех искусств, идея, которая была популярна в начале 20-го века. Архитектура выполнена в псевдорусском стиле (включая башни) и дополнена керамическими панелями.
Слайд 61Источники
https://designcapital.ru/article/40
http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/stil_modern_v_rossii/
https://fullpicture.ru/europe/10-shedevrov-arhitektury-modern-v-rossii.html
https://sergeyurich.livejournal.com/259969.html
https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews281.php#4-1