Слайд 1Этнические процессы средневекового Крыма.
Слайд 2Кры́мские го́ты (готаланы, готы-трапезиты по горе Чатыр-Дагго́ты (готаланы, готы-трапезиты по горе Чатыр-Даг, ранее известна также
отдельная группа крымских готов в Восточном Крыму ) — этническая группа готовго́ты (готаланы, готы-трапезиты по горе Чатыр-Даг, ранее известна также отдельная группа крымских готов в Восточном Крыму ) — этническая группа готов, одного из германских племёнго́ты (готаланы, готы-трапезиты по горе Чатыр-Даг, ранее известна также отдельная группа крымских готов в Восточном Крыму ) — этническая группа готов, одного из германских племён, откочевавших во время Великого Переселения народовго́ты (готаланы, готы-трапезиты по горе Чатыр-Даг, ранее известна также отдельная группа крымских готов в Восточном Крыму ) — этническая группа готов, одного из германских племён, откочевавших во время Великого Переселения народов в III веке в районы Северного Причерноморьяго́ты (готаланы, готы-трапезиты по горе Чатыр-Даг, ранее известна также отдельная группа крымских готов в Восточном Крыму ) — этническая группа готов, одного из германских племён, откочевавших во время Великого Переселения народов в III веке в районы Северного Причерноморья, а затем — в Крымго́ты (готаланы, готы-трапезиты по горе Чатыр-Даг, ранее известна также отдельная группа крымских готов в Восточном Крыму ) — этническая группа готов, одного из германских племён, откочевавших во время Великого Переселения народов в III веке в районы Северного Причерноморья, а затем — в Крым. Последние эпиграфические данные о существовании готов в Крыму относятся к IX веку, однако по ряду источников ясно, что история готов в Крыму длилась гораздо дольше[1], ранее слово «гот» из этнонима, ранее слово «гот» из этнонимаперешло в личное имя (найдено на одном из надгробий). Вероятно, они постепенно были ассимилированы, ранее слово «гот» из этнонимаперешло в личное имя (найдено на одном из надгробий). Вероятно, они постепенно были ассимилированыгреками, достаточно долго сохраняя готский язык. Ареал расселения готов в Крыму также не до конца ясен. В разное время они обитали на Керченском полуостровеАреал расселения готов в Крыму также не до конца ясен. В разное время они обитали на Керченском полуострове и в южной части Крыма, которая впоследствии именовалась Готия (средневековое христианское княжество Феодоро).
Готы
Слайд 4Обосновавшись в Северном Причерноморье, готы осмелились бросить вызов Римской империи. Начались
растянувшиеся на несколько десятилетий «готские походы» на богатые города Кавказа, Малой Азии и Балкан. Чтобы достичь их, они силой вынудили правителей Боспора предоставить им флот.
Слайд 5После сожжения останки покойного помещали в керамический сосуд, служивший погребальной урной.
Затем урну ставили в грунтовую или сложенную из каменных плит могилу, которую засыпали землей или перекрывали камнями. В некоторых могилах нет никакого инвентаря, но в остальных присутствовали мечи, топоры, наконечники копий, умбоны щитов, серпы, ножи, иглы, точильные камни, пряжки, фибулы, браслеты, серьги, кольца, перстни, а также монеты, керамическая и стеклянная посуда.
Слайд 10Женские украшения и керамика хазар
Слайд 11
Тмутарака́нское кня́жество — русское княжество, существовавшее в X—XII веках с центром
в городе Тмутаракань (Тамань). Княжество было известно с древности по летописям и «Слову о полку Игореве», но, поскольку местоположение его было неизвестно, многие считали княжество вымышленным эпосом, пока в 1792 году не был обнаружен Тмутараканский камень, на месте которого археологами открыты развалины легендарной Тмутаракани.
Традиционно считается, что княжество включало в себя территорию от Восточного Крыма и вплоть до предгорий Кавказа, являясь крупным политическим центром.
Слайд 12Тмутараканский камень.
«В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по
леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен».
(1068 г, 24 км)
Слайд 13Тмутаракань (Тамань) и Корчев (Керчь)
Слайд 14Церковь Иоанна Предтечи в Керчи (в Корчеве), Х век.
Слайд 15
О времени завоевания Тмутаракани Древнерусским государством в источниках сведений нет. Считается,
что оно произошло либо во время восточного похода Святослава в 965 году, либо во время корсунского похода Владимира в 988 году. Ранее эта территория входила в состав Хазарского каганата, а до того была ядром Боспорского царства.
Во второй половине X века в составе Тмутараканского княжества и под его контролем находились — Северное Причерноморье, Приазовье, Восточный Крым с Керчью (Корчевым), крепость Белая Вежа и Тамань.
В 988/1010—1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036). В 1022 году Мстислав Владимирович покорил касогов, убив в поединке их князя Редедю. После этой победы в Тмутаракани им была основана церковь Богородицы.
Слайд 16Поединок князя Тмутараканского Мстислава и хана касогов (адыгов) Редеди
Слайд 17
Тмутараканское княжество прекращает существование между 1159 и 1169 годами с переходом
территории под контроль Византии. Однако русское население продолжало проживать в Крыму, и дату его исхода можно также установить по источникам. После битвы на Калке в 1224 году крымская часть территории Тмутараканского княжества включается в состав Золотой Орды, и мусульманский хронист Ибн аль-Асира (1160—1233) пишет, что «многие из знатных купцов и богачей русских» бежали, спасая жизнь, имущество и товары
Слайд 21karaj, мн. karajlar; от ивр. קָרָאִים — «караим», букв. читающие) —
немногочисленная тюркская (или тюркоязычная) народность, традиционно исповедующая караизм.
Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Львов, Галич, Луцк) и район Тракай в Литве.
Слайд 22Караимы традиционно исповедуют караизм, являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой
малочисленной авраамической религией, либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение проводилось не только на языке Ветхого Завета, но и на караимском языке[3]. С начала XX века оно проводится также на русском, польском и литовском языках. По некоторым источникам языком богослужения караимов служила также латынь.
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. В то время как первые два диалекта практически не изменились за последние пять веков, последний был подвержен в значительной мере влиянию турецкого языка во время турецкого господства в Крыму в XV—XVIII веках;
Слайд 26КРЫМЧАКИ
Крымчаки́ (крымч. кърымчахлар, ед. число — кърымчах; самоназвания до 1917 года
— еудилер — «иудеи» и срэль балалары — «сыны Израиля») — немногочисленная (на сегодняшний день несколько сотен человек) этническая группа, представители которой традиционно исповедовали ортодоксальный иудаизм, проживали в Крыму и говорили на крымчакском языке, близкородственном крымскотатарскому языку. Широкое распространение имеют два взгляда на крымчаков: некоторые считают их самостоятельным тюркским этносом, некоторые же — этнолингвистической группой евреев. Среди самих крымчаков имеются сторонники обеих точек зрения.
Слайд 32КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ
Кры́мские тата́ры (крымскотат. qırımtatarlar, къырымтатарлар, ед. ч. qırımtatar, къырымтатар) или
кры́мцы (крымскотат. qırımlar, къырымлар, ед. ч. qırım, къырым) — народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.
Крымские татары сформировались как народ в Крыму в IV-XII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов - составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков.
Слайд 34КРЫМСКИЕ АРМЯНЕ
Первые связи армян с Крымом известны со времен царя Тиграна
Великого и Митридата Понтийского. Это II - I века до н. э. Позднее, в V-VIвеках н. э. византийские императоры армянского происхождения размещали военные армянские отряды на дальних окраинах своей империи, в том числе и в Крыму. В XI веке после вторжения в Армению турок сельджуков в Крым эмигрируют армяне на постоянное жительство. Они, в основном, расселяются в горном юго-восточном Крыму: в Кафе (Феодосии), Судаке, а позднее - в основанном крымскими татарами городе Кырым (Старый Крым).
Слайд 35Армянских купцов привлекало море, возможности прибыльной торговли, да и армяне-ремесленники находили
здесь хороший сбыт своих товаров. Трудолюбивые и уживчивые, армяне быстро приноравливались к чужим обычаям, налаживали дружбу со всеми соседями, поэтому число их поселений быстро разрасталось. Они способствовали расцвету и развитию Кафы. Их вклад в казну города был во много раз больше, чем налоги других национальных общин, да и население этого приморского города в то время на 70% состояло из армян. Но при захвате Крыма турками в 1475 году часть крымских армян погибла, часть силой была увезена в Стамбул.
Слайд 36Оставшиеся в живых не покинули пределы полуострова. После присоединения Крыма к
России царское правительство предоставило армянам льготы, освободив их от налогов и службы в армии на 10 лет, а также дав возможность получения удобных земель. Вторым по многочисленности армянского населения городом после Кафы в XIV-XV вв. был Сурхат. Имя Сурхат, вероятно, является искаженной формой названия армянского монастыря Сурб-Хач (Святой Крест), основанного в 1358 г. в лесу недалеко от города Старый Крым. Там было много армянских церквей, школ, кварталов.
Слайд 37Одно из крупных армянских поселений XII-XV вв. находилось в Судаке. До
последней четверти XV в. вблизи монастыря Сурб-Хач существовал небольшой армянский город Казарат. Армянские князья держали там войска и на договорных началах защищали Кафу. Падение Кафы в 1475 г. и установление турецкого владычества в Крыму вызвали заметное уменьшение в количественном составе армянского населения. Несмотря на это, и в XVI-XVIII вв. армянские поселения в Крыму продолжали насчитывать значительное число жителей - в Кафе, Карасубазаре, Балаклаве, Гезлеве, Перекопе, Сурхате.
Слайд 39КРЫМСКИЕ ГРЕКИ
Практически вся "письменная" история Крыма теснейшим образом связана с греками.
Однако необходимо различать четыре разные группы, именуемые греками, которые проживавали на полуострове в различные периоды его истории. Эти группы отличаются друг от друга особенностями их формирования, а также своеобразием языка и культуры. Речь идет об античных греках (VI в. до н.э. - III в.н.э.), о средневековых крымских греках (III-XVIII вв., их потомков теперь называют "мариупольскими греками"), о греках "русского периода" истории Крыма (XVIII-XX вв.) и о современной греческой общине, которая складывается на полуострове в наши дни (XX-XXI вв.). Следует отметить, что это деление достаточно условно.
Слайд 40Ведь часть "варваризированных" греков позднеантичного периода участвовала в этногенезе средневековых крымских
христиан. Часть греков-старожилов, ушедших в 1778 г. на северные берега Азовского моря, вскоре вернулась на родину и обеспечила преемственность элементов культуры, сложившейся на полуострове в средние века, и их развитие в культуре "новых" греков - мигрантов из разных областей Османской империи. В свою очередь, потомки этих "новых" греков - носители греческой культуры, сложившейся в Крыму, на греческих островах, во Фракии, Малой Азии и в Анатолии, - возвратившись из депортации, участвуют в формировании современной греческой общины.
Слайд 41Описывая историю греков античного периода, можно достаточно точно обозначить дату их
появления на полуострове, но на вопрос, когда заканчивается история этой общности, однозначно ответить нельзя. Со средневековыми греками все обстоит как раз наоборот: мы точно знаем дату, когда они покинули полуостров - 1778 г. И весьма условно определяем начало формирования этой группы в Крыму III в. н.э, поскольку ученые на основании многолетних, главным образом, археологических, исследований отрицают прямую связь, точнее, культурную преемственность, между античными греками, жившими на полуострове, и греками средневековья. Описывая историю греков античного периода, можно достаточно точно обозначить дату их появления на полуострове, но на вопрос, когда заканчивается история этой общности, однозначно ответить нельзя
Слайд 42Со средневековыми греками все обстоит как раз наоборот: мы точно знаем
дату, когда они покинули полуостров - 1778 г. И весьма условно определяем начало формирования этой группы в Крыму III в. н.э, поскольку ученые на основании многолетних, главным образом, археологических, исследований отрицают прямую связь, точнее, культурную преемственность, между античными греками, жившими на полуострове, и греками средневековья. Особую трудность представляет исследование самого процесса формирования этой группы, так как речь идет о возникновении на крымской земле новой этнической общности, которую археологи предпочитают называть "горнокрымская народность" или "крымские христиане"
Слайд 43В южнобережной и горной Таврике, по мнению многих исследователей, начала складываться
средневековая народность, не имевшая реальной этнокультурной эллинской основы, ведь продолжая античную традицию, византийцы по-прежнему называли жителей Таврики "скифами", "варварами", "боспорянами", "херсаками", но никак не "эллинами". Ситуация не изменилась ни с принятием населением Таврики христианства, ни с вхождением южной части полуострова в состав Византийской империи.