Слайд 1Будни и праздники
сибиряков
(конец XIX-началоXX века)
Слайд 2В повседневной жизни населения Енисейской губернии на рубеже XIX–ХХ вв. происходят такие перемены, которые
постепенно начинают подрывать патриархальные устои. Более заметно веяния нового времени проявлялись в городах. Благодаря таким новшествам, как телеграф и телефон, до сибиряков стали быстрее доходить столичные новости, не так явно стала ощущаться изоляция сибирской провинции.
Слайд 3Во внешнем облике городов губернии проступили новые черты. Если раньше в них преобладали
деревянные постройки, мало чем отличавшиеся от деревенских усадеб, то к началу ХХ в. возросло количество капитальных каменных строений, архитектуре которых присущ самобытный художественный стиль.
Слайд 7По мере роста городских доходов отцы города стремились уделять больше внимания благоустройству.
В губернском центре по инициативе городского головы П. С. Смирнова в 1912 г. была построена электростанция и проведено электрическое освещение улиц города, а на следующий год был введен в действие водопровод.
В 1913 году был запущен водопровод в Красноярске. В честь этого события красноярская пожарная дружина вольно-пожарного общества устроила показательный водяной фейерверк для собравшихся горожан. Это событие случилось 14 сентября.
Слайд 8В жизни горожан появились новые увлечения. В начале 1890-х гг. стала популярной езда
на велосипеде. В 1895 г. в Красноярске новым видом спорта овладели уже 50 человек и вскоре велосипедисты организовали первый в истории города велокросс по маршруту Красноярск — Томск.
Слайд 9Не менее популярным среди горожан становится кинематограф. Первый сеанс состоялся в
Красноярске в 1897 г., а в начале XX в. в городе действовало уже три частных кинотеатра. Сибиряки восприняли кинематограф не только как разновидность досуга, но и довольно быстро овладели им как профессией.
Слайд 10Местный фотограф М.П.Чулков в 1913 г. снял документальный фильм «Живая хроника
Красноярска», в котором нашло отражение пребывание в городе известного полярного исследователя Ф.Нансена.
Слайд 11Городская интеллигенция стремилась как-то оживить и разнообразить досуг жителей, отвлечь от
пагубного пристрастия простого люда к пьянству. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые по замыслу устроителей должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства.
Слайд 12Первая публичная библиотека г. Красноярска была открыта 12 февраля 1889 года
по инициативе членов общества попечения о начальном образовании в доме на Старобазарной площади (ныне ул. Каратанова, 11).
Слайд 13Жители города Красноярска общими усилиями собрали книги для публичной городской библиотеки.
Дарили – кто сколько мог. Кто-то приносил одну-две книги, кто-то отдавал целую библиотеку, как А.Ф. Комаров, Н.В. Латкин, братья Кузнецовы, В. М. Крутовский и др. На содержание библиотеки известный своим сочувствием делу образования в Сибири И. М. Сибиряков пожертвовал 2000 руб., Е.П. Кузнецова 500 руб. и В.О. Хилков 200 руб. Эти денежные средства дали возможность библиотеке выписать на 1889 год 26 периодических изданий. Пользование книгами и журналами в те годы было платным, но сумма была незначительная – от одного до двух рублей в год.
здание в Почтамтском переулке (1900 год)
Слайд 14С 1885 г. такие чтения стали проводиться в Красноярске, а вскоре
этому примеру последовала общественность и других городов губернии. Программа лектория была весьма разнообразна: сведения о природных явлениях, об истории Российского государства и освоения Сибири, о творчестве выдающихся русских писателей, художников и ученых, религиозно-нравственная тематика, вопросы социально-правового характера (как например охрана труда рабочих на производстве).
Слайд 15С 1891 г. в Красноярске стали устраиваться рождественские елки для детей.
Инициатива этого начинания принадлежала городскому голове Н.К.Переплетчикову, который 4 января устроил на свои средства праздник для детей городской бедноты. На елку собралось 500 детей. Праздник имел такой успех, что с этого времени стал проводиться ежегодно.
Украшение рождественской елки в Красноярской учительской семинарии. Красноярск, 1894, декабрь
Слайд 17Шотландский цирк в Красноярске в 1916 г. Источник: Красноярский краевой краеведческий
музей,
Слайд 18Внутренний вид жилых комнат в доме Евдокии Петровны Кузнецовой
Слайд 20Однако новые формы общественно-культурного быта не могли так сразу вытеснить старые
традиции и привычки. В жизни мещанства, составлявшего основную часть городского населения, еще прочно держались бытовые традиции, характерные для сибирского крестьянства. Большая часть времени этой части сибиряков была занята тяжелым трудом.
Слайд 21Весной-летом все помыслы труженика были поглощены заботами о будущем урожае, с
окончанием же сельскохозяйственных работ жизнь не становилась беззаботнее. Часть крестьян и горожан уходили на заработки на прииски, часть занималась извозом, кто-то шел в тайгу добывать пушнину и дичь.
Слайд 24Летом обычным занятием сибиряков был сбор ягод, грибов и орехов. Значительная
часть времени поглощалась работой в домашнем хозяйстве: молотьбой, уходом за скотом, заготовкой дров, ремонтом хозяйственных построек, исправлением сельскохозяйственного инвентаря.
Слайд 25Женщины занимались домашними заготовками, стряпней, ткали полотно, домашние ковры, вязали рукавицы,
чулки, катали валенки, мяли и пряли куделю, шили обновы.
Слайд 28 Однообразный утомительный ритм будней сменялся праздниками, связанными главным образом с
датами религиозного календаря. Из светских праздников, имевших общесибирское значение, можно отметить только день Дмитрия Солунского (26 октября) как исторический день завоевания Сибири. В этот день в городах местные власти устраивали банкеты и балы, в селах праздник отмечался привычными религиозными ритуалами — поминанием своих предков, крестным ходом в честь Ермака и первопроходцев, основателей своих поселений.
Слайд 32Самыми значимыми в календаре православных сибиряков были праздники Рождества, Богоявления (Крещения),
Благовещения, Пасхи, Троицы, Петрова дня, Ильина дня, Покрова дня, Казанской Божией матери, Николина дня. В эти дни обычно запрещалось трудиться.
Слайд 33Наряду с общерусскими религиозными праздниками у жителей губернии были святые сибирского
пантеона — Иннокентий Иркутский (26 ноября) и Василий Мангазейский, мощи которого находились в Туруханском монастыре.
Слайд 34Помимо общерусских и общесибирских праздников отмечались храмовые — в честь святого
своей приходской церкви. Как правило, на их празднование съезжались жители деревень данного прихода, поэтому они еще назывались съезжие. Проходили такие праздники при большом стечении народа, от 100 до 300 человек, и длились по нескольку дней. Участники их переходили из дома в дом, где гостям устраивали обильное угощение, дарили подарки.
Слайд 35Катание на санках с ледяных горок в селе Ладейском в Масленицу.
Источник: Красноярский краевой краеведческий музей
Слайд 36В некоторых деревнях, как например на Ангаре и в Маклаковской волости,
было принято варить канун — поминальное пиво в честь святого приходской церкви и угощать им гостей. Иногда пиво пили из больших чаш — братин, ходивших по кругу среди сидевших за общим столом. Угощавшиеся
жертвовали
«грошики»
на церковь.
Такие праздники
требовали весьма
больших затрат
— свыше 30рублей
в год.
По подсчетам Макаренко, в календаре сибиряков Енисейской губернии было 45 религиозных праздников, а если к ним прибавить съезжие, полупраздники, свадебные и воскресные дни, то в общей сложности количество праздничных дней в году составит 135
Слайд 37Все праздники в целом занимали едва ли не треть года. участие
в общем застолье, с одной стороны, воспринималось каждым как моральное обязательство в оказании помощи, а с другой — служило гарантией для ее получения. Достаток сибиряка добывался
напряженным трудом. За короткое сибирское лето
нужно было успеть сделать ту работу, на которую
земледельцам в южных районах страны природа
отвела время с весны по осень.
В страдные дни крестьяне работали по 16—18 часов, и в это время, конечно, приходилось отказываться от отдыха не только по воскресным дням, но и по церковным праздникам, пренебрегая религиозными ритуалами.
Слайд 38Однако, несмотря на всепоглощающий труд, в енисейской деревне начинает формироваться тонкий
слой сельской интеллигенции, представлявшей цвет сибирского крестьянства.
К последним можно отнести Ф.Ф.Девятова. На своем земельном наделе в с.Курагино Минусинского округа он разводил лучшие сорта пшеницы, огородных культур, апробировал посевы льна, проводил опыты по травосеянию. Девятов вывел новую породу крупного рогатого скота, полученную путем скрещивания голландского производителя с местной породой, разводил йоркширскую породу свиней. О своих опытах он рассказывал на страницах сибирских газет и других изданий, уделяя в них внимание не только вопросам агрономии, но и организации крестьянского хозяйства, поиску путей увеличения доходности. Федор Федорович также принимал участие во всевозможных сельскохозяйственных выставках. В 1892 г. он представил образцы яровой ржи и пшеницы на Красноярской выставке, получив золотую медаль.
Слайд 42Таким образом, в духовной жизни земледельческого и городского населения Енисейской губернии на рубеже веков
все заметнее стали проявляться новые черты, связанные с вовлечением далекой сибирской окраины в общероссийские культурно-исторические процессы.