Слайд 1Подготовила
учитель истории Алдыбергенова А.К.
Дружбинская Средняя школа
Слайд 2показать неизбежность национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий
и колониальной политики русского царизма.
определить причины, цель, движущие силы.
описать основные очаги движения.
выявить причинно-следственные связи.
воспитывать интерес к истории.
Слайд 3Причины, повод и начало движения
Характер движения, движущие силы, руководители движения
Семиреченский центр
движения
Тургайский центр движения
Политическая позиция казахских демократов
Итоги движения, причины поражения, историческое значение
Слайд 4Роль I Мировой войны
Массовое изъятие земель и переселение русских крестьян
Рост налогов
в 3-4 раза, в некоторых местах в 15 раз
Разжигание национальной розни
Политика руссификации
Усиление колониального гнета
Слайд 5Царский указ от 25 июня 1916 года, о мобилизации в армию
на тыловые работы «инородческого» мужского населения.
Слайд 6Секретный приказ генерал губернатора Куропаткина от 23 августа 1916 года
От набора
освобождались:
-должностные лица
-низшие полицейские чины
-студенты
-имамы
-муллы
-мударисы.
Слайд 7Повсеместно создавались повстанческие отряды
Повстанцы отбирали и уничтожали списки молодежи призывного возраста
Нападали
на байские аулы
Уничтожали долговые и налоговые расписки, документы на продажу земли
Громили волостные правления, аулы волостных правителей
Восстанавливали доколонниальные традиционные институты государственного управления
А)Елбеги – глава администрации
Б)Жасакшы – судейская коллегия
В)казнашы - казначейство
Г)Сардарбек – командующий армией повстанцев
Слайд 8Антиколониальный, антиимпериалистический.
В районах высоких темпов переселенческой колонизации - антирусский характер.
Казахские шаруа
Казахские
рабочие и ремесленники
Батыры, бии,старшины, баи
Представители зарождающей национальной интеллигенции
Представители других народов- русские, дунгане, узбеки, уйгуры, киргизы.
Слайд 9
Войска под предводительством Кейки батыра
Войска национально-освободительного движения
Слайд 10В Семиречье:
Бекболат Ашекеев
Токаш Бокин
Жаменке Мамбетов
Узак Саурыков
Аккоз Кошанов
В Тургае:
Амангельды Иманов
Алиби Джангильдин
Слайд 12Территория восстания
Весь Казахстан, Средняя Азия, часть Сибири и Кавказа.
Слайд 1317 июля объявлено военное положение. Укрепление царских гарнизонов. Крупные столкновения с
царскими войсками (урочище Асы, в горной долине Каркары, в районе станицы Самсы,в Лепсинском районе и др.).
Осень : отступление повстанцев в Западный Китай. Более 10 тысяч повстанцев осаждали Токмак.
Слайд 14Организация повстанческих отрядов – всего 50 тысяч человек.
Октябрь 1916 года:
осада Тургая. Отступление повстанцев. В Иргизском, Тургайском уездах, 9 представителей знати провозглашены ханами. Восставшие использовали партизанскую тактику, оказывали ожесточенное сопротивление карателям, которые развязали настоящий геноцид в отношении местного населения. 300 тысяч казахов скрылись в Китае.
Слайд 15Политическая позиция казахских демократов
Элитная часть считала необходимым поддержать призыв, вела переговоры
с колонниальной администрацией.
Радикальная часть (Т.Рыскулов, Т.Бокин, С.Сейфуллин,С.Мендешев,А.Джангильдин) – примкнула к восставшим
Революционно-демократическая часть (А.Бокейханов,А.Байтурсынов,М.Дулатов) – придерживались тактики «разумного компромисса» с колонниальной администрацией
Слайд 16Радикальная часть (Т.Рыскулов, Т.Бокин, С.Сейфуллин,С.Мендешев,А.Джангильдин) – примкнула к восставшим
Слайд 17Революционно-демократическая часть (А.Бокейханов,А.Байтурсынов,М.Дулатов) – придерживались тактики «разумного компромисса» с колонниальной администрацией
Слайд 21«Согласившись идти джигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление повлечет огромные
жертвы, кровопролитие»
М.Дулатов
Слайд 22Движение было подавлено. Царизм в подавлении восстания осуществлял стратегию выжженной земли.
Историческое
значение
Рост национального самосознания народов Казахстана
Стала школой вооруженной борьбы против царского самодержавия
Осознание национальных интересов
Пробуждение к активной политической деятельности
Слайд 23Стихийность движения
Недостаточная организованность в масштабе регионов
Слабость вооружения
Малочисленный местный пролетариат
Не имело единого
руководящего центра
Отсутствие единства в рядах национальной интеллигенции
Слайд 24Тест. Самопроверка.
1.Казахское население на царский Указ от 25 июня 1916 г.
ответило…
а/ всеобщей мобилизацией в/ протестом местной администрации
с/ созданием бригад добровольцев протестом студенческой молодежи е/ восстанием
2. Восстанием в 1916 г. в Семиреченской области руководители…
а/ Иманов, Мендешев в/ Букейханов, Дулатов с/ Рыскулов, Жангильдин
д/ Ашекеев, Бокин е/ Джанбосынов, Розыбакиев
3. Ханом Тургайской области в ходе национально освободительной войны 1916 г был избран
а/ Ашекеев в/ Бокин с/ Джанбосынов д/ Чонов е/ Амангельды
4.Поводом к началу национально-освободительной войны 1916 г. в Казахстане послужил Указ царя от
а/ 25 апреля 1916 г. в/ 25 мая 1916 г. с/ 25 июня 1916 г. д/ 25 июля 1916 г. е/ 25 августа 1916 г.
5. Национально-освободительная война 1916 г. охватила территорию
а/ Тургайской области в/ Акмолинской области с/ Оренбурга д/ Семипалатинской области
е/ Всего Казахстана
6. Восставший народ Тургайского центра движения своим сардарбеком избрал
а/ А.Жангильдина в/ Б.Ашикеева с/ А.Жанбосынова д/ Т.Бокина е/ А.Иманова
7. В ходе подавления восстания 1916 г. в Казахстане царизм осуществлял стратегию
а/ Внезапного боя в/ Выжженной земли с/ «Кнута и пряника» д/ Противостояния
е/ «Заигрывания» с повстанцами
8.Т.Рыскулов писал, что в начале ХХ в. В результате массовых изъятий земель казахов, характерной чертой жизни в степи стали
а/ Массовые откочевки в/ Политические выступления с/ Социальные противоречия
д/ Стихийные движения е/ Этнические конфликты
9. Сколько всего должно было быть мобилизовано человек на тыловые работы согласно «Указа» царня от 25 июня 1916 года?
А) 360 тыс. В)500 тыс. С) 600 тыс. D) 800 тыс.
10. Что было особенного в восстании 1916 года в Жетысу?
А) выступление только казахов В) участие переселенцев С) выступление представителей других национальностей D) выступление феодальной верхушки.
Слайд 25Домашнее задание:
§ 2, читать, пересказ, учить в тетради записи.
Сочинение-миниатюра в жанре
эссе на тему “Самые яркие эпизоды из самостоятельно прочитанных произведений о национально-освободительном движении 1916 г.
Написать письмо от лица участника движения.