Презентация, доклад по истории Казахстана Духовная культура тюрков (7 класс)

Содержание

Духовная культура включает в себя письменность, литературу, музыку, религию, обычаи и традиции.

Слайд 1Тема:
Духовная культура тюрков
Учитель истории НП ЦО «Лицей «Столичный» г. Астаны
Андреева

Наталья Михайловна
Тема:Духовная культура тюрковУчитель истории НП ЦО «Лицей «Столичный» г. Астаны Андреева Наталья Михайловна

Слайд 2Духовная культура включает в себя письменность, литературу, музыку, религию, обычаи и

традиции.
Духовная культура включает в себя письменность, литературу, музыку, религию, обычаи и традиции.

Слайд 3ЗАДАНИЕ НА УРОК:
ИСПОЛЬЗУЯ ТЕКСТ ПАРАГРАФА И СВЕДЕНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ УРОКА,

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА
РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
ЗАДАНИЕ НА УРОК:ИСПОЛЬЗУЯ ТЕКСТ ПАРАГРАФА И СВЕДЕНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ УРОКА, ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА РАННЕГО

Слайд 4ПИСЬМЕННОСТЬ ТЮРКОВ
Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на

основе родоплеменных тамг (знаков). Древнетюркская письменность называется рунической.
ПИСЬМЕННОСТЬ ТЮРКОВДревнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). Древнетюркская письменность

Слайд 5ТАМГА - это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех

кочевников Центральной Азии существовали племенные, родовые, общинные знаки, которые применяли с древних времен, главным образом как знаки собственности.

Этими знаками таврили животных, оружие, предметы обихода. По тюркским преданиям легендарный Огуз хан - отец всех тюрок - распределил между ними имена родов, тамги, ураны и прочие символы.
ТАМГА - это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех кочевников Центральной Азии существовали племенные, родовые,

Слайд 6Стела Тоньюкока
Стела Культегина
ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Стела ТоньюкокаСтела КультегинаПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Слайд 7Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра

I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в конце XIX века. 25 ноября 1893 года письменность была дешифрована датским лингвистом Вильгельмом Томсеном. Первое распознанное слово было — Тенгри (Бог).



Слово Тенгри, написанное орхонским письмом

Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в 1894—95 годах известный востоковед Василий Васильевич Радлов.

Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической

Слайд 8 Некоторые ученые
считают , что древнетюркская письменность возникла еще в

сакский период. Доказательством этого является надпись из 26 знаков, нанесенных на серебряную чашу, найденной в кургане Иссык


Некоторые ученые считают , что древнетюркская письменность возникла еще в сакский период. Доказательством этого является надпись

Слайд 9ТАЛАССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

ТАЛАССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Слайд 10Согдийское письмо (согдийский алфавит) — одна из древних письменностей, возникшая в Согдиане.



Согдийская письменность использовалась для записи религиозных (буддистских, манихейских, несторианских и зороастрийских), а также светских текстов — писем, законодательных актов, надписей на монетах и т. д.
На согдийском языке тексты писались справа налево.
Согдийской письменностью пользовались советники, послы, счетные работники тюркских каганов.

Согдийское письмо (согдийский алфавит) — одна из древних письменностей, возникшая в Согдиане. Согдийская письменность использовалась для записи религиозных

Слайд 11ТЮРКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Известно около 200 памятников тюркской устной литературы.
Самими древними

являются письмена «Культегина» и «Тоньюкок».
ТЮРКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Известно около 200 памятников тюркской устной литературы. Самими древними являются письмена «Культегина» и «Тоньюкок».

Слайд 12НАДПИСЬ В ЧЕСТЬ БИЛЬГЕ-КАГАНА И КУЛЬТЕГИНА
Памятник-эпитафия сооружен в честь одного из

правителей Второго тюркского каганата - Бильге-кагана.
В памятнике упоминается и младший брат кагана - принц Кюль-тегин, один из выдающихся военачальников своей эпохи, и эпитафия поставлена именно на его могиле. Поэтому, памятник иногда называют надписью в честь Кюль-тегина.

Эпитафия была обнаружена
Н.М. Ядринцевым в 1889 году на берегу реки Орхон в Монголии.

НАДПИСЬ В ЧЕСТЬ БИЛЬГЕ-КАГАНА И КУЛЬТЕГИНАПамятник-эпитафия сооружен в честь одного из правителей Второго тюркского каганата - Бильге-кагана.

Слайд 13Со всех сторон были враги, В походах великих мы их покорили,

Народам простым – Мир подарили! Головы имеющих – Заставили склониться, Колени имеющих – Заставили преклониться! Вперед – до Хингана, Назад – до Железных Ворот, Мы расселили Могучий народ! И пределов величья не зная, Свободный народ Тюрков Небесных Царственно кочевал В кочевьях беспечных! Эти каганы были мудры, Эти каганы были велики, И Вечное Небо хранит – Их светлые лики!

ПАМЯТНИК КУЛЬТЕГИНА
Малая надпись Тенгрирожденный – Я, тюркский каган, В Тенгрии существующий – Я, мудрый каган, В мире изменчивом, Возвышен Судьбой, Воссел по Закону – На Трон кочевой!
Когда наверху Небо-Тенгри, А внизу бурая Земля возникли в Вечности – Сотворены были меж ними Сыны человеческие… Предки мои Бумын, Истеми - По милости Тенгри
каганами стали, Тюрков народ и Закон тюркский - Они сохраняли, Они возвышали!

Со всех сторон были враги,  В походах великих мы их покорили,  Народам простым –

Слайд 14Какие сведения об истории Тюркского каганата приводятся в данном тексте?

Как вы

думаете, почему правители Восточнотюркского каганата ссылаются на историю Тюркского каганата?

Какие сведения о религии тюрков можно получить из этого текста?

Какие сведения об истории Тюркского каганата приводятся в данном тексте?Как вы думаете, почему правители Восточнотюркского каганата ссылаются

Слайд 15 К литературе VIII-IX веков относится произведение «Книга моего деда Коркыт-ата»


Вспомните материал, изученный на уроках казахской литературы и расскажите, что вы знаете о Коркыте?

К литературе VIII-IX веков относится произведение «Книга моего деда Коркыт-ата» Вспомните материал, изученный на уроках казахской

Слайд 16КОРКУТ ИЛИ КОРКЫТ
легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, выходец из

степей вдоль реки Сыр-Дарья. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. Предания о Коркыте встречаются у всех тюркских народов кипчакской и огузской ветви: казахов, туркмен, азербайджанцев, турок, также каракалпаков, башкир и др. У них также существует общий народный эпос «Огуз-наме».

КОРКУТ ИЛИ КОРКЫТлегендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, выходец из степей вдоль реки Сыр-Дарья. Создатель кобыза,

Слайд 17Памятник Коркыт ата в Кызылординской области Казахстана.
При дуновении ветра он начинает

заметно звучать и все проезжающие могут слышать мелодию ветра.

Памятник Деде Коркыту в Нахичевани, Азербайджан

Памятник Коркыт ата в Кызылординской области Казахстана.При дуновении ветра он начинает заметно звучать и все проезжающие могут

Слайд 18«Огуз-Наме» («Книга Огуза») — эпическое произведение о легендарной родословной тюрков-огузов и их мифическом 
прародителе Огуз-кагане (Огуз-хане). Сохранились рукописи отдельных произведений, написанных в средние века.


Рукопись XV века  хранится в Париже.
«Огуз-Наме» («Книга Огуза») — эпическое произведение о легендарной родословной тюрков-огузов и их мифическом прародителе Огуз-кагане (Огуз-хане). Сохранились рукописи отдельных произведений, написанных в средние века. Рукопись XV века  хранится в Париже.

Слайд 19Записали
« Огуз-наме» Рашид ад-Дин и Абулгазы-хан

Записали « Огуз-наме» Рашид ад-Дин и Абулгазы-хан

Слайд 20Огуз- хан на туркменских
денежных купюрах

Огуз- хан на туркменских денежных купюрах

Слайд 21РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ТЮРКОВ
Тенгрианство — комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология

слова восходит к Тенгри — обожествлению неба.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ТЮРКОВТенгрианство — комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова восходит к Тенгри — обожествлению неба.

Слайд 22 БОГИ
Тенгри- Небо. У тюрков не было представления об облике Тенгри,

так как его считали неведомым, великим по размеру и характеру. Тенгри представляет судьбы людей, распределяет срок жизни, дарует верховную власть в обществе, воздействует на нее.

Умай- жена Тенгри, покровительница домашнего очага и женщин.

Эрлик - бог загробного мира. Тюрки видели мир этот пустым, холодным. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй - настоящее, третий - будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму вестников смерти .

Жер-Су- Земля-Вода. Землю и воду считали священными.

Кок- бори- Волк. Многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от волка. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.






БОГИТенгри- Небо. У тюрков не было представления об облике Тенгри, так как его считали неведомым, великим

Слайд 23Высочайшая вершина
Тянь-Шаня - Пик Хан-Тенгри

Строение мира по

тюркскому мировоззрению




Высочайшая вершина Тянь-Шаня - Пик Хан-Тенгри  Строение мира по тюркскому мировоззрению

Слайд 24Это копия-репродукция золотой волчьей головы на тюркском штандарте (знамени). Во время

скачки, когда наездник держал штандарт на ветру, круглое отверстие впереди издавало громкий звук, похожий на волчий вой.
Это копия-репродукция золотой волчьей головы на тюркском штандарте (знамени). Во время скачки, когда наездник держал штандарт на

Слайд 26С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и

беды тюрки изготавливали тумары (обереги) из шерсти, когтей, языка волка.
С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды тюрки изготавливали тумары (обереги) из

Слайд 27У тюрков существовал культ огня. Сохранились сведения, что перед приемом у

тюркского кагана византийский посол прошел обряд очищения огнем.
У тюрков существовал культ огня. Сохранились сведения, что перед приемом у тюркского кагана византийский посол прошел обряд

Слайд 281.Древнетюркская письменность имеет название:
А) согдийская В) арабская

С) руническая D)иероглифическая
2.Надпись на серебрянной чаше из кургана Иссык свидетельствует о том, что письменность на территории Казахстана существовала в 1 тыс. До н.э. у племен
А) гуннов В) саков С) андроновцев D) уйсунов
3. Древнетюркский алфавит был создан на основе:
А) родоплеменных тамг В)китайских иероглифов
С) согдийских письмен D) петроглифов
4.Первыми литературными произведениями тюрков были:
А) «Дар истины» и «Благодатное знание»
В) «Культегин» и «Тоньюкок»
С) « Словарь тюркских наречий» и «Книга мудрости»
D) «Жусуп-Злиха» и «Мухабатнаме»
5.Знаменитый акын и кобызист, общий предок многих тюркских народов, которому посвящено одно из литературных произведений:
А) Огуз-хан В) Тоньюкок С) Коркыт D) Бумын-каган

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Древнетюркская письменность имеет название:А) согдийская    В) арабская      С) руническая

Слайд 29ЗАКРЕПЛЕНИЕ
6.Главным объектом религиозных верований тюрков было поклонение:
А)камням

В) океану
С) коню D) огню
7. Верховное божество тюрков:
А) Тенгри В) Будда
С) Мани D) Заратуштра
8.Обереги из шерсти и когтей волка от сглаза и беды назывались:
А) балбалы В) тумары
С) дыны D) тамги
9. Умай-ана считалась покровительницей
А) скота В) земли и воды
С) домашнего очага и детей D) воинов
10.Священное животное тюрков
А) барс В) тигр
С) медведь D) волк

ЗАКРЕПЛЕНИЕ6.Главным объектом религиозных верований тюрков было поклонение:А)камням          В)

Слайд 30Домашнее задание:
Параграф 10.
Заполнить таблицу «Духовная культура тюрков».

Домашнее задание:Параграф 10.Заполнить таблицу «Духовная культура тюрков».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть