Презентация, доклад по истории Казахстана для погружения в предмет

Содержание

Цели урока:Показать самобытность культуры Казахстана, сложившейся на основе ценностей саков, тюрков и кыпчаков.Выявить особенности возникновения городской культуры на территории Казахстана.Познакомиться с архитектурными памятниками, литературой, одеждой, музыкальными инструментами и религией народа.

Слайд 1Культура Казахстана в IX - XIII веках

Культура Казахстана в IX - XIII веках

Слайд 2Цели урока:
Показать самобытность культуры Казахстана, сложившейся на основе ценностей саков, тюрков

и кыпчаков.
Выявить особенности возникновения городской культуры на территории Казахстана.
Познакомиться с архитектурными памятниками, литературой, одеждой, музыкальными инструментами и религией народа.

Цели урока:Показать самобытность культуры Казахстана, сложившейся на основе ценностей саков, тюрков и кыпчаков.Выявить особенности возникновения городской культуры

Слайд 3 Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе

общественно-исторического развития




Материальная

Духовная

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе общественно-исторического развития  МатериальнаяДуховная

Слайд 4Культура




Культура
Архитектура
Городская
культура
Литература
Религия
Ремесла
Музыкальные
инструменты

КультураКультураАрхитектураГородская культураЛитератураРелигияРемеслаМузыкальные инструменты

Слайд 5Проблемный вопрос
Где на территории Казахстана сосредотачивались культурный ценности?

Проблемный вопрос Где на территории Казахстана сосредотачивались культурный ценности?

Слайд 6
Назовите причины возникновения и роста средневековых городов?
Центры средоточия средневековых городов?
Назовите крупные

средневековые города и покажите их на карте.
Назовите причины возникновения и роста средневековых городов?Центры средоточия средневековых городов?Назовите крупные средневековые города и покажите их на

Слайд 7Открытый тест
Средневековые города Казахстана состояли из трех частей. Центральная часть города

называлась цитадель (орда, хисар). Здесь располагались дворец правителя, здания органов администрации и управления.
Вторая часть города, окружавшая со всех сторон цитадель, называлась шахристан. Её обитатели были служителями двора, то есть мелкие придворные, богатые и знатные люди города. Две эти части города были окружены высокой оборонительной стеной.
Рабатом называлась та часть города, которая прилегала к этой стене извне. Здесь жил трудящийся народ.













А

Б

В

А)
Б)
В)

Открытый тестСредневековые города Казахстана состояли из трех частей. Центральная часть города называлась цитадель (орда, хисар). Здесь располагались

Слайд 8Архитектура
«… архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда,

когда уже молчат и песни, и предания и тогда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе…»
Н.В. Гоголь
Архитектура  «… архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и

Слайд 9Алгоритм анализа архитектурных памятников
1. Как называется и где находится памятник?
2. К

какому веку относится его создание?
3. Назначение сооружения?
4. План сооружения.
5. Описание архитектурных деталей.
6. Какое впечатление он производит?
Алгоритм анализа архитектурных памятников1. Как называется и где находится памятник?2. К какому веку относится его создание?3. Назначение

Слайд 10Мавзолей Баб Ата (Ыскак баб) (реставрация)
– один из первых проповедников

ислама
в IX-X веках. (Южный Казахстан Сузакский район)
Мавзолей Баб Ата (Ыскак баб) (реставрация) – один из первых проповедников ислама в IX-X веках. (Южный Казахстан

Слайд 11Могильная стела у мавзолея Кара-хана город Тараз

Могильная стела у мавзолея Кара-хана город Тараз

Слайд 12Мавзолей-мечеть Арыстанбаб. Южный Казахстан XII в.
Реконструкция начала XX в.

Мавзолей-мечеть Арыстанбаб. Южный Казахстан XII в. Реконструкция начала XX в.

Слайд 13Айша-Биби, Джамбульская обл. XI-XII вв.   

Айша-Биби, Джамбульская обл. XI-XII вв.   

Слайд 14Айша-Биби, Джамбульская обл. XI-XII вв.

Айша-Биби, Джамбульская обл.  XI-XII вв.

Слайд 15Реконструкция мавзолея Айша-Биби

Реконструкция мавзолея  Айша-Биби

Слайд 16Бабаджа-хатун. Джамбульская обл. X-XI вв.

Бабаджа-хатун. Джамбульская обл. X-XI вв.

Слайд 17Бабаджа-хатун. Джамбульская обл. X-XI вв.

Бабаджа-хатун. Джамбульская обл. X-XI вв.

Слайд 18Ходжа Ахмет Яссави - Великий мыслитель Востока

Ходжа Ахмет Яссави - Великий мыслитель Востока

Слайд 19Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави

Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави

Слайд 20Мавзолей-мечеть Ахмеда Ясави. Южный портал. XIV-XV вв.

Мавзолей-мечеть Ахмеда Ясави. Южный портал. XIV-XV вв.

Слайд 21Мавзолей-мечеть Ахмеда Ясави. Северный портал. XIV-XV вв.

Мавзолей-мечеть Ахмеда Ясави. Северный портал. XIV-XV вв.

Слайд 22Тайказан

Тайказан

Слайд 23Музыка
… если бы вы услышали музыку: - то задумчивую и печальную

– берущую за душу: - то шелестящую, как чешуя кобры, вселяющую страх: - то звенящую, то тревожную, словно предвестие рока: - то радостную и ликующую, как удаль лихого джигита на состязаниях.
Музыка… если бы вы услышали музыку: - то задумчивую и печальную – берущую за душу: - то

Слайд 24
«О домбра, почему твоя песня грустна?
Грудь твоя забытых признаний полна,
Лишь

рукою коснусь я упругих струн
Зазвучит вековая боль, Старина…»
Легенда о золотой домбре
Касым Аманжолов
«О домбра, почему твоя песня грустна?Грудь твоя забытых признаний полна, Лишь рукою коснусь я упругих струнЗазвучит вековая

Слайд 25 ...Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания,

жил на свете старый музыкант, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: в памяти моей вся история тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет. Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины, богатые и бедные, и сошлись на том, чтобы хранить историю тогыз тарау в корпусе домбры старого музыканта. Но она имела полый гриф и могла через него выпустить всю Историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных по количеству девяти ответвлении народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась в золотую домбру, корпус ее стал шире, "шея" стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной.    


...Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания, жил на свете

Слайд 26

Что же касается казахского шертера, то вне всякого сомнения, он являлся

прообразом двух принципиально различных инструментов - щипковой домбры и смычкового кобыза. На это отчетливо указывает и то, что на шертере можно играть и щипком, и смычком. -него довольно короткий гриф, яйцевидный, обтянутый кожей корпус,- бесспорное свидетельство того, как охотничий барабан, дав жизнь инструменту, остался жить в его конструкции. Домбра же, отделившись от шертера, в результате долгой эволюции продолжала существовать с полым, выдолбленным изнутри грифом. Но вскоре из-за неудобства и непрактичности полый гриф был заменен значительно удлиненным, монолитным и цельным грифом. Однако, отдавая дань древней традиции, и сейчас в народе вырезают иногда из цельного дерева домбру куыс мойын, т. е. с полым грифом.

шертер

Что же касается казахского шертера, то вне всякого сомнения, он являлся прообразом двух принципиально различных инструментов -

Слайд 27Кылкобыз, наркобыз, жезкобыз                                         

Кылкобыз, наркобыз, жезкобыз                                         

Слайд 28   Кобыз реконструированный

   Кобыз реконструированный

Слайд 29Жетыгены  

Жетыгены  

Слайд 30  Дауылпаз, дангра, шындауыл

  Дауылпаз, дангра, шындауыл

Слайд 31Уульдеки. (yiлдек), керней, камыссырнай   Асатаяки

Уульдеки. (yiлдек), керней, камыссырнай   Асатаяки

Слайд 32Конырау. Колокольчики                             

Конырау. Колокольчики                             

Слайд 33Религия
язычество
Тенгрианство - поклонение Тенгри (Небо);
Умай-ана – женское божество -

покровительница очага и детей;
Йер-Су (Земля-Вода)).
Культ священных гор.
Культ огня.
Камнем «джада» (нефрит) вызывали дождь.
Религияязычество Тенгрианство - поклонение Тенгри (Небо); Умай-ана – женское божество - покровительница очага и детей; Йер-Су (Земля-Вода)).

Слайд 34
Буддизм начал распространяться по Шелковому пути из Индии с 1в\д (тюрки

испытывали сильное влияние с 6в\н). Буддийские храмы в Суябе и Навакете. Зороастризм – религия древнего Ирана – почитание 4 стихий (6в\д) – занесена согдийцами в 6в\н Памятники зороастризма 7в\н обнаружены в сырдарьинских городах.
Манихейство – синтез зороастризма и христианства, возник в 3в\н в Иране. В начале 8в глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. В сочинении манихеев упоминается Тараз и еще 4 города (Баласагун, Чигильбалык). Буддизм, манихейство в Центральной Азии распространили согдийцы. Буддизм и христианство в 7в\н были распространены в южном К и Семиречье.
Христианство (несторианского толка - первая половина 5в) шло из Сирии, Ирана через Шелковый путь (т.е. через Среднюю Азию) через сирийцев и согдийцев (7в - 8в). В К церкви были сначала в Таразе и Мирки, христиане жили на Сырадарье.
Ислам: 571г – родился пророк Мухаммед. В конце 9в - 10в началась исламизация. Исламские мечети (самые ранние в Кедере и Кульшубе) и мавзолеи начинают строиться в 10в -13в. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев – в Буранинском городище (Буланин). Наиболее ранние мусульманские некрополи (могильники) 10в в Отрарском оазисе. В широкие слои населения ислам проникает в 12в. Вытесняет остальные религии. В медресе учебники Яссауи и Бекыргани. Арыстанбаба – главный мусульманский святой для казахов.
Буддизм начал распространяться по Шелковому пути из Индии с 1в\д (тюрки испытывали сильное влияние с 6в\н). Буддийские

Слайд 35Литература
Юсуф Баласагуни 11 век «Кудатгу билиг»
Махмуд Кашгари 11 век «Диуани лугат

– ат - тюрк»
Ходжа Ахмед Ясави 12 век «Диуан – и - Хикмет»
Ахмет Югнаки 12 век «Хибат улхакайк»
Абу Насыр аль Фараби 870-950 гг «Энциклопедия наук»,
«О происхождении наук»
Абу Райхан Бируни 973-1050гг «Хронология древних народов», «Ключ астронимии»
ЛитератураЮсуф Баласагуни 11 век «Кудатгу билиг»Махмуд Кашгари 11 век «Диуани лугат – ат - тюрк»Ходжа Ахмед Ясави

Слайд 36Абу Насыр аль Фараби

Абу Насыр аль Фараби

Слайд 37Махмуд Кашгари и Юсуф Баласагуни

Махмуд Кашгари и Юсуф Баласагуни

Слайд 38Абу Райхан Бируни

Абу Райхан Бируни

Слайд 39
Это был период расцвета средневековой культуры, а впереди еще

многие трудные века и годы «…когда казахский народ мог просто раствориться в потоке неумолимой, порой жестокой вечности, но воля к жизни, воля к свободе вновь и вновь поднимали народ с колен. Нельзя не гордится казахским народом сохранившим богатейшую самобытную культуру до наших дней.»
Н.А. Назарбаев
«На пороге XXI века»
Это был период расцвета средневековой культуры, а впереди еще многие трудные века и годы «…когда

Слайд 40Большое спасибо за внимание


Авторы: Тимирбаева В.Н.
Тюкавкина А.Д.
Садовая С.И.
Балабай Н.А.
Майер Ю.Г.

Большое спасибо за внимание Авторы: Тимирбаева В.Н.			Тюкавкина А.Д.			Садовая С.И.			Балабай Н.А.			Майер Ю.Г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть