Слайд 1Раннехристианское искусство и его символы
Слайд 2 Возникновение и распространение христианства в Древнем Риме и его влияние
на развитие художественной культуры.
Роль Библии.
Евангелия и евангелисты.
Раннехристианское искусство / II – Vвека /.
Искусство катакомб.
Символика христианских изображений.
Типы христианских зданий.
Слайд 3Возникновение и распространение христианства
в Древнем Риме
Слайд 4
Средневековый мир нельзя
представить и понять без христианства. Христианская вера лежит в основе средневековых представлений о мире и человеке. Христианская церковь была единственным стержнем, который объединял разнородные племена, общества и государства, которые возникали на территории, некогда целиком занятой Римской империей.
Для средневековых европейцев стало важным сознание принадлежности к единому христианскому миру.
С самых ранних времен сообщество верующих – приверженцев веры в Христа, крестной жертвой избавившего людей от первородного греха, стали именовать «Телом Христовым».
Главной книгой в Европе становится «Новый Завет», в котором излагаются история жизни, смерти и Воскресения Христа и основы Его учения.
Золотой крест папы
Григория Великого. VII век
Слайд 5
Новый Завет
Новый Завет
в христианстве – это договор (завет) между Богом и человеком, а также собрание книг, являющихся выражением этого договора.
Если Ветхий Завет – это договор между Богом и избранным народом, основанный на соблюдении всех 10 заповедей (Закона), то Новый Завет заключен для всякого человека, который пожелает принять его.
Основные положения Нового Завета выражены Иисусом Христом в Нагорной проповеди.
В книгах Нового Завета излагается история основания новозаветной Церкви, а также начала её вероучения.
Александрийский кодекс –
один из древнейших списков Евангелия. IV век.
Слайд 6Александрийский кодекс – один из древнейших списков Евангелия. IV век
Слайд 7Сцена мученичества на арене цирка.
Римская мозаика. II век
Гонения на христиан
Жившие среди язычников христиане нередко открыто отказывались поклоняться богам и изображению императора, за что подвергались гонениям со стороны властей.
Христианам разрешали собираться только на кладбищах при погребениях.
Слайд 8Распространение христианства. 200 – 300 гг. н.э. Карта.
Слайд 9
ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ
Учение Христа
распространилось сначала на Востоке, среди евреев и в странах, где говорили по-гречески. Христианское учение не делало различия между людьми по их происхождению. Апостол Павел писал, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все – одно во Христе.
Христиане составляли сначала небольшие общества, члены которых сходились на молитву, обыкновенно вечером, в память Тайной Вечери, и совершали братскую трапезу – Евхаристию. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро. Христиане отмечали три дня в неделе: среду, пятницу и воскресенье, в память о пленении Христа, Его муках на кресте и Его Воскресении.
Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки.
Слайд 10
ЦЕРКОВЬ В ПЕРВЫЕ СТОЛЕТИЯ
Преследования христиан в Римской империи продолжались до правления западного императора Константина I Великого и восточного – Лициния.
Летом 313 года императоры встретились в Италии, в городе Медиолануме (ныне – Милан), и издали совместный эдикт, признававший равные права христианства со всеми религиями.
После Миланского эдикта в христианскую церковь хлынули толпы людей. Император Константин покровительствовал церкви и перед смертью принял крещение.
Уже в середине столетия христианство стало фактически официальной религией Римской империи.
Раннее христианство – название условное. Период от появления первых памятников христианского искусства до формирования варварских королевств (примерно III – VI вв.) искусствоведы называют также "древнехристианским", "христианской античностью" и т. п. Это явление распространяется лишь на территорию Римской Империи.
Слайд 11 Особенность культуры этих территорий в том, что
для них античность – живое, непосредственное прошлое, связи с которым никогда не разрывались. Поэтому Италия стоит особняком в истории искусства Западной Европы.
Именно в Римской Империи произошли серьёзные перемены: от гонений на христиан при Диоклетиане (284 – 313) к признанию их официального статуса при Константине (313).
К III веку было уже много христиан в армии, в среде богатых людей и даже при императорском дворе. Особым почетом в больших старых городах (Антиохии, Александрии, Иерусалиме) пользовались епископы. Они распоряжались церковным имуществом, решали внутренние тяжбы, съезжались на Вселенские соборы для решения вопросов учения.
Самым почитаемым был епископ Рима (Римский папа).
Когда в 313 году император Константин издал миланский указ о свободе вероисповедания, гонения на христиан прекратились.
Слайд 12Император Константин.
Фрагмент мозаики собора святой Софии
Слайд 13Арка императора Константина. Рим. 315 год н.э.
Слайд 15Христианский саркофаг. Мрамор. Южная Франция. 4 век.
Слайд 16Фрагмент Туринской плащаницы,
в которую, по преданию, было завернуто тело Иисуса
Христа, снятого с креста.
Слайд 19 В 330 г. империя получает новую восточную
столицу – Константинополь, которому предстоит стать наследником Рима и сохранять статус столицы великой Империи еще более тысячи лет. В 394 г. Римская империя окончательно распадается – Феодосий Великий делит между своими двумя сыновьями Аркадием и Гонорием. Аркадию достается более выгодная со всех точек зрения восточная часть, Гонорию – западная, постоянно атакуемая варварами. Варварские набеги учащаются, в 378 г. при Адрианополе варвары наносят Риму решающее поражение. Резиденция императора переносится к 340 г. на северо-запад, в Милан, а в 402 г. – на восток Апеннинского полуострова, в окруженную малярийными болотами Равенну.
На протяжении V в. Риму по крайней мере шесть раз угрожают варвары – в 405 г., когда полководцу Стилихону, воспитателю Гонория, удается остановить вестготов во главе с Радагайсом у Флоренции, в 410 г., когда вестгот Аларих впервые занимает Рим, несмотря на то, что всего три года назад римляне заплатили разорительный выкуп, через 5 лет Рим вторично разграблен его полководцем Атаульфом. Среди пленников – сестра императоров Галла Плацидия.
Слайд 20 В 450 г. к Риму подходят самые
страшные из варваров – гунны во главе с "Бичом Божиим" – Аттилой. Характерно, что навстречу ему выходит не представитель светской власти, а римский папа – Лев Великий, которому удается силой красноречия и ценой огромного выкупа остановить гуннов под стенами города.
Когда через 5 лет к Риму подступают вандалы во главе с Гейзерихом, папа Лев снова выходит к ним навстречу, но ему на этот раз удается лишь ограничить разграбление города двумя неделями и добиться того, что вандалы не тронут главных церквей Рима.
В 476 г. кончается история Западной империи – военачальник Одоакр смещает последнего императора – малолетнего Ромула Августула (носящего по иронии судьбы имена основателя Рима и первого императора), но не коронуется сам (как это сделал бы лет 150 назад на его месте любой преторианец), а отсылает знаки императорской власти в Константинополь, императору Зенону, со словами "на небе одно солнце, на земле один император".
Равенну в 492 г. занимает остготский король Теодорих и делает ее столицей своего королевства.
Слайд 21 После этого Вечный город еще несколько раз
осаждают и занимают – в 536 г. византийский император Юстиниан, через 5 лет – гот Витигис, а потом Тотила, взявший в заложники и перебивший весь сенат.
Это продолжается до конца VIII в., когда Риму угрожают уже лангобарды, однако раннехристианский период для Западной Европы кончается вместе с приходом в Италию византийцев. К VI в. в Европе существует ряд уже вполне оформившихся варварских королевств.
Не менее бурным было это время и в истории христианства. Наряду с Востоком Рим участвует в борьбе с ересями и поисках единой формулы исповедания новой веры. На вселенских соборах в Никее, Эфесе и Халкидоне осуждаются ереси арианства (326), несторианства (432), монофизитства (451) касающиеся прежде всего двуединства человеческой и божественной природ в Христе и вопросов соотношения лиц Божества в Троице.
Однако западные христиане не так чувствительны к вопросам ереси и не настолько привержены к богословским тонкостям, как восточные.
Слайд 22 Главной проблемой Запада становится широкое распространение арианства
– учения, утверждающего прежде всего человеческую природу Спасителя, без полноты Божества – Он признается совершенным Человеком, на которого в момент Крещения сходит Святой Дух. Христос из "единосущного" Отцу признается "подобносущным" (в греческих словах "омоусиос" и "омойусиос" не совпадает только одна буква – йота, отсюда выражение "не изменить ни на йоту").
Сама императрица Елена и ее сын император Константин, хотя и покровительствовали проведению соборов (Константин лично приветствовал поцелуем мира исповедников-епископов, прибывших на Никейский собор), не остались равнодушными к этому соблазну, и естественно, что огромное большинство варварских племен при крещении принимали именно арианство, более им доступное и понятное.
Слайд 23Арианство
Течение в христианстве в 4 – 6
веках, получившее название по имени его зачинателя – александрийского священника Ария (умер в 336г.).
Ариане не принимали основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому бог-сын единосущен богу-отцу.
По учению Ария, сын божий Логос (Христос) – творение бога, следовательно, в сравнении с богом-отцом является существом низшего порядка.
Мозаика арианской церкви. Равенна. 510 год
Слайд 24Мозаика церкви арианского толка. Равенна. 510 год.
Слайд 25Арианская церковь. Равенна. 510 год
Слайд 26Раннехристианское искусство
1. «Катакомбный" период
приблизительно с 200 до 350 г.
2. Период утверждения
христианства в качестве
единственной религии
Римской Империи примерно с 350 до 600 г.
Слайд 27Бернини, Джан Лоренцо.
Видение креста императору Константину Великому. 1670.
Рим. Ватикан. Скала реджа.
Италия
Даты начала Средних веков для историков и для историков искусства не совпадают.
Историки считают, что Средневековье началось с Миланского эдикта, официального признания христианства одной из религий Империи в 313 г. при императоре Константине.
Предание говорит, что внезапное обращение императора – результат чудесного видения, после которого он повелевает начертать инициалы Христа (т.н. хризму – xr) в качестве "алексемы" (гр. "защиты", "талисмана") на войсковых знаменах и щитах легионеров, легализует христианство, но сам крестится лишь через 25 лет, на смертном одре.
Слайд 28 Однако первые христианские изображения появляются столетием раньше,
в начале III века (сто лет назад исследователи считали, что даже в середине I в.). Таким образом, христианское искусство переживает т.н. "катакомбный" период, длившийся приблизительно с 200 до 350 г., когда христиане не имеют собственной масштабной архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, и круг памятников ограничивается, по сути, украшениями гробниц и декоративно-прикладным искусством.
Рим. Катакомбный период
Катакомбы Домициллы.
Аркосолий Венеранды
Слайд 29 Начало катакомбного периода – время резкого протеста
Церкви против любых изображений в ее стенах, конец его отмечен признанием их необходимости и раздумьями над тем, какими им следует быть.
Второй период раннего христианства – примерно с 350 до 600 г. – время от окончательного утверждения его в качестве единственной религии империи. Если не считать четырехлетнего правления Юлиана Отступника в 360-х гг.
Это время появления настоящей христианской церковной архитектуры, монументальной живописи, ее украшающей – прежде всего фрески и мозаики. Главная проблема этого периода – поиск образцов для построек и живописных композиций.
И для того и для другого образцы находятся в римском искусстве и архитектуре – и раннехристианские базилики, и первые мозаики, изображающие Христа и святых, заимствуют самый распространенный тип общественной постройки Рима и типологию императорского портрета.
Слайд 30 Длинные повествовательные ряды, вроде рельефов колонны Траяна
или иллюстрированных рукописей «Энеиды» и «Илиады», становятся прообразами ветхо- и новозаветных циклов мозаик, фресок или миниатюр.
Умирающая Империя оставляет своим наследникам на Западе – варварским королевствам – огромный пласт информации – не только весь корпус античной науки, не только выкованные в мучительных спорах формулы христианской веры, но и несметное количество зрительных образов и их значений, которые варварам предстоит осмыслить и обогатить ими язык своего молодого искусства.
Слайд 31"Катакомбный" период
раннего христианства.
Символика христианских изображений
Слайд 33Крипта пап в катакомбах
Сан Каллисто.
Рим. II – III век
Слайд 34Крипта святой Цецилии. Интерьер (фрески VII – VIII вв.)
Рим. Катакомбы Сан
Каллисто.
Слайд 36 Камень с отпечатками стоп Христа, найденный на
том месте, где, согласно преданию, апостолу Петру явилось видение Спасителя, у которого он спросил: «Куда идешь, Господи?». Церковь Св. Себастьяна.
Слайд 37 "Катакомбный" период раннего христианства – время его
нелегального существования, когда периоды гонений сменялись периодами относительной лояльности к нему, но христианство не имело статуса официальной религии. Что же происходило на протяжении этих трех "нелегальных" веков с христианским искусством?
Долгое время принято было считать, что первые христианские изображения относятся к середине I в н.э., т.е. ко времени пребывания в Риме апостола Петра. Однако к настоящему времени утвердилось мнение, что они появляются около 200 года. Где же – в каких местах и при каких обстоятельствах – могла развиваться христианская живопись и скульптура? Мы знаем, во-первых, что в этот период практически не существует специальной христианской архитектуры – первые христиане проводят свои "трапезы любви" в частных помещениях, купленных или предоставленных для этого обеспеченными членами общины (таков "дом-церковь" в маленьком парфянском городке Дура-Эвропос, особняк на Эсквилине в Риме: специально выстроенный храмик-эдикула на месте могилы Петра – лишь исключение, подтверждающее правило.
Слайд 38 Во-вторых, отношение первых христианских авторов к любого
рода украшениям – не просто осторожное (что было бы естественно в условиях постоянной угрозы идолопоклонства посреди языческого Рима), но явно отрицательное.
Они против любых изображений в домах и местах собраний христиан. Однако сама настойчивость и категоричность этих запретов говорит о том, что такие изображения были.
Христиане Рима автоматически воспользовались привычным им языком живописи для передачи новых истин, подобно тому, как пользовались родной латынью, придавая знакомым словам (amor, caritas, virtus – любовь, милосердие, добродетель) новое, христианское значение. Языческая живопись Рима была, прежде всего, украшением – пола или стены виллы, частного дома – эту ее сторону христианский мир отверг. Первыми памятниками христианского искусства, дошедшими до нас, стали не украшения домов собраний, а фрески и мраморные рельефы, предназначенные для гробниц.
Ошибочно думать, что первые христиане изобрели катакомбы (слово, означающее в переводе с греческого "близ пролома" или "близ углубления") – гробницы, вырубленные в мягкой породе – туфе – за городскими стенами Рима.
Слайд 39 Этот вид захоронения широко использовался среди людей
среднего достатка в языческом Риме, в катакомбах часто соседствуют языческие и христианские гробницы (напр., на Виа Латина), так же, как в III веке язычник и христианин вполне могли быть членами одной семьи. Правда, в христианских катакомбах вместо популярных в древнем мире локулусов – ниш для урн – шире распространились аркосолии – ниши для саркофагов, или кубикулы (квадратные сводчатые залы с саркофагами посредине, освещаемые через световые колодцы – луцернарии). Это связано с постепенным отказом от кремации среди христиан, исповедующих учение о воскресении плоти.
Стилистически между языческими и христианскими фресками много общего, возможно, они часто делались одним и тем же мастером. По сравнению с помпейской живописью, со светской "наземной" живописью, украшавшей жилища, это простоватые, небрежные, часто почти непрофессиональные наброски. Однако их роднит с шедеврами римской живописи общность манеры – легкость очерка, неистребимая память о законах человеческой анатомии, свобода позы, жеста, поворота фигуры.
Слайд 40 Разница между языческим и христианским пластом памятников
– прежде всего в темах. У язычников популярны сюжеты, либо представляющие смерть сладким вечным сном (Селена и Эндимион), либо прославляющие мужество при встрече с ней (Самоубийство Клеопатры). Ясно, что подобные темы явно противоречат христианскому восприятию смерти.
Есть, однако, сюжет, который христиане смогли заимствовать у язычников – Геракл, выводящий из Аида Алкесту, жену царя Адмета, Геракл-победитель смерти (Виа Латина).
На деле связь древнеримской и молодой христианской культуры серьезнее и глубже – заимствование происходит не на уровне конкретного сюжета, но на уровне образа-символа или знака.
Так приходит в репертуар христианского искусства самый популярный из катакомбных сюжетов – Добрый пастырь (удивительно, что он появляется не как, казалось бы, очевидная иллюстрация к евангельской притче, а как давно известный в античном мире символ humanitas, человечности, – Мосхофор).
Слайд 42Добрый пастырь. Фреска.
Катакомбы Сан Каллисто.
Крипта Луцины. Рим. III век
Статуя
Мосхофора.
Около 570 г. до н.э.
Слайд 43Добрый пастырь. Деталь пола.
Первая четверть IV века.
Мозаика Аквилея.
Патриаршая
базилика епископа Феодора
Христос Добрый пастырь. Роспись римских катакомб.
III—IV вв. Фреска.
Катакомбы Присциллы, Рим
Слайд 44Христос – Добрый пастырь. Мозаика из мавзолея
Галлы Плацидии. V век
Слайд 45 Этим же путем приходят и фигуры орантов
– изображения самих умерших или библейских персонажей, предстоящих перед Богом с воздетыми руками. Такая поза – типичная внешняя форма благочестия в Древнем Риме.
Оранта в "кубикуле пяти святых" в катакомбе св. Каллиста. Рядом с женской фигурой Dionysas расположена мужская под именем Nemesius, к обоим именам добавлено in pace.
Слайд 46 В свою очередь, Христос с апостолами изображается
так же, как издавна изображался Аристотель с учениками. Христиане принесли в катакомбы и символы и знаки собственного изобретения – виноградную лозу, из римского декоративного мотива ставшую самым емким и значимым из символов такого рода – символом жертвенной крови Христа и причащения, крест, рыбу (ixtus – анаграмма слов "Иисус Христос, Бога Сын, Спаситель"), якорь – символ надежды и др.
Уже из этого перечня видно, что родство стиля и даже тем не отменяет той революции, которая произошла на уровне смысла образа – отныне "любая картинка" – уже не украшение помещения, а, прежде всего, носитель смысла. Искусство христианских катакомб ставит перед собой новую, неизвестную античности задачу – выбора из огромного круга новых сюжетов – Ветхого и Нового завета – наиболее показательных и подходящих. Традиционное представление об истории как о круге предстоит сменить на линейную картину мира), где история имеет начало, конец и кульминацию – Воскресение.
Поэтому первые "повествовательные циклы" в катакомбах состоят всего из двух сцен – Грехопадения и Поклонения волхвов или Грехопадения и Крещения.
Слайд 47Христос-Гелиос. II – III век.
Мозаика.
Рим. Катакомбный период.
Мавзолей M, Юлиев.
Ватиканский некрополь
Слайд 49
Надпись из катакомб Присциллы с именем Христа,
голубем
(душа человеческая) и якорем (символ надежды). III век
Слайд 50Рыба. Мозаика III века. Вилла Романо дель Казапе. Пьяцца Армерина
Слайд 51Рыба – символ Христа. Деталь пола. Первая четверть IV века.
Мозаика
Аквилея. Патриаршая базилика епископа Феодора
Слайд 53Троица. Мозаика в церкви
Сан - Витале в Равенне. VI век
Слайд 54 Это своего рода отметки на оси координат
– начало истории падшего человечества и начало Искупления (рождение Спасителя или начало Его земного служения). Живопись катакомб – набор таких кульминационных сюжетов, говорящих о чудесных спасениях праведников – ветхо- и новозаветных прообразах грядущего воскресения.
Примеры эти подобраны на основе текста заупокойной молитвы св. Киприана Антиохийского (которая, в свою очередь, восходит к иудейской молитве): "Спаси, Господи, душу его, как Ты спас Иону из чрева китова, трех юношей из печи огненной, Даниила из рва львиного, Сусанну из рук старцев… и Тебя прошу, … открывшего глаза слепого, уши глухого, исцелившего расслабленного, воскресившего Лазаря…".
Иона, Три отрока, Даниил, Чудеса Христа – наиболее популярные сюжеты катакомбных фресок. Каждая сцена представлена "стенографически" – с минимальным количеством персонажей и подробностей. Катакомбная фреска не пересказывает событие, а передает его суть.
Слайд 55 Так, в сцене Исцеления кровоточивой жены из
катакомб Петра и Марцеллина представлены лишь двое – Христос и женщина, в то время как согласно евангельскому тексту это чудо происходит в толпе, теснящей Иисуса. Более того, автор фрески совмещает два разновременных момента – прикосновение женщины к одежде Христа и их диалог.
Итак, катакомбное искусство уходит от декоративности, стремления к эффектам, верности натуре, чтобы стать средством передачи скрытого смысла событий. Оно отражает тот аспект христианства, который был явно непонятен миру Античности, во всем ищущему явной красоты и наглядности – «уверенность в невидимом».
Катакомбы были действующими кладбищами до V в., однако продолжали почитаться как место погребения первохристианских святых вплоть до разграбления Рима и его кладбищ лангобардами в VIII в.
К VII в. появился даже своеобразный путеводитель по катакомбам для паломников. В начале IX в. останки мучеников были перенесены в крипты римских церквей.
Слайд 57 Где проходили богослужения первых христиан? Какими были
первые храмы? Эти два вопроса относятся к совершенно разным предметам и периодам. Первые богослужения – вначале агапы – трапезы любви, потом литургии – проходили в т.н. "домах церкви" или "титулах" – помещениях, купленных общиной или пожертвованных ее обеспеченными членами. Таков чудом сохранившийся "дом молитвы" в маленькой крепости Дура Европос на парфянской границе, совмещающий функции церкви и крещальни.
Чаще же всего богослужения происходят в частных домах, в специально приспособленных для этого помещениях, где устанавливается mensa – литургический стол – и ставится епископское кресло, т.к. служба в этот период могла совершаться только епископом или в его присутствии. Часто превращались в церковь небольшие термы – например, домашние бани в доме сенатора Пуденция были превращены в церковь, получившую название Санта Пуденциана. Первые постройки, специально возведенные христианами – еще не храмы, а своего рода памятники, получившие название "мартирии" – "свидетельства" – отмечают значительные для христиан места. Так совершались службы в катакомбах на гробах святых.
Слайд 58 План гробницы апостола Петра.
II
- IV век. Рим
"Трофей Гая" и "Красная стена".
Доконстантиновские захоронения и строения.
Мраморный "ковчег" эпохи Константина.
Апсида древней базилики II – IV вв.
Слайд 59Схема построек на месте предполагаемой гробницы апостола Петра. Рим
Гипогей базилики
Св.
Петра.
Реконструкция первоначального вида предполагаемой гробницы святого Петра.
Слайд 60 Наземные мартирии появляются со II – III
вв. на месте казни, погребения или прославления святого. Они обносились оградой или отмечались небольшой часовней. Таков "трофей Гая" II в. – маленькая двухколонная сень-эдикула над предполагаемой гробницей апостола Петра, вошедшая потом в константиновскую постройку.
Слово "трофей" – военный термин, означающий "знак победы" – римское войско часто оставляло на месте сражения крестообразное сооружение, украшенное доспехами и оружием неприятеля. Христианский "трофей" возведен рядом с цирком, в котором некогда принял мученическую кончину Гай, один из первых римских епископов.
С легализацией христианства в 313 г. встает вопрос о церковном строительстве.
Здания для приходских богослужений уже есть, и строятся т.н. "станционные" церкви, предназначенные для сбора в праздничные дни всей общины Рима. Это были масштабные здания, рассчитанные на несколько тысяч человек. Образцом для них послужили римские базилики (от греческого слова "басилевс" – царь) – светские здания – приемные залы или залы судилищ.
Слайд 61Фрагменты колоссальной статуи
императора Константина.
Базилика Константина. Римский форум.
Залы оканчивались полукруглым выступом – апсидой, внутри которой стоял императорский трон или располагался трибунал и находилось изображение императора для гарантии правильности вынесенного судом решения.
Позднейшая из светских базилик Рима – базилика Максенция и Константина (306 – 312 гг.) на форуме, здание с двумя апсидами, в одной из которых стояла 15-метровая статуя императора (ныне ее обломки хранятся во дворе Капитолийского музея).
Слайд 62
Раннехристианская базилика сохраняет
типологию римской, но перекрыта стропилами, а не сводами (своды – слишком дорогостоящая и сложная техника для Рима IV – VI вв.), и разделена на продольные "коридоры" – нефы – рядами колонн, взятых, как правило, из разрушенных языческих зданий.
Центральный неф был шире и выше боковых (их могло быть 3 или 5, реже 1), и в верхней части его прорезались окна, освещавшие все здание.
Триумфальная арка. 390 г.
Базилика Святого Павла «за стенами».
Рим
Апсида, где теперь находился алтарь, отделялась от нефов поперечным рукавом – трансептом – и триумфальной аркой.
Фреской или мозаикой украшалась, как правило, стена между колоннадой и окнами, апсида и триумфальная арка.
Слайд 63Рим. Базилика Сан Джованни ин Латерано. План
Слайд 64Базилика Сан Джованни ин Латерано. Рим. План. Реконструкция
Слайд 65 Первая базилика, построенная в Риме и долгое
время имевшая статус кафедрального собора – Латеранская (313 – 319).
Константин, сам еще не будучи христианином, сознательно строит ее не в центре города, близ Форума с его языческими святынями, а на отшибе, почти у самой городской стены, у особняка семейства Латеранов, превращенного в епископский дворец, и бывших казарм преторианцев.
Таким образом, это строительство могло, не раздражая языческий Сенат и сановников, иметь статус личного подарка христианам Рима от императора как частного лица.
Она сильно перестроена в 1657 г. Карло Борромини, и прежний ее вид мы можем восстановить лишь по фреске 1651 г.
Борромини, Франческо
Церковь Сан Джованни ин Латерано. Интерьер.
1646 – 1650. Рим. Италия
Слайд 66 Предшествовал зданию базилики церковный двор с колоннадой
– атриум, и своеобразный вестибюль – нартекс, предназначенный для оглашенных – готовящихся к крещению (а подготовка часто продолжалась не один год) и тех, кто нес покаяние и поэтому временно был отлучен от причастия.
И те и другие могли присутствовать лишь при первой части литургии – литургии оглашенных, после которой должны были с возгласом диакона "Двери, двери!" покинуть здание церкви (отсюда выражение "бежит как оглашенный").
Алтарная апсида в константиновских постройках обращена на запад, по образцу Соломонова храма, где святилище находилось на западе, а крыльцо – на востоке, чтобы первосвященник, выходя на крыльцо для утренней молитвы, обращался лицом к восходящему солнцу.
Однако уже в V в. апсиды ориентированы на восток, традиционно почитаемую священной сторону света.
Слайд 67Баптистерий
Сан Джованни
ин Латерано.
Рим. Середина V в.
Базилика Сан Джованни
ин
Латерано. Рим. План. Реконструкция
Рядом с базиликой возводится баптистерий – крещальня – восьмигранное здание с восьмигранной же купелью внутри. Крещение в те времена совершалось лишь над взрослыми, после длительной подготовки, только в пасхальную ночь и только в Латеранском баптистерии.
Слайд 68 Константин начинает одновременно строительство базилик-мартириев не только
в Риме, но и в Святой Земле (на месте Гроба Господня, в Вифлееме, Назарете, Гефсимании и т.д.).
Базилика Рождества Христова. Интерьер. 333 г., Вифлеем
Император Константин.
Фрагмент мозаики собора святой Софии
Слайд 69 При Константине же возводятся две главные базилики-мартирия
в Риме – базилика св. Петра (320 – 329) на месте его предполагаемой гробницы, отмеченной постройкой II в., и базилика св. Павла за стенами (перестроена при Феодосии в 386 – 402).
Базилике св. Петра предстоит благодаря народному почитанию могилы апостола "отнять" у Латеранской статус кафедрального собора.
В 1949 г. после 10-летних раскопок в Ватикане, организованных папой Пием XII, были обнаружены останки Петра. Этот факт подтвердили авторитетнейшие мировые эксперты, установившие и историю этих останков. Петр был казнен в цирке Нерона распятием на кресте, как простой иудейский странник, не гражданин Рима. (Например, Павлу как гражданину Рима милостиво отсекли голову.) Первохристиане похоронили его недалеко от места казни (Нерон не запретил!) и поставили ему небольшой памятник.
Во время гонений на христиан при Валериане в 258 г. святые мощи перевезли в пещеры испанского г. Сан-Себастьяна. Сюда же были доставлены и останки Павла.
В 313 г. Константин велел возвратить останки Павла в Остию, а Петра в Ватикан, где на развалинах цирка Нерон соорудил базилику св. Петра.
Конечно, из этой базилики многое утрачено в эпоху набегов на Рим вестготов Алариха в 416 г. и вандалов Гейзериха в 455 г., остготов Витига и Тотилы в 537 и 544 гг., сарацин в 846 г. и Бурбона в 1527 г. Но в XVII в. базилику сменил собор св. Петра, сохранившийся в Ватикане до наших дней. Здесь и находится гробница св. Петра, место которой аналитически вычислено Пием XII.
Слайд 70Базилика Святого Петра. 330 г. Рим. Реконструкция.
Слайд 71Базилика Святого Павла «за стенами». Интерьер. Около 384 – 403 гг.
Рим.
Перестроена после 1823 г.
Слайд 72Триумфальная арка. 390 г.
Базилика Святого Павла
«за стенами». Интерьер. Рим
Слайд 73Триумфальная арка. 390 г. Базилика Святого Павла «за стенами». Рим
Слайд 74 К первой половине V в. относятся маленькая
базилика Санта Сабина на Авентинском холме, украшенная внутри т.н. "опус сектиле" – изящной мраморной инкрустацией из обломков колонн языческих построек, и первая церковь, посвященная Богоматери – Санта Мария Маджоре на Эсквилине, заложенная еще при папе Либерии после чудесного снегопада в августе 352 г.
Базилика Санта Сабина. 422 – 432 гг. Рим
Слайд 75Базилика Санта Сабина.
Вид с северо-востока. 422 – 432 гг.
Рим
Интерьер
Слайд 76 В базилике Санта Мария Маджоре хранятся привезенные
Еленой из Вифлеема ясли Рождества.
К V в. распределяются "станционные" – праздничные богослужения с участием всей городской общины – между по крайней мере 20 церквами Рима, что показывает нам плотность его церковной застройки.
Рождество празднуется в базилике св. Петра, Пасха – в Латеранской, Успение – в Санта Мария Маджоре и т. д.
План расположения базилики
Санта Мария Маджоре. Рим
Слайд 77Базилика Санта Мария Маджоре.
Первая половина
V века. Рим
Слайд 78Базилика Санта Мария Маджоре. Интерьер. Первая половина V века. Рим
Слайд 79История Моисея. Моисей и дочери фараона. Мозаика
центрального нефа. Начало V
века. Церковь Санта Мария Маджоре. Рим
Слайд 80История Моисея. Переход евреев через Красное море. Мозаика центрального нефа. Начало
V века. Церковь Санта Мария Маджоре. Рим
Слайд 81Базилика в Помпеях. Базилики и баптистерии строятся и в других городах
как Западной, так и Восточной Римской Империи.
Слайд 82Базилика Св.Дмитрия в Солониках. V век. Греция
Слайд 84. К первой половине VI в. относятся и две базилики
св. Аполлинария в Равенне – Сан-Аполлинаре Нуово, построенная еще при Теодорихе, и Сан-Аполлинаре ин Классе (в гавани), возведенная уже при византийцах.
Они отличаются от римских прежде всего тем, что колонны, разделяющие нефы – уже не античные, а сделанные в том же VI веке – они лишились всех характерных черт классического ордера, стали тоньше, легче, приобрели простые трапециевидные капители и специальные подушки-импосты, еще подчеркивающие хрупкость ствола.
Слайд 85Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Фасад. Ок.519, перестроена в 560
Слайд 86Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Фасад.
Ок.519, перестроена в 560
Слайд 87Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Интерьер. После 519
Слайд 88Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово. Интерьер.
Ок.519, перестроена в 560
Слайд 89Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Фасад. Середина VI века
Слайд 90Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе.
Интерьер. Середина VI века
Слайд 91Равенна. Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Интерьер. Середина VI века
Слайд 92Триумфальная арка. 549 год.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна
Слайд 93Ангел. Мозаика. Арка апсиды. 549 г.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна
Слайд 94Лев. Мозаика. Арка апсиды. 549 г.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна
Слайд 95Телец. Мозаика. Арка апсиды. 549 г.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна
Слайд 96Орел. Мозаика. Арка апсиды. 549 г.
Базилика Сан-Аполлинаре ин Классе. Равенна
Слайд 97Равенна. Церковь Сан-Витале. 526 – 527 г.
Слайд 98 . Сан Витале – своеобразный двойной восьмигранник (план), где
появляется, в отличие от всех остальных центрических построек, специальное место, отделяющее апсиду от подкупольного пространства – т.н. пресбитерий – место пресвитера, где и находится алтарь, а место под куполом, обведенное сквозными воздушными двухъярусными экседрами, освобождается для паствы.
Интерьер Сан-Витале – классический пример византийской "антитектоники" – виртуозной маскировки работы конструкции, благодаря которой кажется, что высокий просторный купол несут не мощные трехгранные столпы, а тонкие колонки экседр.
Сан Витале. План
526 – 527 г.
Равенна (Эмилия-Романья)
Подобный же прием использовался в почти современной Сан-Витале постройке Константинополя – знаменитой Святой Софии.
Слайд 99Равенна. Церковь Сан-Витале. Разрез
Слайд 100Равенна. Церковь Сан-Витале. 526 – 527 гг.
Слайд 101Равенна. Церковь Сан-Витале.
Вид снаружи. 526 – 527 гг.
Интерьер
Слайд 102Равенна. Церковь Сан-Витале. 526 – 527 гг. Интерьер
Слайд 103Равенна. Церковь Сан-Витале. 526 – 527 гг. Интерьер
Слайд 104Равенна. Церковь Сан-Витале.
526 – 527 гг. Интерьер
Капитель
Слайд 105Гостеприимство Авраама. Жертвоприношение Исаака.
Равенна. Церковь Сан-Витале. Мозаика. 547 г.
Слайд 106 В резиденции императора с V в. –
Равенне – возводятся последовательно два восьмигранных баптистерия – т.н. "баптистерий православных" 450 г. (с тем же успехом он может называться и "католическим") и, в противовес ему, "баптистерий ариан" 500 г., построенный королем остготов Теодорихом, исповедовавшим арианство.
Слайд 107Баптистерий православных
Равенна. 450 г.
Баптистерий православных. План. Равенна. (Эмилия-Романья), V век
Слайд 108Баптистерий православных.
Интерьер. Мозаики в интерьере.
Равенна. 450 г.
Слайд 109Соборный баптистерий.
Первая четверть V века.
Равенна
Слайд 110Интерьер Соборного баптистерия. 451 – 475 гг. Равенна
Слайд 111Купол Соборного баптистерия. 451 – 475 гг. Равенна
Слайд 112Купол Соборного баптистерия. 451 – 475 гг. Фрагмент. Равенна
Слайд 113 Еще одна проблема раннехристианских построек – использование
мавзолеев для церковных нужд. Мавзолей-ротонда Константины (Санта-Костанца) – сестры императора Константина, – построенный около 330 г. на Номентанской дороге – стал использоваться как церковная постройка, причем саркофаг покойной был передвинут из подкупольного пространства в нишу, противоположную входу, а под куполом был поставлен престол. Однако богослужение в круглой постройке затрудняется тем, что при таком положении престола паства стоит не перед алтарем, а вокруг алтаря, что нарушает уже принятую иерархию "запад-восток".
Слайд 114Мавзолей
Санта-Костанца.
Рим. Около 330 г.
Санта-Костанца. План
Слайд 115Виноградные лозы. Мозаика IV века. Мавзолей Констанции. Рим
Слайд 116Рим. Мавзолей святой Елены. Первая половина IV века
Слайд 117 Еще один мавзолей – сестры императоров Аркадия
и Гонория, разделивших между собой в 395 г. Империю, Галлы Плацидии – находится в Равенне.
Это крестообразная купольная постройка (здесь купол, как и в баптистериях и мавзолее Санта-Костанца, не виден снаружи, а скрыт под 4-х или 8-скатной кровлей), украшенная исключительного качества мозаиками первой четверти V в., не стала, однако, церковью.
Ныне она находится во дворе церкви Сан Витале в Равенне, освященной в 547 г., после взятия города византийским императором Юстинианом.
Слайд 118Мавзолей Галлы Плацидии. V век. Равенна
Слайд 119Рукав креста. Мавзолей Галлы Плацидии. V век. Равенна
Слайд 120Купол. Мавзолей Галлы Плацидии.
V век. Равенна
Слайд 121Рим. Церковь Санто Стефано Ротондо.
План (реконструкция)
Слайд 122Рим. Церковь Санто Стефано Ротондо. 468 – 483 гг.
Слайд 123Мавзолей Теодориха.
Около 526 г. Равенна
Мавзолей Теодориха. План.
Первая четверть VI века
Равенна (Эмилия-Романья)
Слайд 124Подведем итоги:
Утверждение христианства в Европе вызвало необходимость в культовых зданиях.
В архитектуре
утвердилось два типа церквей, восходящих к постройкам Древнего Рима, – базилика и ротонда.
В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии (для крещения) и мавзолеи для захоронения святых.
Итак, к VI веку восточная и западная архитектурные традиции уже достаточно разошлись, чтобы стало очевидно, что к моменту юстиниановского завоевания в раннехристианской Италии обычным типом церковной постройки становится базилика, и Запад окончательно остановит свой выбор на этом варианте вплоть до конца Средневековья. Центрические постройки на Западе будут скорее исключением, в то время как для Византии исключением будет как раз базилика, а правилом – центрическое здание.
Слайд 125Презентация подготовлена
учителем гимназии № 405
Санкт-Петербурга
Дудкиной
Наталией Всеволодовной
1010