Слайд 2План
1. Историко-культурная ситуация Испании.
А) Политическая и экономическая ситуация. Национально-освободительная война Испании.
Б)
Религиозная ситуация и основные философские направления.
2. Общая характеристика испанской живописи XVII в.: художественные традиции и стилевая определенность.
Слайд 3Историческая ситуация
В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за освобождение Пиренейского
полуострова от арабского владычества, длившаяся почти восемь веков) и образовалось единое Испанское королевство. В XVI в. активная военная политика, и прежде всего захват огромных территорий в недавно открытой Америке, превратила Испанию в одну из богатейших европейских монархий.
Слайд 4Кульрное развитие
В культурном же развитии именно к XVII в. Испания достигла
наивысшего расцвета, в первую очередь в литературе и живописи. Поскольку Испания обрела независимость и единство довольно поздно, создание национального художественного стиля представлялось особенно важным.
Слайд 5Религиозные особенности
Развитие испанской живописи и скульптуры осложнялось также позицией Католической Церкви:
инквизиция установила жёсткую цензуру в отношении искусства. Однако, несмотря на целый ряд строгих ограничений, испанские мастера работали практически во всех жанрах и охватили в своём творчестве тот же круг тем, что и их современники из других стран Европы.
Слайд 6Архитектура
Испанская архитектура XVI в. во многом следовала средневековым традициям. Сохранились и
привычная планировка испанского дома (его помещения чаще всего образовывали каре — четырёхугольник — вокруг внутреннего двора), и беспорядочная городская застройка (регулярная планировка появилась здесь позднее, чем в градостроительстве других стран Европы). В то же время возник интерес к достижениям итальянского Возрождения.
Слайд 7Родриго Хиль де Онтаньон. Дворец и Университет.
Слайд 8Хуан де Орочко, Мартин Виллареаль, Хуан де Бадахоз.
Монастырь Сан-Марко. 1514—1549 гг.
Леон.
Слайд 11Скульптура
Испанская скульптура XVII столетия не достигла таких вершин, как живопись, хотя
была самым распространённым видом искусства. В соборах высились огромные многоярусные алтари — ретабло.
Очень распространены были скульптурные группы, называемые «пасос» (исп. «шаги», «движение», «шествие»), которые представляли библейские сцены (их носили по городу во время частых религиозных праздников.
Слайд 12Испанская живопись
До второй половины XVI в. Испания была художественной провинцией, её
живопись известна в основном по работам слабых подражателей мастерам эпохи Возрождения. Большинство испанских художников настороженно воспринимали античное наследие, считая его чуждой языческой культурой, которая ничему не может научить христианского мастера. Деятельность испанских живописцев жёстко контролировалась инквизицией.Тем не менее почти все великие мастера Испании творили именно в конце XVI — XVII вв.
Слайд 13Эль Греко (1541-1614)
Эль Греко — испанское прозвище художника Доменико Теотокопули,
грека по происхождению. Он родился на острове Крит в Средиземном море, который принадлежал Венецианской республике. Это сказалось на формировании его как живописца: он испытал влияние и византийских иконописцев, и мастеров итальянского Возрождения. Эль Греко несколько лет провёл в Венеции и Риме. Под влиянием Тициана, главы венецианской школы, он овладел техникой работы с цветом, правилами построения перспективы
Слайд 14Эль Греко.
Погребение графа Оргаса. 1586—1587 гг. Церковь Сан-Томе, Толедо.
Слайд 18ДИЕГО ВЕЛАСКЕС
(1599—1660)
Произведения Диего Родригеса де Сильва Веласкеса справедливо считаются вершиной испанской
живописи XVII в. Никто из современников не мог сравниться с ним по широте художественных интересов и виртуозности кисти. Живописец увлечённо изучал античную историю и культуру, итальянское Возрождение и современное ему барокко. Сохранив национальную самобытность, Веласкес впитал в себя всё богатство европейской художественной традиции.
Слайд 19Портрет герцога Альвареса и короля Филиппа
Слайд 20Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1634—1635 гг. Прадо, Мадрид.
Слайд 21Диего Веласкес. Пряхи. 1657 г. Прадо, Мадрид.
Слайд 22БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО
(1618—1682)
Слайд 24Заключение
Испанские мастера работали под влиянием итальянских, французских и немецких живописцев. В
Испании время от времени появлялись выдающиеся мастера, но об испанской школе как о явлении в искусстве можно говорить лишь применительно к XVII столетию. Далее, в Испании действуют общеевропейские тенденции.
Слайд 25Список использованной литературы
Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.—М., 1966, т. 5.
Каптерева
Т.П. История изобразительного искусства Испании, М., 1980.
Кириченко Е.И. Архитектура Пиренейского полуострова: история развития, М., 1990.
Левина И. Искусство Испании XVI—XVII веков, М., 1965.
Малицкая К.М. Испанская живопись XVI—XVII вв., М. 1977.