Слайд 1Нидерландское искусство XVII века
Слайд 2Содержание
Историко-культурная ситуация в Голландии XVII в.
Голландская живопись
Особенности скульптурного искусства
Архитектурное строительство Нидерландов
XVII в.
Слайд 4Голландия и Фландрия в XVII веке
1580-е гг. освобождение от Испании –
Утрехтская уния
Ведущее положение в Европе
Республиканский строй – Республика Соединенных провинций
Фландрия – Испанские Нидерланды
Колониальная империя
Капитализма (мануфактуры, торговля)
Слайд 5Историко-культурная ситуация
Кальвинизм
Сравнительная низкая религиозная нетерпимость
Городское население преобладало над сельским
В Голландии скрывались
от политических репрессий крупные ученые (Декарт)
На рубеже XVII-XVIII вв. в связи с общим застоем в экономической жизни страны начинается упадок искусства
В искусстве:
почти полное отсутствие влияния придворной культуры
светский характер образов
непопулярность религиозной тематики
основной заказчик – бюргерство
ведущее направление – живопись
предметы искусства – материальная ценность
Слайд 6Живопись
«Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит
для нашего упражнения. ... Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас»
Рембрант
Слайд 7Общие черты живописи Голландии
живописец – одна из самых распространенных профессий
десятки выдающихся
художников
портретная, жанровая, пейзажная живопись, натюрморт (Stillleven)
специализация живописцев
«малые голландцы» - мастера бытового, пейзажного жанров и натюрморта
Адриан ван Остаде
Живописец в своей мастерской
Слайд 8Голландские художники
голландские художники – сыновья ремесленников, торговцев, чиновников
из-за конкуренции художникам приходилось
искать дополнительный источник заработка в другой профессии (Якоб ван Рейсдаль был врачом, Стен – трактирщиком, Хоббема – акцизным чиновником)
живописцы часто меняли свое местопребывание
специализация художников
Слайд 9ФРАНС ХАЛС (между 1581 и 1585-1666)
портретист
групповой портрет
Офицеры стрелковой роты Святого Георгия.
1616 г.
Музей Франса Халса,Харлем
Слайд 10ФРАНС ХАЛС (между 1581 и 1585-1666)
Весёлое общество.
Между 1616 и 1620 гг.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Цыганка.
1628—1630 гг.
Лувр, Париж
Слайд 11ФРАНС ХАЛС (между 1581 и 1585-1666)
Регентши приюта для престарелых в Харлеме.
Около 1664 г.
Музей Франса Халса, Харлем.
Слайд 12ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640)
Характерные для барокко
приподнятость,
патетика,
движение,
декоративный блеск
Автопортрет
с женой Изабеллой Брандт (Жимолостная беседка).
1609 г. Старая пинакотека,
Мюнхен.
Слайд 13ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640)
Водружение креста. 1610—1611 гг.
Собор, Антверпен
Охота на
гиппопотамов
и крокодилов. 1615-1616 гг.
Старая пинакотека, Мюнхен.
Слайд 14ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640)
Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Около 1625 г.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Автопортрет. 1639 г.
Художественно-исторический музей, Вена
Слайд 15Питер Пауль Рубенс.
Бракосочетание Марии Медичи
с королём Франции Генрихом IV.
Между 1622 и
1625 гг.
Лувр, Париж.
Питер Пауль Рубенс.
Бракосочетание Марии Медичи
с королём Франции Генрихом IV.
Между 1622 и 1625 гг.
Лувр, Париж.
Слайд 16АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599-1641)
Автопортрет. Конец 20-х — начало 30-х гг. XVII
в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 17Антонис ван Дейк.
Портрет Карла I. 1635 г. Лувр. Париж
Антонис ван
Дейк.
Портрет Карла I. 1635 г. Лувр. Париж
Слайд 18Антонис ван Дейк.
Портрет Карла I. Около 1635 г. Национальная галерея, Лондон.
Антонис ван Дейк.
Портрет Карла I. Около 1635 г. Национальная галерея, Лондон.
Слайд 19ЯКОБ ЙОРДАНС (1593-1678)
Жанровые и мифологические композиции
Бобовый король. Около 1638 г. Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 20Якоб Йорданс.
Диоген. Около 1643 г.
Картинная галерея, Дрезден
Якоб Йорданс.
Диоген. Около 1643
г.
Картинная галерея, Дрезден
Слайд 21РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН (1606-1669)
вершина голландской школы
родился в семье мельника, некоторое
время учился в университете, но бросил его, посвятив себя живописи
в 18 лет открыл собственную мастерскую
в 25 лет картина «Урок анатомии доктора Тульпа» приносит ему известность
Слайд 22Рембрандт ван Рейн.
Анатомия доктора
Тулпа. 1632 г.
Музей Маурицхейс, Гаага
Рембрандт ван Рейн.
Анатомия
доктора
Тулпа. 1632 г.
Музей Маурицхейс, Гаага
Слайд 23Кисти Рембрандта принадлежат исторические, библейские, мифологические и бытовые картины, портреты и
пейзажи, гравюры, рисунки
Мастерство светотени
Автопортрет с Саскией на коленях. 1635 г. Картинная галерея, Дрезден
РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН (1606-1669)
Слайд 24Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока (Ночной дозор). 1642 г.
Риксмузей, Амстердам
Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока (Ночной дозор). 1642 г. Риксмузей, Амстердам
Слайд 25Рембрандт ван Рейн.
Даная. 1636 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рембрандт ван Рейн.
Даная.
1636 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 26Рембрандт ван Рейн. Заговор Юлия Цивилиса. 1661 г. Национальный музей, Стокгольм
Рембрандт ван Рейн. Заговор Юлия Цивилиса. 1661 г. Национальный музей, Стокгольм
Слайд 27Рембрандт ван Рейн.
Возвращение блудного сына. 1668—1669 гг.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рембрандт ван
Рейн.
Возвращение блудного сына. 1668—1669 гг.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 29Натюрморт
Каждая художественная школа предпочитала свои композиции:
Утрехт - из цветы и
плоды
Гаага - из рыба
Харлем – завтраки
Амстердам - роскошные десерты,
Лейден – книги, черепа, свечи, песочные часы
Натюрморт – Stilleven – «застывшая жизнь»
Слайд 30Клас. Завтрак с ветчиной. 1647 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Балтазар ван
дер Аст. Натюрморт с цветами яблони. 1635 г.
Государственные музеи, Берлин
Слайд 31Бытовая живопись
Делфтская школа – интерьерная живопись
Небольшой формат картин
Камерность, повседневность сюжета
Светская тематика
Реализм
Ян
Вермер
«Офицер и смеющаяся девушка»
Слайд 32Ян Стен «Кошкины танцы»
Ян Стен «Кошкины танцы»
Слайд 33Герард Терборх
«Мальчик, ищущий блоху у собаки»
Герард Терборх
«Мальчик, ищущий блоху у собаки»
Слайд 34Ян Вермер.
Искусство живописи. Около 1665—1667 гг.
Художественно-исторический музей, Вена
Ян Вермер.
Искусство живописи.
Около 1665—1667 гг.
Художественно-исторический музей, Вена
Слайд 35Пейзаж
в 10-х гг. XVII столетия в Харлеме сформировалась школа пейзажа
внимание
на скромных уголках сельской местности
значительную часть живописного пространства занимает небо
Адриан ван Остаде
«Крестьянские пляски у гостиницы»
Слайд 37Характерные черты скульптуры
ограниченное использование скульптуры из-за кальвинизма
экономичная планировка жилья не предполагала
обилия скульптур
2 направления скульптуры:
надгробные памятники и фасадные украшения
Слайд 39Специфика архитектуры
в основе – практические потребности
влияние природных условий – плотины и
дамбы, шлюзы и каналы
основа – морская торговля – обводные каналы
берега застраивались сплошным рядом домов
фасады домов уходили прямо в воду
отсутствие дворцовых комплексов
кальвинистские церкви
Слайд 40Ливен де Кей. Мясные ряды в Гарлеме. 1601-1603 гг.
главное место
– общественные сооружения – ратуши, торговые ряды, банки, биржи, цеховые дома, здания коммерческих организаций
мастерские, верфи
значительная часть – жилая застройка
дорогая земля способствовала экономичной планировке и узким фасадам
Ливен де Кей. Мясные ряды в Гарлеме. 1601-1603 гг.
Слайд 41Якоб ван Кампен. Ратуша в Амстердаме. 1648-1655 гг. Общий вид.
Слайд 42Здания торговых складов в Амстердаме. 2-я половина 17 в.
Слайд 43Список использованной литературы
Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века,
1957.
Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640—1670), М., 1962.
Дмитриева Н. А. Искусство Голландии XVII в. — М.: Искусство, 1990. — (Краткая история искусств.) — В 2 т.
Ротенберг Е.И., Западноевропейское искусство XVII века, М., 1971.
Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII в. — М., 1983.