Слайд 1Художественные промыслы России в XIX в.
Слайд 2Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой
и неповторимой. Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.
Слайд 3Гжельская роспись
С давних времен на Руси была широко известна посуда и
иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель.
Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Слайд 4Хохломская роспись
Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома
Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу. Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.
Промысел родился в середине XVII века (хотя самые ранние хохломские изделия, сохранившиеся в музеях, относятся лишь к началу XIX века), когда в Поволжье появились раскольники, которые спасались в этих лесных местах от преследования властей. В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" и "под фон«.
Слайд 5Русская вышивка
Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX — ХХ
вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России. На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В конце XIX — начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок, на потребу городскому покупателю. Особенное развитие в это время получила „крестецкая строчка" — сквозная вышивка, подражающая кружеву, центром производства которой стал Крестецкий уезд Новгородской губернии.
Слайд 6Матрешка
Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей,
но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.Появилась матрешка в 1890 году.
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Слайд 7Оренбургский пуховый платок 19 век
Настоящая слава к оренбургскому платку пришла в
XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз.
Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.
Слайд 8Скань
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах
России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали более сложные вещи - хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий.
Скань-ТОНЧАЙШЕЕ КРУЖЕВО ИЗ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ НИТЕЙ
Слайд 9Дымковская игрушка
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные
яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – "дымковская" или "кировская" игрушка.
В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
Слайд 10Вологодское кружево
В XIX веке вологодское кружево становится промыслом. В большинстве помещичьих
усадеб появляются кружевные фабрики, где трудились крепостные мастерицы. Изделия из них поставлялись в Санкт-Петербург, Москву и другие города. К 1912 году число работниц, занимавшихся кружевным промыслом, достигало 40 тысяч человек. В прошлом для плетения кружева использовались преимущественно льняные нити, а с конца XIX века — и хлопчатобумажные. Традиционное вологодского кружево было белого цвета, иногда в него вплетали золотые и серебряные нити. Встречалось также кружево других цветов. Вскоре вологодское кружево приобрело популярность во всех слоях населения. В народном костюме использовались традиционные узоры — геометрические формы, изображения фантастических зверей и птиц, цветочные орнаменты, знаки-обереги
Слайд 11Жостовская роспись
С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов
работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Слайд 12Абашевская глиняная игрушка
Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка
изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек.
Абашевские гончарные игрушки выделялись среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее.
Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942
Слайд 13Городецкая роспись
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины
XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Слайд 14В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников,
раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. В наш век технического прогресса искусство народных художественных промыслов с его ярко выраженной национальной спецификой определяет многообразие и вклад каждого народа в общую сокровищницу искусства страны. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой – результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров.
Итог