Слайд 1ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
7 КЛАСС ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
Слайд 2Внешняя политика при правлении Екатерины II
Екатерина энергично вмешивалась во все важнейшие
события международной жизни, но в то же время твёрдо отражала все попытки иностранных держав вырвать у неё инициативу, отказываясь принять навязываемое ей посредничество во время первой и второй турецких войн. В созданной Е. системе союзов она с большим искусством умела обеспечить преобладание России. Большое значение в этой связи имел широко практиковавшийся ею приём установления непосредственных отношений с иностранными государями и видными политиками как путём оживлённой переписки (с Фридрихом II и Иосифом II), так и при личных свиданиях с ними. Ей удалось склонить в пользу своей восточной политики передовых людей Франции, считавших "греческий проект" стремлением освободить колыбель европейской цивилизации от "турецкого фанатизма"
Слайд 3В чем тайна власти?
34-летнее царствование Екатерины II оставило яркий след в
истории России. Бросается в глаза
неординарность личности императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею
содеянного: Петр Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая — на берегах Черного моря, раздвинув
границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Одного этого достаточно, чтобы потомки с
благодарностью вспоминали имя Екатерины II. При Екатерине высокого уровня достигло распространение
просвещения, стали издаваться первые журналы, появились писатели, чьи произведения звучат актуально и в наши
дни, крупных успехов достигла историческая наука. Екатерину отличала невероятная работоспособность: «Я страстно
люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят» . В другой раз она писала: «Я по
природе люблю трудиться и чем более работаю, тем становлюсь веселее» . Достаточно взглянуть на распорядок дня
императрицы чтобы убедиться, сколь много времени она посвящала делам управления. Екатерина энергично и
постоянно законодательствовала, ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как Наказ Уложенной
комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные грамоты дворянству и городам, и многие другие.
Слайд 4Культура и просвещение.
В увлечении науками и изящными искусствами проявлялась еще одна
сторона многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась коллекционированием: Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.
Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы утверждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерина II в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Императрица велела открывать училища всюду: в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища..
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины. Примечательно и то, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач.
Слайд 5Золотой век" Екатерины II Великой (1762 - 1796)
Из всех женщин, царствовавших
в России в XVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время ее правления - одна из блестящих страниц русской истории. Идеологией государства становится русский национализм.
Слайд 6Краткая история правления Екатерины II
Русская императрица (1762-1796); С 1744 года —
в России. С 1745г. жена великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, которого свергла с престола (1762г.), опираясь на гвардию (Г.Г. и А.Г. Орловых и др.). Провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-64), упразднила гетманство на Украине (1764). Возглавляла Уложенную комиссию 1767-1769 годов.
При ней произошла Крестьянская война 1773-1775 годов. Издала Учреждение для управления губернией 1775, Жалованную грамоту дворянству 1785 и Жалованную грамоту городам 1785. При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791 годов Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Сев. Причерноморье, Крым, Прикубанье.
Слайд 7Воспитание и образование Екатерины
Екатерина по матери принадлежала к княжескому роду, одному
из многочисленных родов Северной Германии, а по отцу — к другому владетельному роду. Отец Екатерины, Христиан Август подобно многим своим соседям, мелким северогерманским князьям, состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, а потом губернатором города Штеттина. 21 апреля 1729 года- родилась у него дочь Софья-Августа, будущая Екатерина Великая. Екатерина родилась в скромной обстановке и росла резвой, шаловливой девочкой, любившей щегольнуть отвагой перед мальчиками. Она получила домашнее образование: у неё была гувернантка, француженка Кардель, и два учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Учили её и музыке - немец Религ давал ей уроки на клавесине. Учитель немецкого языка Ватер старался внушить ей любовь к немецкой литературе.
Слайд 8Вступление на престол
В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины
с мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Панина, Разумовского, Дашковой . В ночь на 28 июня 1762, когда Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как “золотом веке” русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью.
Слайд 9Внешняя политика при правлении Екатерины II
Е. энергично вмешивалась во все важнейшие
события международной жизни, но в то же время твёрдо отражала все попытки иностранных держав вырвать у неё инициативу, отказываясь принять навязываемое ей посредничество во время первой и второй турецких войн. В созданной Е. системе союзов она с большим искусством умела обеспечить преобладание России. Большое значение в этой связи имел широко практиковавшийся ею приём установления непосредственных отношений с иностранными государями и видными политиками как путём оживлённой переписки (с Фридрихом II и Иосифом II), так и при личных свиданиях с ними. Её письма к Вольтеру, Гримму, Циммерману и др., полные едкого остроумия, на первый взгляд как будто бы несколько небрежные, а на самом деле всегда тщательно обдуманные, - были средством политической пропаганды за границей и завоевали ей известную популярность в кругах либеральной европейской интеллигенции, видевшей в Е. в первый период её царствования идеал "просвещённого монарха". Ей удалось склонить в пользу своей восточной политики передовых людей Франции, считавших "греческий проект" стремлением освободить колыбель европейской цивилизации от "турецкого фанатизма". В нарушение дипломатических обычаев Е. практиковала непосредственные переговоры с иностранными представителями в Петербурге (Сегюр, Л. Кобенцль, Фицгерберт) во время тайных аудиенций.
Слайд 10КУЛЬТУРА и ПРОСВЕЩЕНИЕ
В увлечении науками и изящными искусствами проявлялась еще одна
сторона многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась коллекционированием: Среди известных приобретений Екатерина II – библиотеки Дидро и Вольтера, живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Рембрандта, Пуассена,Ван Дейки, Рубенса и других. Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.
Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы утверждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерина II в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Императрица велела открывать училища всюду: в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии общественности предполагалось учредить университеты.
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины.
Слайд 11Екатерина, русская душою…»
Ни капли русской крови не было в этой
женщине, и, тем не менее, она решительно разорвала всякие контакты с немецкой родней, не пустила к жирному русскому пирогу ни мать, ни родного брата. Она сделалась русская «казанская помещица»!
Екатерина всячески подчеркивала связь с Россией, ходила в платье, похожем на сарафан, и любила общаться с деревенскими бабами, пока закладывали лошадей. Бабы обнимали и целовали ее, а она потом не могла отмыться от угля и свеклы, которыми сельские модницы красили брови и щеки! Зато, как говаривала Екатерина, из этого общения она порой узнавала больше, чем из бесед с учеными людьми.
Слайд 12В чем тайна власти?
34-летнее царствование Екатерины II оставило яркий след в
истории России. Бросается в глаза
неординарность личности императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею
содеянного: Петр Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая — на берегах Черного моря, раздвинув
границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Одного этого достаточно, чтобы потомки с
благодарностью вспоминали имя Екатерины II. При Екатерине высокого уровня достигло распространение
просвещения, стали издаваться первые журналы, появились писатели, чьи произведения звучат актуально и в наши
дни, крупных успехов достигла историческая наука. Екатерину отличала невероятная работоспособность: «Я страстно
люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят» .