Слайд 1
Территория ЕАО в эпоху средневековья
учитель: Сагуйченко
Ирина Александровна
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Слайд 2Поделимся мыслями:
1. Почему жители неолита вели оседлый
образ жизни?
2. Почему племена урильской культуры более широко использовали орудия из железа, чем из бронзы?
3. Каким образом гибель польцевского поселения во время пожара способствовала более детальному изучению жизни его жителей?
4. Назовите общие черты и различия урильской и польцевской археологических культур.
Слайд 5Мукри или мохэ (кит. — 靺鞨 mòhé), — народ, живший на
севере Маньчжурии с раннего средневековья, предки чжурчжэней ,маньчжуров. Несколько раз переселялись на левый берег Амура. Язык — алтайской семьи тунгусо-маньчжурской группы, проточжурчжэньский. имя «мохэ» происходит от маньчжурского «мукэ» (вода), следовательно, «мохэ» переводилось им как «поречане, жители рек». Средоточием мохэйцев в IV—VI веках были бассейны рек Амура, Зеи, Сунгари, Уссури.
Мохэские племена являлись пришлым народом на Дальнем Востоке. В раннем средневековье они прибыли на территорию Маньчжурии из Забайкалья. В отличие от коренного населения современного Дальнего Востока России мохэйцы не использовали каны. Но они ввели использование коней в охоте, военных действиях и сельском хозяйстве. Однако при этом они позаимствовали многие занятия и промыслы у местного населения.
Слайд 7 А. В. Гребенщиков предполагает, что
имя «мохэ» производное от маньчжурского «мукэ» (вода), и отсюда имя «мохэ» переводилось им, как «поречане – жители рек».
Главным местом обитания мохэйцев в IV – VI веках были бассейны рек Амура, Зеи, Сунгари, Уссури.
Слайд 9Площадь дома 12-25 кв. м.
На холмах,по берегам
рек и озер
Жилища
мохэ
Жилища ,около 50 домов, окружены сооружениями
Очаг имел четырехугольную форму из дерева, обмазанного глиной
Слайд 10Могильник в Найфельде
Раскопки могильника в Найфельде
дали материалы для характеристики духовной культуры мохэйских племен. Мохэйцы, также как другие древние народы, одушевляли природу. Они населяли злыми и добрыми духами реки, озера, леса, горы.
Слайд 11Используя данные учебника,докажите,что хозяйственная жизнь народов мохэ была многоотраслевой
Слайд 12Многоотраслевое хозяйство
Земледелие,
Скотоводство,
Охота,
Рыболовство,
Собирательство,
Ремесло (металлургия и кузнечное дело)
Слайд 14Прочти текст и ответь на вопрос.
У мохэ уже существовало разделение на
знать (вожди и старейшины), простых общинников и группы неполноправного населения.
Более знатные имели «по нескольку сот голов свиней», селились в более крупных жилищах, пользовались лучшими землями, обладали домашними рабами.
Доходы знати складывались из даров простых мохэ, подарков китайских императоров, прибыли от торговли с другими племенами и народами, но основную их часть составляла добыча от военных походов на соседей.
1. Сделай вывод об общественном строе мохэ.
2. Каков был уровень развития племен мохэ?
Слайд 15
Племена покровской археологической культуры
Слайд 16«Амурские Чжурчжэни»
в Приамурье
Покровская культура
в ЕАО
Слайд 17Начало изучения покровской культуры
Первый шаг к изучению
покровской культуры Приамурья (IX—XIII вв. н.э.) был сделан в 1902 г., когда краеведы А.Я. Гуров и Г.Ф. Белоусов проводили небольшие раскопки в Амурской области в городище на горе Шапка.
Первый могильник — Дубовая Релка — был исследован В.К. Арсеньевым, JI.И. Звездиным, В.Я. Домбровским и др. в 1912—1913 гг. во время строительства Амурского железнодорожного моста на левом берегу Амура, вблизи с. Покровка.
Ряд памятников IX—XIII вв. был открыт во время разведки по Нижнему Амуру, проведенной А.П. Окладниковым в 1935 г.
Слайд 18IX-XIII в. н.э. покровская археологическая культура
Слайд 20Это интересно
Наифельдский могильник IV – V вв. н.э.
считается могильником родовой
общины.
Погребальный инвентарь: набор предметов,
помещавшийся в могилу вместе с умершим и
включавший его личные вещи, сосуды с
провизией и т.п.
Слайд 21Вопросы и задания
1. Какие факты свидетельствуют о том, что у
мохэских племён были развиты земледелие и скотоводство?
2. Назовите особенности хозяйственной деятельности племён покровской археологической культуры.
3. Какие данные позволяют сделать заключение о том, что племена покровской археологической культуры были близки к созданию своего государства?
Слайд 22
В древних письменных источниках сведения о
племенах, заселявших в эпоху средневековья территорию Дальнего Востока, очень коротки. Складывается впечатление, что народы, проживавшие в бассейне среднего и нижнего Амура, вообще были неизвестны древним летописцам. Поэтому для этих районов роль летописных сводов в качестве исторического источника весьма ограничена.
Исследования последних лет, проведенные владивостокскими археологами, позволили уточнить юго-восточный участок культуры. Ранее предполагалось, что он проходил где-то в бассейне Бикина, либо Имана (Большая Уссурка). Теперь более вероятно, что граница лежала вдоль северо-восточного берега оз. Ханка, затем шла по рекам Сунгача, Уссури и Иману до моря, или но долине р. Уссури, переходя в долину р. Зеркальной, район, где когда-то проходил Соколиный путь (Васильев 10.М., 2003, с. 317-319).
Южный участок охватывает районы городов Тунхэ и Илань (КНР). Западная граница. вероятно, пролегала за хребтом Малый Хинган и по бассейну р. Нонни (Нун-цзян), завершаясь где-то около с. Кумары или несколько западнее. Естественно, границы были размыты, а в приграничных районах, по-видимому, могло
происходить взаимопроникновение культур.
Слайд 24ПАМЯТНИКИ ПОКРОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Жилище
Слайд 25 Эталонные гири и печать Краснояровского городища (бронза)