Слайд 1ТЕМА: Предпосылки петровских преобразований
Презентация
подготовлена учителем истории Журавлёвой И. А.
Слайд 2Причины усиления западного влияния:
Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством
и Турцией – усиление западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику, на быт и традиции населения России.
Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова.
Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных.
Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польшей.
При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам.
Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля.
Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки.
В Москву устремились носители польской культуры. Среди них был Семион Полоцкий.
Слайд 3Симеон Полоцкий
Белорус. Постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке
(отсюда – Полоцкий). Писал стихи, учительствовал, имел широкое признание у населения.
Выступал за объединение русского, белорусского и украинского народов. Был приглашен в Москву. Воспитывал царевичей Федора и Софью, которые под его руководством получили западное образование – первыми среди русских руководителей страны. В их правление под его влиянием отмечены целенаправленные попытки проведения реформ по западному образцу
Слайд 4А. Л. Ордин- Нащокин
Один из известнейших политических деятелей России 17 века.
Как глава Посольского приказа выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.
Предлагал союз с Речью Посполитой против Турции.
Андрусовское перемирие – его заслуга.
Предлагал создать союз стран против Швеции.
По тексту учебника определите, какие реформы предлагал Ордин-Нащокин.
Слайд 5
Реформы:
Сокращение дворянского ополчения, увеличение числа стрелецких полков, введение рекрутской повинности –
шаги на пути к созданию постоянной армии.
Попытка ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
Отмена привилегий иностранных компаний и предоставление льгот русским купцам, основание новых мануфактур.
Установление почтовой связи между Москвой, Вильно и Ригой.
Слайд 6Василий Голицын
Фактический правитель России в период регентства Софьи.
При его поддержке открыта
Славяно-греко-латинская академия (1687).
Главное направление внутренней политики, по его мнению, - исправление нравов и развитие инициативы.
Курс на развитие и поддержку торговли и ремесел.
Какие реформаторские планы строил В.Голицын? Почему они не были реализованы? Определите по учебнику.
Слайд 7
Используя документ «Иностранец Де ла Невилль о Голицыне», определите, какие еще
изменения планировал ввести Голицын.
Предлагал отменить смертную казнь за «возмутительные слова» против власти.
Принятие указов о европейских формах быта.
Предлагал освободить крестьян от власти помещиков.
Высказывался за введение «поголовной» подати с крестьянских хозяйств.
Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией по западному образцу – наемной армией.
Слайд 8Юрий Крижанич
Хорват. Ученый-энциклопедист.
Служил в Посольском приказе, а затем в Приказе Большого
дворца.
Исправлял богослужебные книги. Был заподозрен в измене, выслан в Тобольск.
Какие идеи предлагал Ю. Крижанич? Нужны ли они были России?
Слайд 9Юрий Крижанич
Выступал за введение в России европейской системы образования, за просвещение
населения, но предупреждал об опасности слепого заимствования западного опыта.
Его главная идея – объединение всего славянства для борьбы с «немецкой опасностью».
Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского и создать единое славянское государство под властью московского царя.
Предлагал реформировать самодержавную российскую власть, убрав из нее жестокие методы правления, но сохранив силу государства
Слайд 10В. Ключевский. «Исторические портреты».
Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи.
Вот важнейшие
части этой программы: 1) Мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.
Слайд 11Тесты по теме «Предпосылки петровских преобразований».
1. Экономическое развитие России сдерживалось:
а)
развитием товарного производства; б) системой крепостного права; в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.
2. На рубеже 17-18 вв. Росси отставала от европейских стран, потому что
а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю.
3. Вставьте наиболее подходящее слово.
На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).
4. Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к
а) усилению влияния этих стран на Россию; б) ослаблению контактов с этими странами; в) никак не повлияли на развитие России.
5. Симеон Полоцкий повлиял на правление
а) Алексея Михайловича; б) Петра Великого; в) Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
6. Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им преобразованиями.
А) А. Ордин-Нащокин 1 ) освобождение крестьян от крепостной зависимости
Б) В. Голицын 2) создание единого славянского государства
В) Ю. Крижанич 3) введение рекрутской повинности в России.
7. Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями и правителями.
А) да; б) нет.
Слайд 12Проверь себя:
1. Б
2. Г В Д А Б
3. Предпосылки
4. А
5.
В
6. А3, Б1, В2
7. А
На «5» – 7 правильных ответов
На «4» – 5-6 правильных ответов
На «3» – 4 правильных ответа
Слайд 13 Итог урока:
К концу 17 века в России представителями государственной власти
была осознана необходимость преобразований страны.
Преобразования должны быть проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России.
На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований.
Это и определило направление деятельности не только Петра 1, но и всей дальнейшей истории России в 18 веке.
задание №4
в рабочей тетради.
Спасибо за урок!