Презентация, доклад по истории Дагестана на тему:Мая малая родина

Содержание

Географическое положение Капкайкента. Карта со спутника.Капкайкент — село в Каякентском районе Дагестана. Образует самостоятельное сельское поселение. Расположено у подножья гор в долине реки Артузень, в 33 км к юго-западу от города Избербаш. В селе четырнадцать улиц. В селе проживает 856 человек.

Слайд 1 Ах,  Дагестан!

Страна прекрасных гор, страна ветров, озёр великих. Так удивительно широк её простор, приветливы людские лики. Кто побывал один лишь только раз. Увидев красоту земную, оставит память в сердце тот Кавказ, который манит, радует, чарует.
Александр Задорожный-Васильченко

Ах,  Дагестан!   Страна прекрасных гор, страна ветров, озёр великих.

Слайд 2Географическое положение Капкайкента. Карта со спутника.
Капкайкент — село в Каякентском районе Дагестана. Образует самостоятельное

сельское поселение. Расположено у подножья гор в долине реки Артузень, в 33 км к юго-западу от города Избербаш. В селе четырнадцать улиц. В селе проживает 856 человек. Моноэтническое кумыкское село. Капкайкент имеет умеренно теплый климат. В течение года выпадает значительное количество осадков . Даже во время самого засушливого месяца.




Географическое положение Капкайкента. Карта со спутника.Капкайкент — село в Каякентском районе Дагестана. Образует самостоятельное сельское поселение. Расположено у подножья гор

Слайд 3Капкайкент

Капкайкент

Слайд 4Капкайкент                    ( Стихи Магомедрасула Пашаева 1987 год)

Живет, расцветает в середине двенадцати

гор, Место родное, на свете мне этого нет. Уже 130 - й год пролетает с тех пор, Как был основан на этой земле Капкайкент. * * * Хочу написать, рассказать о тебе и воспеть, На долгие годы твой неизвестный поэт. Пишу я непросто, чтобы куплеты иметь, А про родное село, чтобы песню воспеть. * * * Часто бывало ходил я на гору Балам, Она не высока, орлом себя чувствую там. С радостью, гордо глядя, я с вершины Балам, Родному селенью шлю Дагестанский салам. * * * А если острее с вершины к селу приглядеться, То можно войти и на прошлую жизнь заглянуть. Мы прошлым богаты и надо к нему опереться, И славных дорог оттуда нужно тянуть.
 

Капкайкент                    ( Стихи Магомедрасула Пашаева 1987 год)   Живет, расцветает в середине двенадцати гор, Место родное,

Слайд 5Карта маршрута
100
8
9
7
16
5
4
12
3
1
18
17
14
13
2
6
11
15
19

Карта маршрута100897165412311817141326111519

Слайд 7 Село родное, мой народ!





Что такое малая Родина , что мы знаем о нем? Это такое место, где ты родился, где твой дом, семья, друзья. У каждого она своя особенная и неповторимая. Мы кумыки, говорят кумыки на кумыкском языке. В царские времена кумыкский язык изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры. И в наши дни многие из других национальностей владеют кумыкским языком. Несмотря на то, что село мало по размеру и количество проживающих здесь людей, он богат своей историей.
Моя малая Родина – село Капкайкент расположен в Каякентском районе, ее история связана с Башлы, а он является одним из древнейших и очень известных населенных пунктов Дагестана. Есть предание о его происхождение. По одной из версии предки башлынцев жили в защищенных поселениях, называвшихся тогда Батырша, Ёгъары-Башлы и Хагуре-Ташлар (буквально: Большие камни). Они находились недалеко друг от друга на склонах гор, вскоре образовался один аул Башлы. Это защищало их в случае вторжения врагов и позволяло контролировать торговый путь. За водой ходили к реке Башлыозень. Башлынцы, ссылаясь на устную традицию, связывают топоним Башлы со словом «баш» («баш» – голова или главное), с деятельностью по объединению мелких поселений в одно крупное селение. История Башлы насыщена событиями, преданиями.
Сохранилось предание о пребывании здесь Тимура, который расположился лагерем у высокого холма (тёбе), который башлынцы до сих пор называют «Темир-хан-тёбе».
Здесь был и Надир-шах он, по сохранившимся источникам также сделал остановку у Башлы. Однако, несмотря на все старания и планы, которые преследовали завоеватели захватить Дагестан Надиру так и не удалось.


Село родное, мой народ!           Что такое

Слайд 8 С началом кавказской войны

аул Башлы не раз подвергался разорению царскими войсками, начиная с генерала Ермолова. Но наиболее трагичные события в истории Башлы связаны с восстанием 1877 года. В 1877 году в Дагестане вспыхнуло крупное антироссийское восстание, одним из центров которого стал аул Башлы. За непокорность, аул был полностью разрушен генералом Комаровым. Нескончаемые обстрелы и атаки, приведшие фактически к полному уничтожению Башлы, в итоге вынудили оставшихся в живых его жителей покинуть обжитые места и скрыться в лесах. Согласно преданию, в знак наказания не разрешалось поселяться родственным группам в одном месте, в одном ауле. Есть предание о святом месте Гамзатта пир. Русские войска приходили в Башлы трижды. Каждый раз жители убегали в лес. Мужчины оставались в селе и вели бои с царскими войсками. Они же оказывали, как умели, помощь раненым, используя для этого какие были запасы тканей, лечебные травы. Когда все живые скрывались в лесах, в селении оставался один больной юноша, умалишенный – «абдал» по имени Гамзатта, который не хотел прятаться думал, что его никто не тронет. Однако солдаты, которые разгуливали по селу, захватили юношу и убили. Жители старого Башлы на том же месте выкопали ему могилу и похоронили. И сегодня башлынцы почитают его как святого и посещают его могилу, раздают там подаяние – «садака».
Впоследствии населению бывшего аула в течение 5 лет не позволяли селиться на прежнем месте. И только в 1882 году бывшим жителям разрешили вернуться, но в место одного аула было образовано три: Верхний Башлы (позже Капкайкент), Капкайкент по названию местности Гьапкъай., Средний Башлы (позже Джаванкент), Джаванкент он расположен у подножия горы Джаван, и Нижний Башлы (позже Александркент). При образовании нового аула, в знак покорности ему было присвоено имя Александркент в честь императора в честь царя Александра III. После революции село переименовывают в Джалалкент в честь революционера и видного государственного деятеля Джалалутдина Коркмасова. В 1937 году Коркмасов был репрессирован, а село вновь переименовано в Башлыкент. И так история моего села неразрывна связано с историей Башлыкента, а отдельный этап ее начинается с 1882г всего лишь 134 лет.
С  началом кавказской войны  аул Башлы не раз подвергался разорению

Слайд 9Символ села грецкий орех

Символ села грецкий орех

Слайд 10Остановка 1. МКОУ «Капкайкентская средняя общеобразовательная школа им. Б.А.Магомедова«Моя школа основанная

в 1936г.
Остановка 1. МКОУ «Капкайкентская средняя общеобразовательная школа им. Б.А.Магомедова«Моя школа основанная в 1936г.

Слайд 11Остановка 2. Центральная улица им. Ленина (Уллуэлчи)

Остановка 2. Центральная улица им. Ленина (Уллуэлчи)

Слайд 12Остановка 3. Администрация села

Остановка 3. Администрация села

Слайд 13Остановка 4. Памятник участникам Вов

(на ул им. Ленина)

Война оставила большой след в истории каждой семьи моего села. Из нашего маленького села Капкайкента 102 человека ушли на фронт, многие из которых были добровольцами. Это сыновья и внуки тех, кто отстаивал Советскую власть во время революции и гражданской войны. Сыновья Касумова Алаци: Касум, Ибрагим, Багатыр; Алибекова: Магомед, Али, Ахмед, Шахнаваз , Агаева: Агамерза, Баймат, Назар, Ахмед и т. д. Жены фронтовиков, сестры, матери, старики и дети неустанно трудились для победы над врагом. Работали в колхозе, перевыполняя свои нормы и планы, рыли окопы, противотанковые рвы, строили аэродромы.
Касумов Касум (сын Касумова Алаци)- участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Ленина, был председателем колхоза «Буйнакский» села Капкайкент. Касумов Багатыр (сын Касумова Алаци)- участник ВОв, прокурор города Буйнакска. Касумов Ибрагим (сын Касумова Алаци)- участник ВОв, работал ветврачом в с. Капкайкент
На снимке -Кадиев Гебек- участник парада Победы 1945г

Остановка 4.  Памятник участникам Вов

Слайд 14Остановка 5. дом Алиева Н.А. Капкайкентцы гордятся своими знатными людьми
Из маленького

села Капкайкент вышли в большую науку семь крупных ученых. Родной аул и район прославил Алиев Нариман - академик, доктор сельскохозяйственных наук, Герой Социал иалистического труда. Алиев Нариман Абдулхаликович- более 20 лет работал генеральным директором научно производственного объединения «Дагагровинпром», в 1960-1991г.г.член обкома КПСС, делегат 21-25 съездов КПСС, в течение 20 лет был депутатом Верховного Совета РСФСР, доктор сельскохозяйственных наук, академик Академии технологических наук. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции и «Знаком почета», шестью золотыми медалями ВДНХ, Герой Социалистического труда24 .
Джабраилова Умразият Абдуллаевна с 1960г. по 1983годы проработала первым секретарем Каякентского райкома КПСС, награждена высокими государственными наградами: орденами «Октябрьской революции», «Трудового Красного Знамени» и пятью медалями25. истического труда.
Остановка 5. дом Алиева Н.А. Капкайкентцы гордятся своими знатными людьмиИз маленького села Капкайкент вышли в большую науку

Слайд 15Остановка 6. Река Башлыозень.


С древнейших времен воду у нас почитали. И с ним связан обряд вызывания дождя Земире. Обряд совершался девушками во время засухи. Неся в руках изображение женщины, нарисованное на деревянной лопате углем или белой глиной, девушки обращались к богине с мольбой о дожде. Шествие девушек сопровождалось особой песней, обращение к божеству Земире, как к распорядительнице воды. Как правило, запевала девочка, а остальные в припеве хором повторяли одно и то же: «О, Земире!». Участницы шествия должны были исполнять эту песню у ворот каждого дома. Хозяева домов как можно обильнее обливали девушек водой и затем одаривали их продуктами. Мы тоже совершаем иногда в засуху этот обряд, но в отличие от прошлых лет сейчас в нем участвуют и мальчики, а угощают сладостями в каждом доме. Есть и еще одно поверье, часто матери говорят своим дочерям (сув тутмаган уй тутмас) оно означает, кто воду не бережет, тот и очаг дома не сохранит.П оэтому воду использовали бережно. Сельчане брали воду по утро у речке, затем там же поили свой скот .

Остановка 6.  Река Башлыозень.

Слайд 16 Остановка 7. Эмен тобе(дубовый холм)
Основными лесообразующими породами являются дуб, представленный

несколькими видами, бук восточный, граб кавказский, береза (несколько видов), сосна крючковатая, тополь (гибридный), обилие плодовых деревьев и ягодных кустарников (алычи, мушмулы, груши, яблони, кизила, боярышников, шиповников). В настоящее время в результате сведения этих лесных массивов от них сохранились лишь небольшие участки с древостоем, сильно нарушенным рубкой, распашкой, выпасом скота и т. д. Животный мир заказника богат и многообразен. Здесь можно встретить косулю, волка, барсука, дикого кабана, лису, зайца и многих других представителей фауны.
Поэтому наша задача сохранять наши леса от бездумного использования.
Остановка 7. Эмен тобе(дубовый холм)Основными лесообразующими породами являются дуб, представленный несколькими видами, бук восточный, граб кавказский,

Слайд 17Остановка 8. Хола чанка - Балам тобе(гора болам, носит название от

ягоды семейства крыжовника).
Остановка 8. Хола чанка - Балам тобе(гора болам, носит название от ягоды семейства крыжовника).

Слайд 18Остановка 9. Экскурсия к Балам тобе

Остановка 9. Экскурсия к Балам тобе

Слайд 19Традиционный праздник День Башлы, где принимают участие жители трех сел. Проводится

на территории Хола чанке.
Традиционный праздник День Башлы, где принимают участие жители трех сел. Проводится на территории Хола чанке.

Слайд 20Остановка 10. Водохранилище-плотина была создано в 90хгг. Xxвека. Реконструкция водохранилища прошла

после наводнения в 2013г. Здесь водятся рыбы и водоплавующие птицы. В мае организовали экологический десант по очиске мусора по берегу водохранилища.
Остановка 10. Водохранилище-плотина была создано в 90хгг. Xxвека. Реконструкция водохранилища прошла после наводнения в 2013г. Здесь водятся

Слайд 21Как и раньше наши сельчане используют травы и другие природные средства

в народной медицине. Богатство и своеобразие природно-климатических условий позволили накопить богатый опыт в лечении болезней и сохранении здоровья. Раньше лекари широко использовали в своей практике различные лекарственные растения. В большом количестве употреблялись в пищу черемшу, укроп, щавель, чеснок, мяту, землянику. В качестве рассасывающих средств, применялись подорожник и распаренные листья сирени, смазанные маслом. Пили чай из зверобоя, боярышника, чабреца , земляники как лекарство и от простуды и от сердца. При малярии и холере народные лекари рекомендовали применять отвар базилика. Универсальным во многих отношениях средством являются и плоды грецкого ореха. В его кожуре много йода и много дубильных веществ. Очищенные и неочищенные плоды применяли при простуде, кашле, диспепсии, диареи, анемии. Листья ореха использовали в качестве красителя и при помощи сушенных листьев сохраняли шерстяные вещи от моли. Ореховым маслом смазывали голову при мигрени, а также использовать при воспалительных заболеваниях ушей. Ели крапиву, мокрицу, дикий лук, черемшу и другие травы. Готовили из них чуду - пироги.  

Как и раньше наши сельчане используют травы и другие природные средства в народной медицине. Богатство и своеобразие

Слайд 22

Дорога к гёз-сув

В Капкайкенте бьют подземные минеральные родники, которые местные жители называют «Гёз-сув» (вода от сглаза). По своему составу вода, из источника содержит большое количество соединений йода и брома, сероводорода .От многих болезней помогает излечится наша вода, но особенно от болезней желудочно - кишечного тракта, гастриты, печени и т.д. Но самое главное она лечит от сглаза, так считалось в нашем селе издавна. Каждая хозяйка обязательно хранила такую воду дома, с этой водой купали детей когда они болели, обрызгивали ею во время свадьбы, когда болела скотина и т.д До сих пор наши сельчане , и с других окрестностях едут сюда люди , часто с семьей чтобы окунуться в этой воде, берут воду с собой домой. Мая бабушка рассказывала, что раньше только девушки могли набирать эту воду в сосуд. Прежде чем набрать брали с собой не большое количество зерна пшеницы и бросали по дороге к гёз -сув, набрав воду из источника не разрешалось кувшин по дороге ставить на землю, считалось что таким образом люди задабривают природу, благодарят ее. А после исцеления обязательно раздавалось садака, благодарили Аллаха за свое исцеление. Люди нашего села бережно относятся к этому источнику минеральной воды, своими усилиями сделали резервуар для воды, очищают от ила и посторонней грязи воду, построили купальню с комнатой отдыха, подвели дорогу.


Слайд 23Остановка 11. Старые постройки домов


Село состояло из сотен домов. Связующим звеном была мечеть. На усадьбе располагались жилые и хозяйственные постройки, обносившиеся забором с массивными деревянными воротами. Жилища строились из саманного кирпича (глина с примесью соломой) на каменном фундаменте и покрывались соломой. Крыши, как правило, были плоскими. А дома богатых семей строились целиком из камня. Стены внутри и снаружи обмазывались глиной. Такой способ строительства сохранился до наших дней.
Остановка 11. Старые постройки домов

Слайд 24 Остановка 12. Гез- сув

Остановка 12. Гез- сув

Слайд 25 Ванная комната,комната отдыха Гез-сува.

Ванная комната,комната отдыха Гез-сува.

Слайд 26 Остановка 13. Жангъа(соленая вода)- название лощины гор связанная с сероводородным источником.

Остановка 13. Жангъа(соленая вода)- название лощины гор связанная с сероводородным источником.

Слайд 27Остановка 14. Микрорайон Чокъла(низина) - улица им.Буйнакского

Остановка 14. Микрорайон Чокъла(низина) - улица им.Буйнакского

Слайд 28Остановка 15. Алпинишлар (предгорье здесь раньше пасли скот, по предаю это местность

связано с женщиной по имени Алпике, но и сейчас сельчане здесь занимаются выпасом скота).
Остановка 15. Алпинишлар (предгорье здесь раньше пасли скот, по предаю это местность связано с женщиной по имени

Слайд 29Остановка 16. Тавушан гъол

Остановка 16. Тавушан  гъол

Слайд 30Остановка 17. Саванлар (участок под сенокос) Жители села заготавливали сено на

зиму. У кумыков существовал два рода поземельной собственности: общее владение, т. e. земли, принадлежащие целой фамилии, и частное, составляющее собственность одного только лица.
Остановка 17. Саванлар (участок под сенокос)  Жители села заготавливали сено на зиму. У кумыков существовал два

Слайд 31 Кумыки один из коренных народов Дагестана,

исповедуют ислам суннитского толка, но наряду с исламом у моего народа продолжают сохраняться отголоски и более древних, доисламских религиозных представлений. Можно заметить следы сохранившегося в народных верованиях культа языческих божеств: плодородия, дождя, воды, огня и др. Огонь в представлении кумыков символизировал домашний очаг - основу хозяйства. С этим связан обычай охраны «своего» огня в каждом доме. При постройке нового дома огнь переносился из старого жилища в новое, хотя бы в виде золы. И хорошей хозяйкой считалась та женщина, у которой огонь никогда не погасал. Огнем прославляли и огнем проклинали. Восхваляли словами « пусть в вашем очаге горит огонь жизни и кипит котел счастья», а самым тяжким проклятием у кумыков считаются слова «пусть погаснет огонь в твоем очаге», «пусть зола твоего огня развеется ветром». Огонь играл большую роль в свершении различных обрядов, невесты выходя замуж, брала из дома лампу, который должен был гореть с приходом в дом мужа и этот обряд сохранился до наших дней.
Кумыки один из коренных народов Дагестана, исповедуют ислам суннитского толка, но наряду

Слайд 32Остановка 17. Обряды, фольклор из уст старожилов села. (Касумовой Аминат 92года)

Сохранилось у нас и забота об умерших родственниках. После каждой еды (завтрака, обеда, ужина) семья поименно назвала своих умерших близких родственников, с пожеланиями, чтобы их души были сыты. А каждый четверг мы до сих пор раздоем садака, поминая всех родственников , кто умер и если по каким то причинам мы не смогли раздать хлеб, то бабушка моя говорит вот сегодня Ибрагим наверно у соседей возьмет еду и душа его будет сыта. В таких случаях мама старалась на следующий день обязательно раздать сладости и печенья. Есть также приметы связаны с определенными днями недели. Считалось, например, что у каждого человека есть свой «счастливый» день (ярашгъан гюн), который якобы постоянно приносит удачу в задуманном деле. Моя бабушка говорит, что есть общие для всех «счастливые» дни: понедельник, четверг и пятница. В такие дни принято было кроить и шить новую одежду, начинать носить новую одежду, мыть голову, совершать обряд первого укладывания в люльку новорожденного, отправляться в путь и т. д. Наряду с этими днями есть и «несчастливые» дни. Раньше во вторник (талатгюн) в этот день не совершалось бракосочетание. Из месяцев «несчастливым» считался бош ай (месяц, который идет после месяца рамазана). В этом месяце не принято было начинать ни одно важное дело. Ряд примет имеет связь и с животным миром. По поверью, например, крик совы и вой собаки предвещают смерть. Считалось, что крик петуха на крыльце дома, стрекотанье сороки предвещают приход гостей, возвращение хозяина, какие-нибудь известия. Особенно приветливо встречают прилет ласточек «кьарлыгъач». Ласточка считалась священной птицей. Ласточка имела название «сый-лы къуш». Она могла свить свое гнездо в дома и их никогда не разоряли. Таким образом, наши предки сохраняли свои обряды и поверья, которые дошли и до наших дней.
Остановка 17. Обряды, фольклор из уст старожилов села.  (Касумовой Аминат 92года)

Слайд 33Сценка из школьного спектакля на годекане.
  Годекан - центральная площадь

у народов Кавказа, место общинного схода. Здесь решали все важные дела села, обсуждали новости, встречали кунаков.  
Сценка из школьного спектакля на годекане.   Годекан - центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода.

Слайд 34На главной улице стоит Джума-мечеть с высоким минаретом, у которой раньше

обычно решались все важные вопросы сельчан. Эту улицу всегда называли уллуэлчи . Она всегда была немного шире, чем остальные, второстепенные улицы, и застроена лучшими домами.
На главной улице стоит Джума-мечеть с высоким минаретом, у которой раньше обычно решались все важные вопросы сельчан.

Слайд 35Остановка 18. Наша мечеть

Остановка 18. Наша мечеть

Слайд 36Остановка 19. Улица им. Братьев Алибековых (названа в честь трех сыновей Алибековых

не вернувших с фронтов ВОвойны)
Остановка 19. Улица им. Братьев Алибековых (названа в честь трех сыновей Алибековых не вернувших с фронтов ВОвойны)

Слайд 37Результат наводнения и человеческой деятельности.

Мусорная свалка в старом Башлы.
Загрязненность окружающей среды и нерациональное природопользование природных ресурсов угрожают жизни людей и здоровью будущих детей. Поэтому мы должны встать на защиту природы. Для этого необходимы усилия всего Башлыкентского сообщества для сохранения в первозданном виде природу наших местностей.

Результат наводнения и человеческой деятельности.      Мусорная свалка в старом Башлы.

Слайд 38 Экологический десант по очистке территории Хола чанки, водохранилища проводимыми усилием наших

учителей и учеников.
Экологический десант  по очистке территории Хола чанки, водохранилища проводимыми усилием наших учителей и учеников.

Слайд 39Экологический десант

Экологический десант

Слайд 40Мы на субботнике наших улиц и двора школы.

Мы на субботнике наших улиц и двора школы.

Слайд 41Сохраним культурные объекты. Охрана природы

Сохраним культурные объекты. Охрана природы

Слайд 42 Наше путешествие по любимому краю подошло к

концу. Что нового узнали? Что почувствовали? Эта не последнее наше путешествие, так как еще много интересного нам предстоит узнать о своей малой родине.
Самое дорогое и великое богатство Дагестана – дружба между народами. Проживая вместе, дагестанцы приобретали общие черты культуры, поведения, обычаи и традиции. Они научились совместно обрабатывать землю, производить продукты животноводства и земледелия. Они создавали искусные изделия из глины, камня, дерева, шерсти, металла. У каждого народа есть свои прославленные аулы. Народы Дагестана никогда не ссорились между собой и никогда не давали себя в обиду. Добрый друг находил в Дагестане мир и добро. Враг получал отпор дружных народов Дагестана.
Наше путешествие по любимому краю подошло к концу. Что нового узнали? Что почувствовали?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть