Страна прекрасных гор,
страна ветров, озёр великих.
Так удивительно широк её простор,
приветливы людские лики.
Кто побывал один лишь только раз.
Увидев красоту земную,
оставит память в сердце тот Кавказ,
который манит, радует, чарует.
Александр Задорожный-Васильченко
Слайд 2Географическое положение Капкайкента. Карта со спутника.
Капкайкент — село в Каякентском районе Дагестана. Образует самостоятельное
сельское поселение. Расположено у подножья гор в долине реки Артузень, в 33 км к юго-западу от города Избербаш. В селе четырнадцать улиц. В селе проживает 856 человек. Моноэтническое кумыкское село. Капкайкент имеет умеренно теплый климат. В течение года выпадает значительное количество осадков . Даже во время самого засушливого месяца.
Слайд 4Капкайкент
( Стихи Магомедрасула Пашаева 1987 год)
Живет, расцветает в середине двенадцати
гор,
Место родное, на свете мне этого нет.
Уже 130 - й год пролетает с тех пор,
Как был основан на этой земле Капкайкент.
* * *
Хочу написать, рассказать о тебе и воспеть,
На долгие годы твой неизвестный поэт.
Пишу я непросто, чтобы куплеты иметь,
А про родное село, чтобы песню воспеть.
* * *
Часто бывало ходил я на гору Балам,
Она не высока, орлом себя чувствую там.
С радостью, гордо глядя, я с вершины Балам,
Родному селенью шлю Дагестанский салам.
* * *
А если острее с вершины к селу приглядеться,
То можно войти и на прошлую жизнь заглянуть.
Мы прошлым богаты и надо к нему опереться,
И славных дорог оттуда нужно тянуть.
Слайд 5Карта маршрута
100
8
9
7
16
5
4
12
3
1
18
17
14
13
2
6
11
15
19
Слайд 7
Село родное, мой народ!
Что такое малая Родина , что мы знаем о нем? Это такое место, где ты родился, где твой дом, семья, друзья. У каждого она своя особенная и неповторимая. Мы кумыки, говорят кумыки на кумыкском языке. В царские времена кумыкский язык изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры. И в наши дни многие из других национальностей владеют кумыкским языком. Несмотря на то, что село мало по размеру и количество проживающих здесь людей, он богат своей историей.
Моя малая Родина – село Капкайкент расположен в Каякентском районе, ее история связана с Башлы, а он является одним из древнейших и очень известных населенных пунктов Дагестана. Есть предание о его происхождение. По одной из версии предки башлынцев жили в защищенных поселениях, называвшихся тогда Батырша, Ёгъары-Башлы и Хагуре-Ташлар (буквально: Большие камни). Они находились недалеко друг от друга на склонах гор, вскоре образовался один аул Башлы. Это защищало их в случае вторжения врагов и позволяло контролировать торговый путь. За водой ходили к реке Башлыозень. Башлынцы, ссылаясь на устную традицию, связывают топоним Башлы со словом «баш» («баш» – голова или главное), с деятельностью по объединению мелких поселений в одно крупное селение. История Башлы насыщена событиями, преданиями.
Сохранилось предание о пребывании здесь Тимура, который расположился лагерем у высокого холма (тёбе), который башлынцы до сих пор называют «Темир-хан-тёбе».
Здесь был и Надир-шах он, по сохранившимся источникам также сделал остановку у Башлы. Однако, несмотря на все старания и планы, которые преследовали завоеватели захватить Дагестан Надиру так и не удалось.
Слайд 8 С началом кавказской войны
аул Башлы не раз подвергался разорению царскими войсками, начиная с генерала Ермолова. Но наиболее трагичные события в истории Башлы связаны с восстанием 1877 года. В 1877 году в Дагестане вспыхнуло крупное антироссийское восстание, одним из центров которого стал аул Башлы. За непокорность, аул был полностью разрушен генералом Комаровым. Нескончаемые обстрелы и атаки, приведшие фактически к полному уничтожению Башлы, в итоге вынудили оставшихся в живых его жителей покинуть обжитые места и скрыться в лесах. Согласно преданию, в знак наказания не разрешалось поселяться родственным группам в одном месте, в одном ауле. Есть предание о святом месте Гамзатта пир. Русские войска приходили в Башлы трижды. Каждый раз жители убегали в лес. Мужчины оставались в селе и вели бои с царскими войсками. Они же оказывали, как умели, помощь раненым, используя для этого какие были запасы тканей, лечебные травы. Когда все живые скрывались в лесах, в селении оставался один больной юноша, умалишенный – «абдал» по имени Гамзатта, который не хотел прятаться думал, что его никто не тронет. Однако солдаты, которые разгуливали по селу, захватили юношу и убили. Жители старого Башлы на том же месте выкопали ему могилу и похоронили. И сегодня башлынцы почитают его как святого и посещают его могилу, раздают там подаяние – «садака».
Впоследствии населению бывшего аула в течение 5 лет не позволяли селиться на прежнем месте. И только в 1882 году бывшим жителям разрешили вернуться, но в место одного аула было образовано три: Верхний Башлы (позже Капкайкент), Капкайкент по названию местности Гьапкъай., Средний Башлы (позже Джаванкент), Джаванкент он расположен у подножия горы Джаван, и Нижний Башлы (позже Александркент). При образовании нового аула, в знак покорности ему было присвоено имя Александркент в честь императора в честь царя Александра III. После революции село переименовывают в Джалалкент в честь революционера и видного государственного деятеля Джалалутдина Коркмасова. В 1937 году Коркмасов был репрессирован, а село вновь переименовано в Башлыкент. И так история моего села неразрывна связано с историей Башлыкента, а отдельный этап ее начинается с 1882г всего лишь 134 лет.
Слайд 10Остановка 1. МКОУ «Капкайкентская средняя общеобразовательная школа им. Б.А.Магомедова«Моя школа основанная
в 1936г.
Слайд 11Остановка 2. Центральная улица им. Ленина (Уллуэлчи)
Слайд 13Остановка 4. Памятник участникам Вов
(на ул им. Ленина)
Война оставила большой след в истории каждой семьи моего села. Из нашего маленького села Капкайкента 102 человека ушли на фронт, многие из которых были добровольцами. Это сыновья и внуки тех, кто отстаивал Советскую власть во время революции и гражданской войны. Сыновья Касумова Алаци: Касум, Ибрагим, Багатыр; Алибекова: Магомед, Али, Ахмед, Шахнаваз , Агаева: Агамерза, Баймат, Назар, Ахмед и т. д. Жены фронтовиков, сестры, матери, старики и дети неустанно трудились для победы над врагом. Работали в колхозе, перевыполняя свои нормы и планы, рыли окопы, противотанковые рвы, строили аэродромы.
Касумов Касум (сын Касумова Алаци)- участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Ленина, был председателем колхоза «Буйнакский» села Капкайкент. Касумов Багатыр (сын Касумова Алаци)- участник ВОв, прокурор города Буйнакска. Касумов Ибрагим (сын Касумова Алаци)- участник ВОв, работал ветврачом в с. Капкайкент
На снимке -Кадиев Гебек- участник парада Победы 1945г
Слайд 14Остановка 5. дом Алиева Н.А. Капкайкентцы гордятся своими знатными людьми
Из маленького
села Капкайкент вышли в большую науку семь крупных ученых. Родной аул и район прославил Алиев Нариман - академик, доктор сельскохозяйственных наук, Герой Социал иалистического труда. Алиев Нариман Абдулхаликович- более 20 лет работал генеральным директором научно производственного объединения «Дагагровинпром», в 1960-1991г.г.член обкома КПСС, делегат 21-25 съездов КПСС, в течение 20 лет был депутатом Верховного Совета РСФСР, доктор сельскохозяйственных наук, академик Академии технологических наук. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции и «Знаком почета», шестью золотыми медалями ВДНХ, Герой Социалистического труда24 .
Джабраилова Умразият Абдуллаевна с 1960г. по 1983годы проработала первым секретарем Каякентского райкома КПСС, награждена высокими государственными наградами: орденами «Октябрьской революции», «Трудового Красного Знамени» и пятью медалями25. истического труда.
Слайд 15Остановка 6. Река Башлыозень.
С древнейших времен воду у нас почитали. И с ним связан обряд вызывания дождя Земире. Обряд совершался девушками во время засухи. Неся в руках изображение женщины, нарисованное на деревянной лопате углем или белой глиной, девушки обращались к богине с мольбой о дожде. Шествие девушек сопровождалось особой песней, обращение к божеству Земире, как к распорядительнице воды. Как правило, запевала девочка, а остальные в припеве хором повторяли одно и то же: «О, Земире!». Участницы шествия должны были исполнять эту песню у ворот каждого дома. Хозяева домов как можно обильнее обливали девушек водой и затем одаривали их продуктами. Мы тоже совершаем иногда в засуху этот обряд, но в отличие от прошлых лет сейчас в нем участвуют и мальчики, а угощают сладостями в каждом доме. Есть и еще одно поверье, часто матери говорят своим дочерям (сув тутмаган уй тутмас) оно означает, кто воду не бережет, тот и очаг дома не сохранит.П оэтому воду использовали бережно. Сельчане брали воду по утро у речке, затем там же поили свой скот .
Слайд 16 Остановка 7. Эмен тобе(дубовый холм)
Основными лесообразующими породами являются дуб, представленный
несколькими видами, бук восточный, граб кавказский, береза (несколько видов), сосна крючковатая, тополь (гибридный), обилие плодовых деревьев и ягодных кустарников (алычи, мушмулы, груши, яблони, кизила, боярышников, шиповников). В настоящее время в результате сведения этих лесных массивов от них сохранились лишь небольшие участки с древостоем, сильно нарушенным рубкой, распашкой, выпасом скота и т. д. Животный мир заказника богат и многообразен. Здесь можно встретить косулю, волка, барсука, дикого кабана, лису, зайца и многих других представителей фауны.
Поэтому наша задача сохранять наши леса от бездумного использования.
Слайд 17Остановка 8. Хола чанка - Балам тобе(гора болам, носит название от
ягоды семейства крыжовника).
Слайд 18Остановка 9. Экскурсия к Балам тобе
Слайд 19Традиционный праздник День Башлы, где принимают участие жители трех сел. Проводится
на территории Хола чанке.
Слайд 20Остановка 10. Водохранилище-плотина была создано в 90хгг. Xxвека. Реконструкция водохранилища прошла
после наводнения в 2013г. Здесь водятся рыбы и водоплавующие птицы. В мае организовали экологический десант по очиске мусора по берегу водохранилища.
Слайд 21Как и раньше наши сельчане используют травы и другие природные средства
в народной медицине. Богатство и своеобразие природно-климатических условий позволили накопить богатый опыт в лечении болезней и сохранении здоровья. Раньше лекари широко использовали в своей практике различные лекарственные растения. В большом количестве употреблялись в пищу черемшу, укроп, щавель, чеснок, мяту, землянику. В качестве рассасывающих средств, применялись подорожник и распаренные листья сирени, смазанные маслом. Пили чай из зверобоя, боярышника, чабреца , земляники как лекарство и от простуды и от сердца. При малярии и холере народные лекари рекомендовали применять отвар базилика. Универсальным во многих отношениях средством являются и плоды грецкого ореха. В его кожуре много йода и много дубильных веществ. Очищенные и неочищенные плоды применяли при простуде, кашле, диспепсии, диареи, анемии. Листья ореха использовали в качестве красителя и при помощи сушенных листьев сохраняли шерстяные вещи от моли. Ореховым маслом смазывали голову при мигрени, а также использовать при воспалительных заболеваниях ушей. Ели крапиву, мокрицу, дикий лук, черемшу и другие травы. Готовили из них чуду - пироги.
Дорога к гёз-сув
В Капкайкенте бьют подземные минеральные родники, которые местные жители называют «Гёз-сув» (вода от сглаза). По своему составу вода, из источника содержит большое количество соединений йода и брома, сероводорода .От многих болезней помогает излечится наша вода, но особенно от болезней желудочно - кишечного тракта, гастриты, печени и т.д. Но самое главное она лечит от сглаза, так считалось в нашем селе издавна. Каждая хозяйка обязательно хранила такую воду дома, с этой водой купали детей когда они болели, обрызгивали ею во время свадьбы, когда болела скотина и т.д До сих пор наши сельчане , и с других окрестностях едут сюда люди , часто с семьей чтобы окунуться в этой воде, берут воду с собой домой. Мая бабушка рассказывала, что раньше только девушки могли набирать эту воду в сосуд. Прежде чем набрать брали с собой не большое количество зерна пшеницы и бросали по дороге к гёз -сув, набрав воду из источника не разрешалось кувшин по дороге ставить на землю, считалось что таким образом люди задабривают природу, благодарят ее. А после исцеления обязательно раздавалось садака, благодарили Аллаха за свое исцеление. Люди нашего села бережно относятся к этому источнику минеральной воды, своими усилиями сделали резервуар для воды, очищают от ила и посторонней грязи воду, построили купальню с комнатой отдыха, подвели дорогу.
Слайд 23Остановка 11. Старые постройки домов
Село состояло из сотен домов. Связующим звеном была мечеть. На усадьбе располагались жилые и хозяйственные постройки, обносившиеся забором с массивными деревянными воротами. Жилища строились из саманного кирпича (глина с примесью соломой) на каменном фундаменте и покрывались соломой. Крыши, как правило, были плоскими. А дома богатых семей строились целиком из камня. Стены внутри и снаружи обмазывались глиной. Такой способ строительства сохранился до наших дней.
Слайд 25 Ванная комната,комната отдыха Гез-сува.
Слайд 26
Остановка 13. Жангъа(соленая вода)- название лощины гор связанная с сероводородным источником.
Слайд 27Остановка 14. Микрорайон Чокъла(низина) - улица им.Буйнакского
Слайд 28Остановка 15. Алпинишлар
(предгорье здесь раньше пасли скот, по предаю это местность
связано с женщиной по имени Алпике, но и сейчас сельчане здесь занимаются выпасом скота).
Слайд 30Остановка 17. Саванлар (участок под сенокос)
Жители села заготавливали сено на
зиму. У кумыков существовал два рода поземельной собственности: общее владение, т. e. земли, принадлежащие целой фамилии, и частное, составляющее собственность одного только лица.
Слайд 31 Кумыки один из коренных народов Дагестана,
исповедуют ислам суннитского толка, но наряду с исламом у моего народа продолжают сохраняться отголоски и более древних, доисламских религиозных представлений. Можно заметить следы сохранившегося в народных верованиях культа языческих божеств: плодородия, дождя, воды, огня и др. Огонь в представлении кумыков символизировал домашний очаг - основу хозяйства. С этим связан обычай охраны «своего» огня в каждом доме. При постройке нового дома огнь переносился из старого жилища в новое, хотя бы в виде золы. И хорошей хозяйкой считалась та женщина, у которой огонь никогда не погасал. Огнем прославляли и огнем проклинали. Восхваляли словами « пусть в вашем очаге горит огонь жизни и кипит котел счастья», а самым тяжким проклятием у кумыков считаются слова «пусть погаснет огонь в твоем очаге», «пусть зола твоего огня развеется ветром». Огонь играл большую роль в свершении различных обрядов, невесты выходя замуж, брала из дома лампу, который должен был гореть с приходом в дом мужа и этот обряд сохранился до наших дней.
Слайд 32Остановка 17. Обряды, фольклор из уст старожилов села.
(Касумовой Аминат 92года)
Сохранилось у нас и забота об умерших родственниках. После каждой еды (завтрака, обеда, ужина) семья поименно назвала своих умерших близких родственников, с пожеланиями, чтобы их души были сыты. А каждый четверг мы до сих пор раздоем садака, поминая всех родственников , кто умер и если по каким то причинам мы не смогли раздать хлеб, то бабушка моя говорит вот сегодня Ибрагим наверно у соседей возьмет еду и душа его будет сыта. В таких случаях мама старалась на следующий день обязательно раздать сладости и печенья. Есть также приметы связаны с определенными днями недели. Считалось, например, что у каждого человека есть свой «счастливый» день (ярашгъан гюн), который якобы постоянно приносит удачу в задуманном деле. Моя бабушка говорит, что есть общие для всех «счастливые» дни: понедельник, четверг и пятница. В такие дни принято было кроить и шить новую одежду, начинать носить новую одежду, мыть голову, совершать обряд первого укладывания в люльку новорожденного, отправляться в путь и т. д. Наряду с этими днями есть и «несчастливые» дни. Раньше во вторник (талатгюн) в этот день не совершалось бракосочетание. Из месяцев «несчастливым» считался бош ай (месяц, который идет после месяца рамазана). В этом месяце не принято было начинать ни одно важное дело. Ряд примет имеет связь и с животным миром. По поверью, например, крик совы и вой собаки предвещают смерть. Считалось, что крик петуха на крыльце дома, стрекотанье сороки предвещают приход гостей, возвращение хозяина, какие-нибудь известия. Особенно приветливо встречают прилет ласточек «кьарлыгъач». Ласточка считалась священной птицей. Ласточка имела название «сый-лы къуш». Она могла свить свое гнездо в дома и их никогда не разоряли. Таким образом, наши предки сохраняли свои обряды и поверья, которые дошли и до наших дней.
Слайд 33Сценка из школьного спектакля на годекане.
Годекан - центральная площадь
у народов Кавказа, место общинного схода. Здесь решали все важные дела села, обсуждали новости, встречали кунаков.
Слайд 34На главной улице стоит Джума-мечеть с высоким минаретом, у которой раньше
обычно решались все важные вопросы сельчан. Эту улицу всегда называли уллуэлчи . Она всегда была немного шире, чем остальные, второстепенные улицы, и застроена лучшими домами.
Слайд 36Остановка 19. Улица им. Братьев Алибековых
(названа в честь трех сыновей Алибековых
не вернувших с фронтов ВОвойны)
Слайд 37Результат наводнения и человеческой деятельности.
Мусорная свалка в старом Башлы.
Загрязненность окружающей среды и нерациональное природопользование природных ресурсов угрожают жизни людей и здоровью будущих детей. Поэтому мы должны встать на защиту природы. Для этого необходимы усилия всего Башлыкентского сообщества для сохранения в первозданном виде природу наших местностей.
Слайд 38
Экологический десант
по очистке территории Хола чанки, водохранилища проводимыми усилием наших
учителей и учеников.
Слайд 40Мы на субботнике наших улиц и двора школы.
Слайд 41Сохраним культурные объекты. Охрана природы
Слайд 42 Наше путешествие по любимому краю подошло к
концу. Что нового узнали? Что почувствовали? Эта не последнее наше путешествие, так как еще много интересного нам предстоит узнать о своей малой родине.
Самое дорогое и великое богатство Дагестана – дружба между народами. Проживая вместе, дагестанцы приобретали общие черты культуры, поведения, обычаи и традиции. Они научились совместно обрабатывать землю, производить продукты животноводства и земледелия. Они создавали искусные изделия из глины, камня, дерева, шерсти, металла. У каждого народа есть свои прославленные аулы. Народы Дагестана никогда не ссорились между собой и никогда не давали себя в обиду. Добрый друг находил в Дагестане мир и добро. Враг получал отпор дружных народов Дагестана.