Слайд 1Революционное народничество в 70-80-е годы 19 века
Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская
ООШ»
Волоколамского района
Московской области
Слайд 2В середине 70-х годов народники пошли «в народ», чтобы вносить в
его сознание «идеалы лучшего, справедливого общественного строя». Это были члены тайных революционных организаций, а так же люди, разделяющие взгляды народников.
В 1874-75 годах сотни пропагандистов под видом врачей, учителей, мастеровых разбрелись по России.
Но хождение «в народ» провалилось.
Слайд 3Власти ответили на хождение «в народ» облавами и показательными судами.
Слайд 4Неудача пропагандистского течения заставило революционеров перейти к созданию централизованных и законспирированных
групп.
В конце 1876 года в Петербурге возникла организация «Земля и воля».
Её создатели: М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, В.Г. Плеханов. Позднее в организацию вступили В.Н. Фигнер,
С.Л. Перовская, А.И. Желябов, Н.А. Морозов и другие.
Слайд 5А.И. Желябов родился в семье крепостных дворовых крестьян. С серебренной медалью
закончил гимназию. Поступил в Новороссийский университет, не закончил, был отчислен за участие в студенческих революционных волнениях.
С детских лет он отличался терпением, чувством собственного достоинства, обладал энергичным характером; считал, что каждый здравомыслящий человек должен быть готов «денно и нощно» защищать Родину и свой народ.
Слайд 6С.Л. Перовская из богатой, аристократической семьи. В 1869 поступила на Аларчинские
женские курсы, которые давали образование в объеме мужской гимназии. В 1870 ушла из дома, порвав с семьёй, стала профессиональной революционеркой.
В 1871 году - организатор революционного кружка, участница «хождения в народ» в Самарской и Тверской губерниях. В 1874 -1877 годы, после окончания фельдшерских курсов, Софья лечила крестьян. Она считала, что революционер, это человек, который не должен жалеть своей жизни и здоровья ради достижения цели.
Слайд 7Цели
«Земли и воли»
а) переход всей земли в руки трудового крестьянства,
б)
организация жизни общества на принципах общинного самоуправления,
в) решение национального вопроса.
«только путём насильственного террора»
Пути достижения
этих целей
Слайд 8Методы работы
организаторские
дезорганизаторские
Ведение пропаганды среди крестьян и рабочих.
Продолжение хождения «в народ»,
«оседлая» пропаганда
– в сельской местности создавались поселения народников.
Проведение действий, ослабляющих правительство, уничтожение наиболее «вредных» чиновников – индивидуальный террор.
Слайд 9В январе 1878 года
В. И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника
Ф. Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головного убора.
Слайд 10В феврале 1879 года был приведен в исполнение смертный приговор генерал-губернатору
Харькова Д. Н. Кропоткину.
В марте 1879 года было совершено покушение на нового шефа жандармов А. Р. Дрентельна.
В августе 1878 года в центре Петербурга средь бела дня
С. М. Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов
Н. В. Мезенцева.
Слайд 112 апреля 1879 года Александром Соловьевым было совершено покушение (третье) на
императора. Он стрелял в государя, когда тот находился на прогулке недалеко от Зимнего дворца.
В 1878 - 1880 годах от рук террористов погибло 27 человек и несколько десятков было ранено (в том числе и посторонние люди). В свою очередь правительство схватило и казнило 22 революционера.
Слайд 12«Земля и воля»
«Черный передел»
«Народная воля»
Г.В. Плеханов, В.И.
Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч
Пропагандистская работа
А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, Ф.Н. Фигнер
Индивидуальный террор
1879 год
Слайд 37Истекающего кровью царя повезли в Зимний дворец. Через 9 часов император
умер. Цареубийство однако не стало началом революции. Страна и народ были шокированы этим страшным делом.
Слайд 39К весне 1874 года учащаяся молодёжь была готова к походу в
народ: учились сапожному, столярному, слесарному делу; девушки держали экзамен на учительницу или фельдшерицу.
Почему проводилась подобная подготовка хождения «в народ»?
В село Саратовской губернии поехали сестры Вера и Евгения Фигнер. Вечерами они ходили по избам, читали крестьянам художественную литературу, говорили о жизни, старались пробудить в крестьянах «революционное сознание». Чтобы оправдать свое нахождение среди крестьян, Вера занималась их лечением, а Евгения учительствовала.
Как вы думаете, почему одна из них сумела научить грамоте, другая подлечила крестьян, но главной своей задачи они не выполнили?
Слайд 40Как в стихотворении раскрываются цели, методы и средства народнического движения?
Есть голова
на плечах,
Руки есть, крепкое тело –
Значит: найди себе дело,
Жизнь проводи не в речах!
Красные речи – к чертям!
Слёзы, да ахи, да вздохи
Тоже помощники плохи
В деле служенья людям!
Много гонимых вокруг,
Надо им счастье, свободу –
Значит: берись за работу
Будь же гонимому друг!
Слайд 41Домашнее задание:
стр. 184 «Земля и воля»
стр. 186-188 «Охота на царя»
внешняя политика
Александра II
Русско-турецкая война 1877-78 гг.
народники