Слайд 1Индустриальная революция: достижения и проблемы
Становление индустриального общества
Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская
ООШ»
Московская область
Волоколамский район
Слайд 2
Индустриальное общество – это общество, основанное на развитии крупного промышленного производства.
Индустриальная
революция (промышленный переворот) – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, от аграрной экономики к промышленному производству.
В первой половине 19 века ПП подошёл к своему завершению – машины стали создаваться при помощи других машин. Для их создания требовалось много металла. Таким металлов была сталь. Она была более гибкой, чем железо, меньше ржавела. Но производство стали до середины
19 века было дорогим.
Слайд 3
Железную руду в печах плавили на каменном угле, а для ускорения
процесса нагнетали в печь горячий воздух. Английский инженер Бессемер изобрел для выплавки стали вращающуюся печь – конвертор.
Французский инженер Мартен сконструировал печь, которая выплавляла сталь высокого качества – мартеновскую печь.
Слайд 4
Первым современным станком из металла считается токарный станок Модслея, изобретенный им
около 1800 года. Станок заменил ручной труд на более точных операциях
Слайд 5
В текстильной промышленности появился первый автоматический станок. Его создал Ж.М. Жаккар.
На станке устанавливали перфорированные карты, которые позволяли ткачу производить ткань с определенным рисунком.
Станок имел специальные иглы, которые управляли нитями ткани, получался изумительный по красоте рисунок.
Слайд 6
19 век назвали веком железных дорог. Первую железную дорогу построил в
1825 году Г. Стефенсон между Стоктоном и Дарлингтоном. Это позволило перевозить уголь, хлопок к фабрикам и заводам, вывозить готовую продукцию, снабжать города продуктами питания.
Железные дороги позволили освоить новые территории в США, Индии, Африке.
Слайд 7
Несмотря на все преимущества, жители протестовали против железных дорог: «В Англии…
птицы будут убиты дымом, посевы фермеров будут выжжены искрами, падающими из локомотивов; воздух будет отравлен запахом, исходящим от машины; скот, пасущийся на полях, умрёт от страха при этих отвратительных звуках и свистках».
Слайд 8
Автоматические тормоза и сцепка повысили безопасность железнодорожного транспорта.
В 1879 году В.
Симменс построил узкоколейку длиной 300 м с электрической тягой. Маленький электровоз тянул поезд из пяти вагонеток (вроде 5 диванов) на Берлинской промышленной выставке. Тогда это было развлечением, но вскоре электрички появились в Европе и США.
Слайд 9
Первый паровой пароход «Клермон», построенный Фультоном имел длину 40,5 м, ширину
5,5 м и глубину 2,74 м. Его пробная поездка была назначена на 17 августа 1807 года. Огромная толпа людей стояла на берегу и смеялась над этой затеей. Но когда пароход со страшным шумом двинулся вперёд, насмешки сменились криками одобрения.
«Клермон» вызвал не только удивление, но и страх. Из его трубы вырывались пламя и искры. Матросы упали на колени, и стали молить Бога спасти их от этого чудовища, которое двигалось против ветра и освещало себе путь.
Слайд 10
«Саванна» - первый пароход, переплывший в 1819 году Атлантический океан, совершил
рейс за 26 дней ( Х.Колумб преодолел этот путь за 70 дней).
Слайд 11
Зимой 1803 – 1804 года американский инженер Эванс пустил по улицам
Филадельфии первый автомобиль с паровым двигателем.
Паровая амфибия Эванса 1801 год
Слайд 12
Первые автомобили на улицах часто
окружала толпа , поднимающая свист и
шум, перед автомобилем на дорогу бросали брёвна и куски железа, причём радость была велика, когда автомобиль ломался и лошади увозили его в мастерскую. Произошли первые ДТП, и власти издали закон: перед «экипажем без лошадей» за 100 м шёл человек с красным флажком – знаком опасности. Скорость ограничивалась 4 км в час.
Слайд 13
Первым опытом создания бензинового автомобиля считают построенную в 1885 году К.
Бенцем, немецким изобретателем, трехколесную повозку с горизонтальным бензиновым двигателем, развивающую скорость 15 км в час.
Слайд 14
Долгое время автомобили были недоступны для средних слоев населения. Массовое производство
недорогих автомобилей связано с именем Генри Форда, американского изобретателя и предпринимателя. В 1908 году его «Модель Т» - прочная чёрная коробка на колёсах стоила 850 долларов, а после появления сборочного конвейера – 345 долларов.
Слайд 15
Паровой грузовик Пекье. Франция 1828 г.
Автомобиль Маркуса. Австро-Венгрия 1875 г.
Автомобиль
Селдона. США 1877 г.
Слайд 16
Даймлер. Германия 1886 г.
Бенц. Германия 1886 г.
Слайд 17
Развитие транспорта привело к улучшению дорог. Стали строить шоссейные дороги (Франция
1830 год), тоннели, висячие мосты, каналы.
Слайд 18
Человек всегда стремился летать. Немало легенд о крылатых героях оставила нам
история. Способность летать подобно птице отождествлялась в эпоху рабовладения с полной свободой человека. Никакие преграды не могли помешать ему вернуться на родину, в свой дом, в семью. Например, миф о Дедале и Икаре.
Слайд 19
Леонардо да Винчи был гениальным изобретателем. Он спроектировал несколько вариантов крылатой
машины. Движение крыльев в ней обеспечивалось мускульной силой ног, а не рук, как предлагали другие. Хвостовой руль управлялся головой человека.
Слайд 20
В 1638 году Фрэнсис Годуэн в книге «Человек на Луне» изложил
следующий замысел: герой книги, попавший на остров, приручает диких лебедей, дрессирует их, впрягает в упряжку и взлетает.
Слайд 21
Сирано де Бержерак описал путешествие на Солнце с помощью дрессированных орлов.
В одном случае его герой поднимается в воздух, привязав вокруг своего тела склянки с росой. Под действием солнечных лучей роса испарялась и возникала подъемная сила.
Слайд 22
Итальянский священник Франческо Лана предложил в 1670 году проект судна «Летучая
барка». Он использовал в качестве подъемной силы шары легче воздуха – тонкостенные сферы, из которых выкачан воздух. Лана не учитывал наружного давления, которое сминало бы шары.
Слайд 23
В 1678 году французский слесарь Бенье решил использовать в полете мускульную
силу ног. Его изобретение получило название «снаряд Бенье». Снаряд представлял собой два коромысла с лепестковыми лопастями. При движении вверх лепестки складывались, при движении вниз – раскрывались. Но Бенье не удалось взлететь.
Слайд 24
Крестьянин князя Троекурова решил сделать крылья. Князь дал ему денег и
назначил день испытания. Сделаны были крылья из слюды. Изобретатель привязал их к рукам и попытался взлететь. Не получилось. Новые крылья были сделаны из кожи. И снова неудача. Изобретателя велели бить батогами.
Слайд 25
В августе 1709 года Лоренцо Гузмао продемонстрировал модель летательного аппарата: тонкая
яйцеобразная оболочка с подвешенной под ней жаровней, нагревающей воздух, оторвалась от земли на 4 метра.
Слайд 26
В 1782 году Жозеф Монгольфье нашел средство, с помощью которого можно
было подняться в воздух. Этим средством оказалась, наполненная дымом оболочка. Этьенн и Жозеф Монгольфье соорудили шар диаметром
3, 5 м. Успех был полный: шар продержался в воздухе 10 мин. Поднялся на 300 м и
пролетел 1 км.
Слайд 27
В 1783 году на Марсовом поле в Париже стартовал летательный аппарат
Жака Шарля, наполненный водородом. Он устремился ввысь и стал невидимым. Шар был изготовлен из шелка и покрыт раствором каучука и скипидара.
Слайд 28
Первыми пассажирами воздушного шара Монгольфье стали баран, утка и петух, помещенные
в клетку. Они проделали путь в 4 км и благополучно приземлились.
Слайд 29
И вот в 1783 году человек смог оторваться от земли. Монгольфьер
продержался в воздухе 25 мин и пролетел 9 км.
Слайд 30
1 декабря 1783 года шарльер диаметром 9 м взял старт в
парке Тюильри. На нем были профессор Шарль и его брат Робер. Шар пролетел 40 км и благополучно опустился.
Слайд 31
Исторический перелет Жана Бланшара через Ла-Манш в 1785 году, доказал возможность
воздушного сообщения между Англией и Францией.
Слайд 32
История воздухоплавание – история не только побед, но и поражений. В
1785 году при испытании аппарата, соединяющего шарльер и монгольфьер, Пилатра де Розье возник пожар. Испытатели погибли.
Слайд 33
Попытки использовать аэростаты для управляемого движения не дали результатов. В 1793
году французский физик Гитон де Морво предложил использовать их в качестве наблюдательного пункта. С 1794 года во французской армии была создана воздухоплавательная рота (командир Кутелль).
Слайд 34
Немецкий инженер Отто Лилиенталь создал науку о планеризме. Он сам строил
планеры и совершил на них более 2 тыс. полетов.
Слайд 35
Со временем появились управляемые аэростаты – дирижабли. В 1900г. В Германии
граф Фердинанд фон Цеппелин поднял в воздух свой первый жесткий дирижабль длиной 128 м.
Слайд 36
В 1902-1903 гг. братья Райт совершили первые полёты на планере, оснащённом
бензиновым двигателем.
Слайд 37
Технический прогресс внес существенные достижения в военную технику. В 1803 г.
английский генерал Х.Шрапнел создал новый вид разрывного снаряда, получившего по его имени название шрапнели.
Слайд 38
В 1862 году Швед Альфред Нобель наладил производство нитроглицерина, а затем
перешел к изготовлению динамита.
Слайд 39
Широко стало применяться огнестрельное оружие. В 1835 г. американец Сэмюэл Кольт
изобрел револьвер, названный его именем.
В 1883 г. К. Максим изобрёл станковый пулемёт («максим»).
Слайд 40
К концу XIX века в жизни людей появилось еще одно новшество
– электрическое освещение. В 1875г. Русский ученый П.Н.Яблочков изобрел электродуговую лампу (электрическую свечу).
Эти лампы использовали для освещения магазинов, театров. Но дуговые лампы были опасны для населения, свет их не регулировался и включались они все сразу.
Эдисон изобрёл закрытую лампу, в которой несильно горел свет. Впервые 115 ламп осветили параход «Колумбия» в 1880 году.
Слайд 41
Технический прогресс создал и новые средства связи. В 1843 г. между
Вашингтоном и Балтимором была установлена телеграфная связь.
Слайд 42
Российский ученый А. Попов и итальянский ученый Г. Маркони одновременно изобрели
радио. Маркони успел раньше запатентовать свое изобретение в Англии и там же создал фирму «Компания беспроволочного телеграфа и сигналов». В 1899 г. была дана первая радиограмма.
Слайд 43
14 февраля 1876г. Два американских изобретателя – М. Грей и
А.
Белл одновременно подали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Грей подал заявку на два часа позже, и патент получил Белл. Так, в дома пришел телефон.
Слайд 44
XIX век – век великих технических изобретений и научных открытий, направленных
на практические цели, без которых не смогла бы произойти промышленная революция.
Слайд 45
Домашнее задание:
Заполнить таблицу «Важнейшие научные открытия 19 века» стр. 10 -
19
Начать мини-проект: «Наука и техника в 19 веке»