Слайд 1«Золотой век» русской культуры
История России 10 класс
От Александра1 к Николаю1
Автор презентации
– учитель истории МБОУСОШ г.Смоленска Клименко С.А.
Слайд 21-я половина XIXв.-культурный взлет,затронувший все виды искусства. Пушкинская эпоха- «золотой
век» русской культуры.
А.С.Пушкин (1799-1837)
Слайд 3Задача урока:
1. Доказать сильное влияние русской литературы на духовную и общественную
жизнь России.
2. «Золотой век»-время становления национального самосознания, развития исторического сознания русского народа.
Слайд 4Домашнее задание:
Написать эссе по одной из задач урока
или
ответить на вопрос: почему
консерватизм и реакция николаевской эпохи не стали тормозом для развития искусства?
Слайд 5Вспомним,
КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ОКАЗАЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНУЮ,ОБЩЕСТВЕННУЮ,КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РОССИИ первой
половины XIX в.?
Александр 1
1801-1825
Николай 1
1825-1855
Слайд 6Предварительные выводы:
1.Реформы начала правления Александра1.
2.Отечественная война 1812г.
3.Заграничные походы русской армии 1813-1814.
4.Учреждение
военных поселений.
5.Восстание декабристов, расправа над ними.
6.Войны, которые вела Россия: Кавказская, иранская, турецкая, Крымская.
7.Творчество А.С.Пушкина(1799-1837),В.А.Жуковского(1783-1852),К.Ф.Рылеева(1795-1826), Н.В.Гоголя(1808-1852), М.Ю.Лермонтова(1814-1841) и др.
Слайд 71.Следствие реформ Александра1(1801-1825)
Подъем науки, культуры, просвещения: Казанский университет, Харьковский, Петербургский, Киевский
университеты.
Слайд 8Что изменилось в системе образования при Николае1?
Полицейский контроль над высшими учебными
заведениями, ограничение автономии университетов;
Насаждение сословного принципа в образовании;
«чугунный» устав о цензуре;
Преимущественное развитие технических учебных заведений, в том числе и высших.
Слайд 9Небывалый патриотический подъем, связанный с Отечественной войной1812г. привел к усилению национальной
консолидации, интереса к исторической науке, народной культуре.
Н.М.Карамзин (1765-1826), официально назначенный историографом, собрал и обработал колоссальный летописный материал, изложил его в популярной форме в 12 томах «Истории государства Российского»: показал особенности исторического пути России ,огромную роль гос-ва, личности царей, насилие петровских преобразований.
Слайд 10С 1851г. Начали выходить «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева(1820-1879) ,
профессора Московского университета, и работы профессора Т.Н.Грановского(1813-1855), заложившего основы русской медиевистики (средневекового периода). Основателем собственной исторической школы стал профессор Петербургского университета М.П.Погодин.
К страницам русской истории обращался и А.С.Пушкин в драме «Борис Годунов», поэме «Полтава», повести «Капитанская дочка», исследовании «История Петра Великого» и других. Исторические романы писали А.Бестужев-Марлинский, М.Загоскин.
На основе традиций русской песни М.И.Глинкой(1804-1857) создан новый музыкальный язык и русский музыкальный театр. В рамках европейской музыкальной оперы стали разрабатываться сюжеты из русского фольклора, литературы, истории («Жизнь за царя» 1836, опера-сказка «Руслан и Людмила» 1842, «Камаринская» и др.).Вместе со своим последователем А.С.Даргомыжским ( опера «Русалка»1855г., «Каменный гость», пьеса «Баба Яга»), Глинка стал родоначальником русской классической музыки. «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».
В романсах А.А.Алябьева («Соловей» на слова А.Дельвига, «Зимняя дорога»-Пушкина, «Нищая»-Беранже, «Вечерний звон»-И.Козлова и др.), А.Е.Варламова(Что мне жить и тужить»,слова народные, «На заре ты ее не буди»-А.Фета, «Горные вершины» и «Белеет парус одинокий»-М.Лермонтова, «Разочарование»-Дельвига и др.), А.Л.Гурилева -обращение к народным мелодиям, героико- истортческим сюжетам.
Слайд 11Заграничные походы1813-1814г., военные поселения вызвали оппозиционность крепостничеству и самодержавию: революционную у
декабристов, либеральную- у западников и славянофилов.
К.Ф.Рылеев
П.И.Пестель
П.Каховский
С.Муравьев-Апостол
Слайд 12Боль за Отечество сплотила офицеров и солдат . Впоследствии будущие декабристы
по-доброму относились к солдатам, старались облегчить им условия службы.В 20-е г.г.блестящие гвардейские офицеры были и интеллектуальной элитой. Будущие декабристы выписывали книги и журналы, слушали лекции, обсуждали научные проблемы, спорили о судьбах Отчизны. «Становился возможным тип гусара-мудреца, отшельника и ученого-Чаадаева…»(Эйдельман Н.Я. «Первый декабрист»)
В николаевской России «…Гвардейские офицеры, прежде блестящие и образованные, все больше превращались в отупелых унтеров…Обстоятельства изменились, … лучшие из офицеров сосланы, многие оставили службу… Освободившиеся места поспешно заполнились служаками. Не имеющие почти никакого образования, они имели случай и возможность показать свою верность и преданность государю…»(Герцен А.И. «О развитии революционных идей в России»).
«Солдатская служба была ужасна: она продолжалась 25 лет. Побои….каждый день.
Жестокость…Даже в кадетских корпусах, где воспитывались дети дворян, присуждалась иногда тысяча розг в присутствии всего корпуса- за папиросу. Окровавленную жертву уносили в госпиталь…С простыми солдатами поступали хуже. Если кто попадал под военный суд, приговор почти всегда - прогнать сквозь строй. Тогда выстраивали в два ряда тысячу солдат, вооружённых палками толщиной в мизинец (по нем. шпицрутенами). Осужденного проволакивали сквозь строй 3, 4, 5 и 7 раз. Унтер-офицеры следили за тем, чтобы солдаты били изо всех сил… Если солдат умирал под палками, окончание приговора производилось над трупом, привязанном к тачке. Николай I и брат его Михаил (начальник военных училищ) были безжалостны». (Кропоткин П.А. «Записки революционера»).
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ДВОРЯНСКО_ОФИЦЕРСКОЙ СРЕДЕ ПОСЛЕ ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ?КАКИЕ КАЧЕСТВА БЫЛИ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ?(талант, инициативность, честь, достоинство или исполнительность, усердие на службе, умение беспрекословно подчиняться?
Слайд 13Осознание своего единства с мировой культурой, процесс европеизации привел к развитию
России в русле европейской культуры, смене тех же художественных направлений.
В 1-й трети XIXв. господствовал классицизм.
В 30-50-ег.г. его сменил романтизм.
Во 2-й половине XIXв. появляются реалистические произведения.
Ж-Л.Давид «Смерть Марата»
Делакруа «Свобода, ведущая народ»
Милле Ж. «Крестьянки с хворостом»
Слайд 14Академизм- классицизм в живописи 1-й трети XIXв.К.П.Брюллов,А.А.Иванов
«Последний день Помпеи»
«Всадница»
«Автопортрет»
«Явление Христа народу»
«Голова
Иоанна Крестителя»
«Хождение по водам»
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА ?
Слайд 15Ампир (от фр. «империя»)- классицизм в архитектуре.
ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ
ЭТОГО СТИЛЯ?
А.Захаров Адмиралтейство
А.Н.Воронихин
Горный институт
Казанский собор
О.Монферран
Исаакиевский собор
(1818-1858)
Александровская колонна
на Дворцовой площади
(1829-1838)
А.Захаров Адмиралтейство
Слайд 16
К.И.Росси(1775-1849) –
Ведущий петербургский архитектор, мыслящий ансамблями, внес наибольший вклад в
оформление Петербурга:13 площадей, 12 улиц созданы по его проектам(Дворцовая, Манежная, Сенатская, Александринская и др.)
Арка Главного штаба
Александринский театр
Слайд 17Московский ампир
Обладал большей мягкостью, в нем отражались все новшества эпохи,но более
отчетливо проступали национальные черты.
Творчество О.Бове, Д.Жилярди.
Откррытие Большого театра
Екатерининская больница
Дом Хрущевых- Селезневых
Слайд 18К концу 30-х г.г.классицизм
уже пережил пик своего расцвета.
К.А.Тон(1794-1881)
совместно с Николаем1
разработал проект
Большого Кремлевского дворца,
возрождая традиции древнерусской архитектуры, создал
Храм Христа Спасителя (1837-1881) в Москве в
Память героев Отечественной войны 1812 г.
До 1931 г.
сегодня
Слайд 19
Николай1 увлекался архитектурой.До1858 г. существовал т.н. «николаевский» стиль: желтые здания казарменного
типа с безликим фасадом.
Н.В.Гоголь писал: «Прочь схоластизм, предписывающий строения ранжировать под одну мерку…Пусть будет бодее различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и стройное греческое.»Ваши выводы из сравнения симпатий
Николая1 и Гоголя? Только ли об архитектуре здесь идет речь? Можно ли считать регламент в
архитектуре методом идеологического контроля, воздействия на личность?
Слайд 20Сравните свой ответ с мнением
современного искусствоведа:
«За отменой частного, казалось бы, закона,
стоял протекавший в среде образованного дворянства длительный процесс вызревания представления о праве на личную, а не продиктованную свыше мировоззренческую позицию.
«Многостилье» эклектики превращается в символ разрушения сословных перегородок именно потому, что связывается в сознании со свободой самовыражения личности независимо от ее социального статуса.» Кириченко А.И.
Решающее воздействие на формирование нового стиля-
эклектики- оказали идеи романтизма.
Слайд 21Романтизм в живописи.
Портреты О.Кипренского
(1782-1836): поэтичность, глубина, благородство чувств, близкие образам
пушкинской поэзии.По заказу А.Дельвига создает лучший прижизненный портрет поэта в 1827г. с натуры. «Себя как в зеркале я вижу,
но это зеркало мне льстит.»
А.С.Пушкин
Портрет В.Жуковского
Портрет Е.Авдулиной
Слайд 22
В.А.Тропинин(1776-1857), воспитанный на сентиментализме XVIII в., испытывает романтическое
влияние н.XIXв.
Сам в прошлом крепостной, он воплотил в образах слуг, крестьян, мастеровых не только душевную чистоту и здоровье, но и благородство.
Творчество А.Г.Венецианова
(1780-1847) стало этапом в
формировании реализма.
Автопортрет»
«Кружевница»
«Гумно»
«На пашне. Весна»
«Захарка»
Слайд 23Реализм в живописи.
Ярким проявлением критического реализма явилось творчество П.А.Федотова(1815-1862).
Постигая
драматическую суть жизни, прошел путь от карикатурных сюжетов к трагическим и лаконичным образам.
«Завтрак аристократа»
«Сватовство майора»
«Вдовушка»
Слайд 24В литературе 1-й пол. XIXв.- стремительная смена направлений:
Цель поэзии В.Жуковского(1783-1852)
пробуждение лучших
чувств в человеке,
ценность дружбы, долга, любви к
Отечеству(«Людмила», «Светлана», «Орлеанская
Дева», «Певец во стане русских воинов» и др.)
К.Рылеев(1795-1826)- яркий
представитель гражданского романтизма
идеи высокого служения Отчизне.
(поэмы «Войнаровский», «Наливайко», думы – «Наталья Долгорукова» и др. )
Слайд 25В сер. 30-х г.г.- реализм в литературе.
В творчестве А.С.Пушкина(1799-1837) впервые с
огромной художественной силой выразились русская жизнь, национальный характер, богатство и красота языка русского народа.По мнению поэта истинная народность-не в изображении сарафана, а в
раскрытии взаимоотношений
людей, личности и общества
в жизненной достоверности.
В.Тропинин «А.С.Пушкин»
Слайд 26Н.В.Гоголь(1809-1852)
М.Ю.Лермонтов (1814-1848)
А.С.Грибоедов
Ф.Тютчев
Ф.Достоевский
Л.Толстой