Презентация, доклад по истории (10 класс)

Содержание

1-я половина XIXв.-культурный взлет,затронувший все виды искусства. Пушкинская эпоха- «золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин (1799-1837)

Слайд 1«Золотой век» русской культуры История России 10 класс
От Александра1 к Николаю1
Автор презентации

– учитель истории МБОУСОШ г.Смоленска Клименко С.А.
«Золотой век» русской культуры История России 10 классОт Александра1 к Николаю1Автор презентации – учитель истории МБОУСОШ г.Смоленска

Слайд 21-я половина XIXв.-культурный взлет,затронувший все виды искусства. Пушкинская эпоха- «золотой

век» русской культуры.


А.С.Пушкин (1799-1837)

1-я половина XIXв.-культурный взлет,затронувший все виды искусства. Пушкинская эпоха-  «золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин (1799-1837)

Слайд 3Задача урока:
1. Доказать сильное влияние русской литературы на духовную и общественную

жизнь России.
2. «Золотой век»-время становления национального самосознания, развития исторического сознания русского народа.
Задача урока:1. Доказать сильное влияние русской литературы на духовную и общественную жизнь России. 2. «Золотой век»-время становления

Слайд 4Домашнее задание:
Написать эссе по одной из задач урока
или
ответить на вопрос: почему

консерватизм и реакция николаевской эпохи не стали тормозом для развития искусства?

Домашнее задание:Написать эссе по одной из задач урокаилиответить на вопрос: почему консерватизм и реакция николаевской эпохи не

Слайд 5Вспомним,
КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ОКАЗАЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНУЮ,ОБЩЕСТВЕННУЮ,КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РОССИИ первой

половины XIX в.?

Александр 1

1801-1825

Николай 1

1825-1855

Вспомним,КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ОКАЗАЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНУЮ,ОБЩЕСТВЕННУЮ,КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РОССИИ первой половины XIX в.?Александр 11801-1825Николай 11825-1855

Слайд 6Предварительные выводы:
1.Реформы начала правления Александра1.
2.Отечественная война 1812г.
3.Заграничные походы русской армии 1813-1814.
4.Учреждение

военных поселений.
5.Восстание декабристов, расправа над ними.
6.Войны, которые вела Россия: Кавказская, иранская, турецкая, Крымская.
7.Творчество А.С.Пушкина(1799-1837),В.А.Жуковского(1783-1852),К.Ф.Рылеева(1795-1826), Н.В.Гоголя(1808-1852), М.Ю.Лермонтова(1814-1841) и др.

Предварительные выводы:1.Реформы начала правления Александра1.2.Отечественная война 1812г.3.Заграничные походы русской армии 1813-1814.4.Учреждение военных поселений.5.Восстание декабристов, расправа над ними.6.Войны,

Слайд 71.Следствие реформ Александра1(1801-1825)
Подъем науки, культуры, просвещения: Казанский университет, Харьковский, Петербургский, Киевский

университеты.
1.Следствие реформ Александра1(1801-1825)Подъем науки, культуры, просвещения: Казанский университет, Харьковский, Петербургский, Киевский университеты.

Слайд 8Что изменилось в системе образования при Николае1?
Полицейский контроль над высшими учебными

заведениями, ограничение автономии университетов;
Насаждение сословного принципа в образовании;
«чугунный» устав о цензуре;
Преимущественное развитие технических учебных заведений, в том числе и высших.
Что изменилось в системе образования при Николае1?Полицейский контроль над высшими учебными заведениями, ограничение автономии университетов;Насаждение сословного принципа

Слайд 9Небывалый патриотический подъем, связанный с Отечественной войной1812г. привел к усилению национальной

консолидации, интереса к исторической науке, народной культуре.

Н.М.Карамзин (1765-1826), официально назначенный историографом, собрал и обработал колоссальный летописный материал, изложил его в популярной форме в 12 томах «Истории государства Российского»: показал особенности исторического пути России ,огромную роль гос-ва, личности царей, насилие петровских преобразований.

Небывалый патриотический подъем, связанный с Отечественной войной1812г. привел к усилению национальной консолидации, интереса к исторической науке, народной

Слайд 10С 1851г. Начали выходить «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева(1820-1879) ,

профессора Московского университета, и работы профессора Т.Н.Грановского(1813-1855), заложившего основы русской медиевистики (средневекового периода). Основателем собственной исторической школы стал профессор Петербургского университета М.П.Погодин.
К страницам русской истории обращался и А.С.Пушкин в драме «Борис Годунов», поэме «Полтава», повести «Капитанская дочка», исследовании «История Петра Великого» и других. Исторические романы писали А.Бестужев-Марлинский, М.Загоскин.
На основе традиций русской песни М.И.Глинкой(1804-1857) создан новый музыкальный язык и русский музыкальный театр. В рамках европейской музыкальной оперы стали разрабатываться сюжеты из русского фольклора, литературы, истории («Жизнь за царя» 1836, опера-сказка «Руслан и Людмила» 1842, «Камаринская» и др.).Вместе со своим последователем А.С.Даргомыжским ( опера «Русалка»1855г., «Каменный гость», пьеса «Баба Яга»), Глинка стал родоначальником русской классической музыки. «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».
В романсах А.А.Алябьева («Соловей» на слова А.Дельвига, «Зимняя дорога»-Пушкина, «Нищая»-Беранже, «Вечерний звон»-И.Козлова и др.), А.Е.Варламова(Что мне жить и тужить»,слова народные, «На заре ты ее не буди»-А.Фета, «Горные вершины» и «Белеет парус одинокий»-М.Лермонтова, «Разочарование»-Дельвига и др.), А.Л.Гурилева -обращение к народным мелодиям, героико- истортческим сюжетам.












С 1851г. Начали выходить «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева(1820-1879) , профессора Московского университета, и работы профессора

Слайд 11Заграничные походы1813-1814г., военные поселения вызвали оппозиционность крепостничеству и самодержавию: революционную у

декабристов, либеральную- у западников и славянофилов.

К.Ф.Рылеев

П.И.Пестель

П.Каховский

С.Муравьев-Апостол

Заграничные походы1813-1814г., военные поселения вызвали оппозиционность крепостничеству и самодержавию: революционную у декабристов, либеральную- у западников и славянофилов.К.Ф.РылеевП.И.ПестельП.КаховскийС.Муравьев-Апостол

Слайд 12Боль за Отечество сплотила офицеров и солдат . Впоследствии будущие декабристы

по-доброму относились к солдатам, старались облегчить им условия службы.В 20-е г.г.блестящие гвардейские офицеры были и интеллектуальной элитой. Будущие декабристы выписывали книги и журналы, слушали лекции, обсуждали научные проблемы, спорили о судьбах Отчизны. «Становился возможным тип гусара-мудреца, отшельника и ученого-Чаадаева…»(Эйдельман Н.Я. «Первый декабрист»)
В николаевской России «…Гвардейские офицеры, прежде блестящие и образованные, все больше превращались в отупелых унтеров…Обстоятельства изменились, … лучшие из офицеров сосланы, многие оставили службу… Освободившиеся места поспешно заполнились служаками. Не имеющие почти никакого образования, они имели случай и возможность показать свою верность и преданность государю…»(Герцен А.И. «О развитии революционных идей в России»).
«Солдатская служба была ужасна: она продолжалась 25 лет. Побои….каждый день.
Жестокость…Даже в кадетских корпусах, где воспитывались дети дворян, присуждалась иногда тысяча розг в присутствии всего корпуса- за папиросу. Окровавленную жертву уносили в госпиталь…С простыми солдатами поступали хуже. Если кто попадал под военный суд, приговор почти всегда - прогнать сквозь строй. Тогда выстраивали в два ряда тысячу солдат, вооружённых палками толщиной в мизинец (по нем. шпицрутенами). Осужденного проволакивали сквозь строй 3, 4, 5 и 7 раз. Унтер-офицеры следили за тем, чтобы солдаты били изо всех сил… Если солдат умирал под палками, окончание приговора производилось над трупом, привязанном к тачке. Николай I и брат его Михаил (начальник военных училищ) были безжалостны». (Кропоткин П.А. «Записки революционера»).
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ДВОРЯНСКО_ОФИЦЕРСКОЙ СРЕДЕ ПОСЛЕ ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ?КАКИЕ КАЧЕСТВА БЫЛИ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ?(талант, инициативность, честь, достоинство или исполнительность, усердие на службе, умение беспрекословно подчиняться?
Боль за Отечество сплотила офицеров и солдат . Впоследствии будущие декабристы по-доброму относились к солдатам, старались облегчить

Слайд 13Осознание своего единства с мировой культурой, процесс европеизации привел к развитию

России в русле европейской культуры, смене тех же художественных направлений.

В 1-й трети XIXв. господствовал классицизм.
В 30-50-ег.г. его сменил романтизм.
Во 2-й половине XIXв. появляются реалистические произведения.

Ж-Л.Давид «Смерть Марата»

Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Милле Ж. «Крестьянки с хворостом»

Осознание своего единства с мировой культурой, процесс европеизации привел к развитию России в русле европейской культуры, смене

Слайд 14Академизм- классицизм в живописи 1-й трети XIXв.К.П.Брюллов,А.А.Иванов
«Последний день Помпеи»
«Всадница»
«Автопортрет»
«Явление Христа народу»
«Голова

Иоанна Крестителя»

«Хождение по водам»

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА ?

Академизм- классицизм в живописи 1-й трети XIXв.К.П.Брюллов,А.А.Иванов«Последний день Помпеи»«Всадница»«Автопортрет»«Явление Христа народу»«Голова Иоанна Крестителя»«Хождение по водам»ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА

Слайд 15Ампир (от фр. «империя»)- классицизм в архитектуре.
ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ

ЭТОГО СТИЛЯ?

А.Захаров Адмиралтейство

А.Н.Воронихин

Горный институт

Казанский собор

О.Монферран

Исаакиевский собор
(1818-1858)

Александровская колонна
на Дворцовой площади
(1829-1838)


А.Захаров Адмиралтейство

Ампир (от фр. «империя»)- классицизм в архитектуре.ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЭТОГО СТИЛЯ?А.Захаров АдмиралтействоА.Н.ВоронихинГорный институтКазанский соборО.МонферранИсаакиевский собор

Слайд 16
К.И.Росси(1775-1849) –
Ведущий петербургский архитектор, мыслящий ансамблями, внес наибольший вклад в

оформление Петербурга:13 площадей, 12 улиц созданы по его проектам(Дворцовая, Манежная, Сенатская, Александринская и др.)


Арка Главного штаба

Александринский театр

К.И.Росси(1775-1849) – Ведущий петербургский архитектор, мыслящий ансамблями, внес наибольший вклад в оформление Петербурга:13 площадей, 12 улиц созданы

Слайд 17Московский ампир
Обладал большей мягкостью, в нем отражались все новшества эпохи,но более

отчетливо проступали национальные черты.
Творчество О.Бове, Д.Жилярди.

Откррытие Большого театра

Екатерининская больница

Дом Хрущевых- Селезневых

Московский ампирОбладал большей мягкостью, в нем отражались все новшества эпохи,но более отчетливо проступали национальные черты.Творчество О.Бове, Д.Жилярди.Откррытие

Слайд 18К концу 30-х г.г.классицизм уже пережил пик своего расцвета.
К.А.Тон(1794-1881)
совместно с Николаем1
разработал проект

Большого Кремлевского дворца,
возрождая традиции древнерусской архитектуры, создал
Храм Христа Спасителя (1837-1881) в Москве в
Память героев Отечественной войны 1812 г.

До 1931 г.

сегодня

К концу 30-х г.г.классицизм уже пережил пик своего расцвета.К.А.Тон(1794-1881)совместно с Николаем1разработал проект Большого Кремлевского дворца, возрождая традиции

Слайд 19
Николай1 увлекался архитектурой.До1858 г. существовал т.н. «николаевский» стиль: желтые здания казарменного

типа с безликим фасадом.
Н.В.Гоголь писал: «Прочь схоластизм, предписывающий строения ранжировать под одну мерку…Пусть будет бодее различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и стройное греческое.»Ваши выводы из сравнения симпатий
Николая1 и Гоголя? Только ли об архитектуре здесь идет речь? Можно ли считать регламент в
архитектуре методом идеологического контроля, воздействия на личность?
Николай1 увлекался архитектурой.До1858 г. существовал т.н. «николаевский» стиль: желтые здания казарменного типа с безликим фасадом.Н.В.Гоголь писал: «Прочь

Слайд 20Сравните свой ответ с мнением современного искусствоведа:
«За отменой частного, казалось бы, закона,

стоял протекавший в среде образованного дворянства длительный процесс вызревания представления о праве на личную, а не продиктованную свыше мировоззренческую позицию.
«Многостилье» эклектики превращается в символ разрушения сословных перегородок именно потому, что связывается в сознании со свободой самовыражения личности независимо от ее социального статуса.» Кириченко А.И.
Решающее воздействие на формирование нового стиля-
эклектики- оказали идеи романтизма.
Сравните свой ответ с мнением современного искусствоведа:«За отменой частного, казалось бы, закона, стоял протекавший в среде образованного

Слайд 21Романтизм в живописи.
Портреты О.Кипренского
(1782-1836): поэтичность, глубина, благородство чувств, близкие образам

пушкинской поэзии.По заказу А.Дельвига создает лучший прижизненный портрет поэта в 1827г. с натуры. «Себя как в зеркале я вижу,
но это зеркало мне льстит.»
А.С.Пушкин

Портрет В.Жуковского

Портрет Е.Авдулиной

Романтизм в живописи.Портреты О.Кипренского (1782-1836): поэтичность, глубина, благородство чувств, близкие образам пушкинской поэзии.По заказу А.Дельвига создает лучший

Слайд 22
В.А.Тропинин(1776-1857), воспитанный на сентиментализме XVIII в., испытывает романтическое
влияние н.XIXв.

Сам в прошлом крепостной, он воплотил в образах слуг, крестьян, мастеровых не только душевную чистоту и здоровье, но и благородство.
Творчество А.Г.Венецианова
(1780-1847) стало этапом в
формировании реализма.



Автопортрет»

«Кружевница»

«Гумно»

«На пашне. Весна»

«Захарка»

В.А.Тропинин(1776-1857), воспитанный на сентиментализме XVIII в., испытывает романтическое  влияние н.XIXв. Сам в прошлом крепостной, он воплотил

Слайд 23Реализм в живописи.
Ярким проявлением критического реализма явилось творчество П.А.Федотова(1815-1862).
Постигая

драматическую суть жизни, прошел путь от карикатурных сюжетов к трагическим и лаконичным образам.

«Завтрак аристократа»

«Сватовство майора»

«Вдовушка»

Реализм в живописи.Ярким проявлением критического реализма явилось творчество П.А.Федотова(1815-1862).  Постигая драматическую суть жизни, прошел путь от

Слайд 24В литературе 1-й пол. XIXв.- стремительная смена направлений:
Цель поэзии В.Жуковского(1783-1852)
пробуждение лучших

чувств в человеке,
ценность дружбы, долга, любви к
Отечеству(«Людмила», «Светлана», «Орлеанская
Дева», «Певец во стане русских воинов» и др.)
К.Рылеев(1795-1826)- яркий
представитель гражданского романтизма
идеи высокого служения Отчизне.
(поэмы «Войнаровский», «Наливайко», думы – «Наталья Долгорукова» и др. )
В литературе 1-й пол. XIXв.- стремительная смена направлений:Цель поэзии В.Жуковского(1783-1852)пробуждение лучших чувств в человеке,ценность дружбы, долга, любви

Слайд 25В сер. 30-х г.г.- реализм в литературе.
В творчестве А.С.Пушкина(1799-1837) впервые с

огромной художественной силой выразились русская жизнь, национальный характер, богатство и красота языка русского народа.По мнению поэта истинная народность-не в изображении сарафана, а в
раскрытии взаимоотношений
людей, личности и общества
в жизненной достоверности.

В.Тропинин «А.С.Пушкин»

В сер. 30-х г.г.- реализм в литературе.В творчестве А.С.Пушкина(1799-1837) впервые с огромной художественной силой выразились русская жизнь,

Слайд 26Н.В.Гоголь(1809-1852)
М.Ю.Лермонтов (1814-1848)
А.С.Грибоедов
Ф.Тютчев
Ф.Достоевский
Л.Толстой

Н.В.Гоголь(1809-1852)М.Ю.Лермонтов (1814-1848)А.С.ГрибоедовФ.ТютчевФ.ДостоевскийЛ.Толстой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть