Слайд 1Министерство образования и науки Республики Казахстан
Филиал АО «НЦПК «Орлеу» Институт повышения
квалификации педагогических работников по Алматинской области
Моделирование поурочных планов по технологии критического мышления по предмету «Основы религиоведения»
Выполнили: Касымбаев К. К.
Алматы 2017 г.
Слайд 2Актуальность темы:
Вопрос о месте и роли религии в жизни общества, ее
взаимоотношении с образованием и наукой имеет большое значение. До сих пор идет дискуссия о нужности или ненужности религиозного образования, приемлемости религиозного мировоззрения. Важно показать на фактическом материале подлинное отношение мировых религий к научному знанию, к процессу научного познания мира, огромную духовную роль религии для науки.
Слайд 3Цель проекта
Развитие мыслительных навыков учащихся, применимых в практической деятельности: обработки информации,
работы с текстом, принятия аргументированных решений, анализа различных сторон явлений; социализация личности в условиях многоконфессионального светского государства.
Слайд 4Задачи проекта
1. Сформировать знания учащихся об отношении крупнейших ученых к религии,
принципах взаимоотношений религии и школы в РК.
2. Развивать навыки логического мышления, групповой работы, навыков анализа учебного материала, его структурирования и классификации.
3. Воспитание научного мировоззрения, толерантности, правосознания, коллективизма.
Слайд 5Ожидаемый результат
Понимание взаимоотношения науки и религии, умение формировать и аргументировать свою
точку зрения по этому вопросу, знание принципов взаимоотношений школы и религии, понимание принципа религиозной толерантности.
Слайд 6Область применения
Преподавание предмета «Основы религиоведения» в средней школе, проведение внеклассной работы
по воспитанию основ взаимоотношения религии и общества.
Слайд 7Тема:
Религия, образование и наука
Слайд 8I стадия: вызов
1.Работа над таблицей соотношения понятий «Догмат - религия», деление
на группы.
(Учащиеся соотносят догмы учения с определенной религией, делятся на группы: ислам, христианство, буддизм в зависимости от сработанности в группах и знания материала )
Слайд 9Критерии оценивания
За правильное соотнесение догмата и религии:
1 – 2 ответа –
2 балла
3 ответа – 3 балла
4 ответа – 4 балла
5 ответов – 5 баллов
Слайд 10
2. Составить одно – два предложения, используя ключевые слова: вера, наука,
взаимоотношения, познание, мир, человек.
(Учащиеся формулируют возможности соотношения веры и знания, осмысливают тему урока)
Слайд 11II стадия: осмысление
1. Работа с текстом по методике «Инсерт» (с. 56
-57), составление справки – досье «Взгляды ученых на религию».
Роджер Бекон (1220-1292), которого современники называли «великим доктором», был прославленным английским ученым и богословом. Как исследователь, он настойчиво отстаивал точку зрения, согласно которой наука отнюдь не противоречит религии, а, наоборот, может быть действенным орудием убеждения атеистов в правоте тех, кто верует в Бога. Р. Бекон говорил: «Наука обладает важнейшими достоинствами для того, чтобы укреплять людей в вере.»
(Учащиеся определяют отношение известных ученых к религии, выделяют знакомый и незнакомый материал)
Слайд 12Галилео Галилей также говорил, что «природа, без сомнения, есть Вторая Книга
Бога, от которой мы не должны отказываться, которую мы обязаны читать». Таким образом, он утверждал, что не может быть никаких противоречий между религией и наукой, потому что обе книги сотворены Богом. «Глядя в книгу природы, мы, астрономы, будучи приверженцами религии Всевышнего, должны вознести Богу нашу хвалу», - говорил Иоганн Кеплер. На вопрос, зачем он занимается наукой, И. Кеплер отвечал: «Для того, чтобы почувствовать «вкус» творений Создателя». Роберт Бойль часто подчеркивал, что наука должна быть неотделима от веры в Бога. Также он утверждал, что совершенство живых организмов есть явное свидетельство существования Бога: «Совершенство существующих в мире систем, в особенности же удивительные свойства и способности животных, их вызывающее восторг строение на протяжении веков были причинами того, что мыслители признавали существование Творца».
Исаак Ньютон, которого считают величайшим ученым всех времен, был одновременно математиком и физиком. В своей знаменитой книге «Законы математики» о причине, вдохновившей его на научные изыскания, Ньютон писал: «Как немощные рабы, мы нуждаемся в Боге. В меру нашего ума мы должны постигнуть мощь и величие Божественного Знания и предаться Ему».
Луи Пастер, знаменитый ученый в истории медицины, в особенности прославившийся своей микробиологической теорией болезней, говоря о необходимости гармонии между наукой и религией, писал: «Чем больше я изучаю природу, тем больше перед лицом творений Создателя возрастает моя вера в Него». Ему же принадлежат слова: «Наука ведет человека к Богу».
Альберт Эйнштейн - один из самых значительных ученых нашей эпохи, не отрицал значение религии в познании. Он утверждал, что наука не может развиваться в отрыве от религии. В частности, он писал: «Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем больше мы приходим к выводам, которые неуклонно направляют нас к вере».
Слайд 13Критерии оценивания по количеству ученых:
1 – 2 ученых – 2 балла
3
– 5 ученых – 3 балла
6 – 8 ученых – 4 балла
9 – 10 ученых – 5 баллов
Слайд 14II стадия: осмысление
2. Работа по составлению кластера «Принципы взаимоотношения школы и
религии в РК» (с. 60 - 61), выделяют важнейшие из этих принципов.
(Учащиеся анализируют материал, выделяют необходимое по теме кластера, оценивают свое отношение к ним)
Слайд 16Критерии оценивания за кластер
1 правильный ответ – 1 балл
2 правильных ответа
– 2 балла
3 правильных ответа – 3 балла
4 правильных ответа – 4 балла
Слайд 17III стадия: рефлексия
1. Работа по группам: составление синквейна на тему «Наука
и религия», научная справка «Принципы взаимоотношений школы и религии в РК», сценка «Хиджаб в школе».
(Учащиеся определяют свое отношение к проблеме «Школа - религия», показывают практическое решение этой проблемы)
2. Взаимооценка представленных работ, аргументация своего отношения к проблеме, заполнение листа оценивания.
Слайд 18Критерии оценивания деятельности учащихся
0 – 9 баллов – оценка «2»
10 –
14 баллов – оценка «3»
15 – 17 баллов – оценка «4»
18 – 20 баллов – оценка «5»
Слайд 19Вывод
Применение технологии критического мышления на уроках религиоведения позволяет наиболее полно раскрыть
творческие и мыслительные способности учащихся, активизировать их познавательную деятельность, прививать навыки практического применения теоретических знаний.
Слайд 20Использованная литература
1. Практическое пособие «Государственно-конфессиональные отношения в РК». Астана, 2014 г.
2.
Сайт «Педсовет» (сообщество российских педагогов)
3. Гарифолла Есим. «Основы религиоведения». Алматы, 2013 г.